Гидрофторолефины
Гидрофторолефины (ГФО). Описание технологии
Физико-химические свойства:
Гидрофторолефины и гидрохлорфторолефины — озонобезопасные (ОРС=0) вещества с низким ПГП (от нескольких единиц до сотен), созданные как альтернатива традиционным ГХФУ/ГФУ.
В отличие от традиционных ГХФУ/ГФУ-хладагентов, представляющих собой фторсодержащие насыщенные алифатические углеводороды (алканы), ГФО — это ациклические непредельные углеводороды (алкены или олефины).
Физико-химические свойства ГФО, в частности, термодинамические характеристики, во многом схожи со свойствами традиционных хладагентов, для замены которых ГФО были разработаны.
Получение
ГФО разработаны и выпускаются компаниями Chemours (DuPont) и Honeywell (США), расширяющими производство, вводя в эксплуатацию новые предприятия, как в США, так и за их пределами — в Китае, Мексике.
На территории Российской Федерации ГХФО и ГФО не производятся и, по крайней мере, в течение ближайших 10-15 лет производиться не будут из-за патентных ограничений.
Воздействие на человека и окружающую среду
Практически все ГФО горючи. По классификации ASHRAE им присвоена категория (класс опасности) A2L — низкотоксичные (нетоксичные) трудновоспламеняемые.
Для воспламенения требуется концентрация ГФО более 100 г/м3 (как правило, не менее 300 г/м3). При возгорании скорость распространения пламени не превышает 10 см/c.
Помимо горючести опасность для человека представляет и то, что ГФО непригодны для дыхания и при этом тяжелее воздуха. Поэтому важно обеспечить вентиляцию рабочего места, особенно, если хладагент используется ниже уровня земли.
Прямой контакт с жидким хладагентом может повредить кожу, глаза и дыхательные пути, так как температура испарения, например, HFO-1234yf при атмосферном давлении составляет -30 °C.
Применение
HFO-1234ze (1,3,3,3-тетрафторпропен) — предназначен для применения в чиллерах, системах централизованного холодоснабжения, также используется как компонент смесевых хладагентов.
HFO-1234yf (2,3,3,3-тетрафторпропен) — применяется в качестве хладагента в холодильном и климатическом оборудовании, а также в автомобильных кондиционерах (как альтернатива R134а). Может использоваться для изготовления смесевых хладагентов.
HFO-1233zd (1-хлор-3,3,3-трифторпропен) разработан для применения в чиллерах центробежного типа и других мощных холодильных машинах.
L-40 — смесевой хладагент для прямой замены (ретрофита) R404A в средне- и низкотемпературном холодильном оборудовании.
L-41 — смесевой хладагент для замены R410A в климатическом оборудовании.
L-20 — смесевой хладагент для замены R22 в климатическом оборудовании без существенных изменений.
N-13 — смесевой хладагент для использования вместо R134а в новом оборудовании, при проектировании которого будет учтена меньшая объемная производительность нового хладагента.
N-40 — негорючая смесь насыщенных (предельных) ГФУ и ненасыщенного (непредельного) HFO-1234yf для замены R404A в климатическом оборудовании.
Дополнительные материалы
- Carrier считает, что ГФУ-хладагенты с низким ПГП нужны Европе для решения экологических задач
- Природные хладагенты – будущее России
- Reviews of Geophysics опубликовала отчет с пересчитанным потенциалом глобального потепления хладагентов
- «Хонивелл» инвестирует в расширение производства ГФО-1234YF в США
- Партнерство HONEYWELL и японского производителя в целях дальнейшего увеличения объема поставок нового экологичного хладагента для автомобильных систем кондиционирования
- Вебинар OzonAction: «Хладагенты, естественно!» против ГФО
- HFO-1234yf сочетает в себе безопасность, производительность, экологичность и приемлемую стоимость