Законодательство Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации в сфере охраны озонового слоя атмосферы и климата Земли включает в себя:
- законодательные акты (федеральные законы, кодексы);
- федеральные подзаконные акты (указы президента, постановления и распоряжения правительства);
- ведомственные акты (приказы, инструкции, распоряжения федеральных органов исполнительной власти).
Законодательные акты
Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с изменениями и дополнениями)
Пункт 8 статьи 16 Федерального закона запрещает «проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя атмосферы, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды».
Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями)
Статья 1 Федерального закона содержит определение основных понятий, среди которых озоноразрушающие вещества, их обращение, рекуперация, восстановление, рециркуляция, уничтожение и потребление.
Статья 18.1 (введена Федеральным законом от 23 июля 2013 г. №226-ФЗ) предусматривает экономическое стимулирование прекращения производства и использования ОРВ и содержащей их продукции.
Статья 51 содержит требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Пунктом 2 статьи запрещается «захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения».
Статья 54 говорит о том, что охрана озонового слоя атмосферы обеспечивается путем регулирования производства и использования ОРВ нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации. Это регулирование производится в соответствии с международными договорами, нормами международного права, а также законодательством Российской Федерации.
Статья 69.1 описывает цели, содержание и порядок государственного учета обращения ОРВ.
Федеральный закон от 23.07.2013 №226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон создает правовую основу для выполнения Российской Федерацией обязательств по Монреальскому протоколу, устанавливает перечень ОРВ, обращение которых подлежит государственному регулированию, а также допустимые объемы производства и потребления таких веществ.
Кроме того, законом устанавливается административная ответственность за несоблюдение требований при обращении с озоноразрушающими веществами.
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. №296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»
(Вступает в силу с 30 декабря 2021 года)
Федеральный закон определяет основы правового регулирования отношений в сфере деятельности, которая сопровождается выбросами парниковых газов и осуществляется на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, российском секторе Каспийского моря.
В законе даются основные определения, устанавливаются принципы и меры ограничения парниковых газов. К таким мерам отнесены: государственный учет выбросов парниковых газов; установление целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов; поддержка деятельности по сокращению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ
Статья 8.2.1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (введена Федеральным законом от 17 июня 2019 г. №141-ФЗ)
Таблица. Административная ответственность, предусмотренная ст. 8.2.1 КоАП РФ
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой | Повторное несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой в течение года | |
---|---|---|
Граждане | Административный штраф от 1000 до 2000 рублей | Административный штраф от 2500 до 3500 рублей |
Должностные лица | Административный штраф от 10 000 до 30 000 рублей | Административный штраф от 30 000 до 50 000 рублей |
Предприниматели без образования юридического лица | Административный штраф от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | Административный штраф от 50 000 до 70 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Юридические лица | Административный штраф от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | Административный штраф от 250 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ
(ред. от 01.07.2021)
Согласно статье 226.1, незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза или государственную границу Российской Федерации стратегически важных товаров и ресурсов (к которым отнесены ОРВ и содержащая их продукция) в крупных размерах наказывается:
- лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 100 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
То же деяние, совершенное:
- должностным лицом с использованием своего служебного положения;
- с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль;
- группой лиц по предварительному сговору,—
- наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.
Те же деяния, совершенные организованной группой:
- наказываются лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
Перечень стратегически важных товаров и ресурсов утверждается Правительством Российской Федерации.
Крупным размером для ОРВ и содержащей их продукции признается стоимость, превышающая один миллион рублей.
Федеральные подзаконные акты
Указ Президента Российской Федерации от 04.11.2020 №666 «О сокращении выбросов парниковых газов»
В целях реализации Российской Федерацией Парижского соглашения от 12 декабря 2015 г. правительству поручено обеспечить сокращение выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года, разработать и утвердить Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, обеспечить создание условий для реализации мер по сокращению и предотвращению выбросов парниковых газов, а также по увеличению поглощения таких газов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.1992 №378 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой»
(в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 20.05.1997 №612, от 26.07.2004 №380)
В числе прочего, данное постановление поручает соответствующим организациям и ведомствам разработать государственную программу по производству озонобезопасных хладонов и оценить объем финансирования, требуемого для проведения соответствующих научно-исследовательских разработок.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 №539 «О принятии Российской Федерацией поправок к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой» (с изменениями и дополнениями от 14 марта 2014 г.)
С подписанием данного документа Российская Федерация присоединилась к Копенгагенской, Монреальской и Пекинской поправкам к Монреальскому протоколу.
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 №687 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается прибытие на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ»
Постановление и приложение к нему устанавливают список пунктов пропуска, через которые допускается ввоз озоноразрушающих веществ на территорию Российской Федерации. В список вошли:
- Автомобильный пункт пропуска Убылинка (российско-латвийский участок государственной границы).
- Железнодорожные пункты пропуска Ивангород (российско-эстонский участок государственной границы), Себеж (российско-латвийский участок государственной границы).
- Морские пункты пропуска Большой порт Санкт-Петербург, Владивосток, Восточный, Калининград, Новороссийск.
Постановление Правительства РФ от 25.03.2020 г. №333 «О принятии Российской Федерацией поправки к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой»
Документ постановляет, что Российская Федерация присоединяется к Кигалийской поправке к Монреальскому протоколу с 1 января 2021 года.
Кигалийская поправка дополняет перечень веществ, подлежащих регулированию в рамках Монреальского протокола, списком из 18 гидрофторуглеродов (ГФУ).
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 №206 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» (ред. от 01.09.2023)
Постановление определяет перечень веществ, подлежащих государственному регулированию, а также допустимые объемы их потребления. В определенный документом перечень веществ включен список F — 18 гидрофторуглеродов (ГФУ).
Допустимый объем потребления в Российской Федерации озоноразрушающих веществ (ОРВ) группы I списка C перечня регулируемых веществ (ГХФУ) на 2022 – 2029 годы не должен превышать 19,98 тонн озоноразрушающей способности (ОРС) ежегодно.
Допустимый объем потребления регулируемых веществ списка F (ГФУ) не должен превышать:
- в 2022—2024 годах — 46292794 тонны эквивалента CO2 ежегодно,
- в 2025—2028 годах — 31674017 тонн эквивалента CO2 ежегодно,
- в 2029—2033 годах — 14618777 тонн эквивалента CO2 ежегодно,
- в 2034—2035 годах — 9745851 тонну эквивалента CO2 ежегодно,
- в 2036 году — 7309389 тонн эквивалента CO2.
С 2037 года потребление регулируемых веществ списка F осуществляется в объеме, не превышающем 7309389 тонн эквивалента CO2, если иное не будет определено международными договорами Российской Федерации.
Постановление определяет порядок государственного учета обращения ОРВ и ГФУ, формы и сроки подачи отчетности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, использование, хранение, рекуперацию, восстановление, рециркуляцию и уничтожение озоноразрушающих веществ на территории Российской Федерации. Соответствующие положения документа вступают в силу с 1 сентября 2022 года.
Распоряжение Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. №3270-р «Об утверждении количества конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме их потребления и допустимого объема производства озоноразрушающих веществ в РФ на 2021 г.»
В соответствии с документом, на 2021 год допустимые объемы потребления ОРВ в РФ составили: ГХФУ-22 – 363,273 метрической тонны (м. т.), при этом допустимый объем производства — 45363,273 м. т., из которых 45000 м. т. предназначены для использования исключительно в качестве сырья. Допустимые объемы производства других ОРВ для использования в качестве сырья: ХФУ-113 – 4000 м. т., ЧХУ – 13200 м. т., ГХФУ-21 – 6000 м. т. ГХФУ-124a – 3000 м. т., ГХФУ-142b – 4000 м. т., ГХФУ-226 – 3000 м. т.
Распоряжение Правительства РФ от 19 ноября 2021 г. №3258-р «Об утверждении количества конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме их потребления и допустимого объема производства озоноразрушающих веществ в РФ на 2022 г.»
В соответствии с документом, в 2022 году в России разрешено использовать два вида ОРВ — дифторхлорметан (ГХФУ-22) и 1,1,1-фтордихлорэтан (ГХФУ-141b) в количестве 218,654 и 72,309 метрической тонны (м. т.), соответственно.
Постановление также устанавливает допустимые объемы производства ОРВ в Российской Федерации. Согласно документу, в 2022 году эти объемы составят: 5000 м. т. ХФУ-113, 15200 м. т. четыреххлористого углерода (ЧХУ), 8000 м. т. ГХФУ-21, 47218,654 м. т. ГХФУ-22, 5000 м. т. ГХФУ-124a, 5000 м. т. ГХФУ-142b, 5000 м. т. ГХФУ-226.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.04.2022 г. №930-р
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.04.2022 г. №930-р устанавливает допустимые объемы производства и ввоза в Российскую Федерацию регулируемых веществ списка F (куда входят 18 наиболее распространенных ГФУ), распределенные по заявителям.
Вступление этого документа в силу позволяет импортерам хладагентов, получившим соответствующую квоту, приступить к оформлению разрешительных документов и, собственно, ввозу ГФУ на территорию Российской Федерации.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2022 г. №3219-р
Правительством Российской Федерации утверждён комплекс мероприятий по минимизации загрязнения Арктической зоны России. Эти мероприятия являются частью единого плана, предусмотренного Основами государственной политики в Арктике и Стратегией развития Арктической зоны до 2035 года, утверждённых Президентом России в 2020 году. Эти документы направлены на повышение качества жизни северян, увеличение вклада Арктической зоны в российскую экономику, сохранение окружающей среды и устойчивое развитие северных регионов.
Всего комплекс включает 13 мероприятий по сокращению выбросов в атмосферу и сбросов в морские и речные акватории. Каждое из них закреплено за конкретным министерством или ведомством.
Так, на Минприроды, Росприроднадзор, Минэнерго и власти регионов, входящих в Арктическую зону, возложена проработка предложений по увеличению платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и в акватории морей и рек.
Минстрою, Минэнерго и региональным властям поручено принять меры по сокращению использования угля и мазута в качестве топлива и модернизации котельных и ТЭЦ для перевода их на природный газ, биотопливо или древесные пеллеты и щепу. Кроме того, Минэнерго необходимо разработать планы по стимулированию перехода автомобильного, морского и внутреннего водного транспорта на газомоторное топливо.
Минстрой и региональные власти должны будут разработать программы строительства и модернизации сооружений для очистки бытовых канализационных стоков населённых пунктов, а также приёма и очистки сточных вод с судов, заходящих в арктические порты.
Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2022 г. №3547-р «О количестве конкретных веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию, в допустимом объеме потребления таких веществ в Российской Федерации, за исключением веществ, включенных в список F перечня веществ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2022 г. №206 "О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой"»
В соответствии с документом, в 2023 году в России разрешено использовать 238,236 метрической тонны (м. т.) дифторхлорметан (ГХФУ-22), весь допустимый к потреблению объем которого производится на территории Российской Федерации, и 62,518 м. т. 1,1,1-фтордихлорэтана (ГХФУ-141b), весь допустимый к потреблению объем которого ввозится из-за рубежа.
Постановление также устанавливает допустимые объемы производства ОРВ в Российской Федерации. Согласно документу, в 2023 году эти объемы составят: 300 м. т. ХФУ-12, 5000 м. т. ХФУ-113, 16200 м. т. четыреххлористого углерода (ЧХУ), 8000 м. т. ГХФУ-21, 47238,236 м. т. ГХФУ-22, 5000 м. т. ГХФУ-124a, 5000 м. т. ГХФУ-142b, 5000 м. т. ГХФУ-226. Все эти объемы за исключением 238,236 м. т. ГХФУ-22 будут произведены для использования исключительно в качестве сырья для производства других химических веществ на территории Российской Федерации, а также для вывоза из Российской Федерации.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №4408-р
Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №4408-р устанавливает допустимый объем потребления в Российской Федерации веществ, включенных в список F утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2022 года №206 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» перечня, куда входят 18 ГФУ, на 2023 год.
Согласно документу, объем потребления веществ, включенных в список F, в чистом виде и смесях в 2023 году не должен превышать 46 292 794 тонны эквивалента CO2, при этом:
- объем в 45 230 794 тонны эквивалента CO2 планируется к ввозу в Российскую Федерацию;
- объем в 1 062 000 тонн эквивалента CO2 планируется произвести в Российской Федерации.
Данные объемы распределены между предприятиями-импортерами, осуществляющими ввоз регулируемых веществ из списка F для нужд фармацевтического производства (5 юридических лиц), для иных нужд, в том числе – для холодильной и климатической отрасли (133 юридических лица и индивидуальных предпринимателя), а также между предприятиями-производителями.
Вступление распоряжения в силу позволяет импортерам, получившим соответствующую квоту, приступить к оформлению разрешительных документов и, собственно, ввозу ГФУ на территорию Российской Федерации.
Ведомственные акты
Приказ Минпромторга России от 18.10.2017 №3624 (ред. от 28.10.2021) «Об утверждении Административного регламента Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензий и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров»
Приказом утверждается Административный регламент Минпромторга России по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензий и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, в перечень которых входят, в частности, озоноразрушающие вещества и содержащая их продукция.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19 ноября 2021 г. №811 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче заключений (разрешительных документов) на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции»
Приказом утверждаются: Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение ОРВ и содержащей их продукции; перечень территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; процедура выдачи разрешений на трансграничное перемещение ОРВ и содержащей их продукции.
Приказ вступил в силу 11 декабря 2021 года — в день признания утратившим силу Приказа Минприроды России от 22.11.2011 №907, утверждавшего ранее действующий регламент.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.01.2021 №8 «Об установлении на 2021-2036 годы допустимых ежегодных объемов потребления в Российской Федерации регулируемых веществ, включенных в список F перечня веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2014 г. №228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой», выраженных в эквиваленте СО2»
Приказ устанавливает допустимый объем потребления в Российской Федерации ГФУ из списка, включенного в перечень веществ, обращение которых подлежит государственному регулированию, выраженный в эквиваленте CO2. В 2021—2023 годах он не должен превышать 46 292 794 тонны CO2-экв. ежегодно, в 2024—2028 годах—31 674 017 тонн CO2-экв. ежегодно, в 2029—2033 годах—14 618 777 тонн CO2-экв. ежегодно, в 2034—2035 годах—9 745 851 тонны CO2-экв. ежегодно, в 2036 году—7 309 389 тонн CO2-экв.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.03.2022 №197 «Об утверждении порядка ежегодного расчета допустимого объема производства в Российской Федерации веществ, включенных в список F перечня веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 №206, и ежегодного расчета объема веществ, включенных в список F перечня веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 №206, планируемого к ввозу в Российскую Федерацию, в допустимом объеме их потреблении в Российской Федерации»
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.07.2022 №485 «Об утверждении порядка ежегодного расчёта допустимого объёма производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации и ежегодного расчёта количества конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объёме потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации, за исключением регулируемых веществ списка F перечня веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 №206»
Приказом утверждается порядок ежегодного расчёта допустимого объёма производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации за исключением регулируемых веществ списка F, а также признаются утратившими силу приказ Минприроды России от 9 июля 2014 г. №319 и вносившие в него изменения ведомственные акты.
Утверждённый приказом порядок расчёта по содержанию аналогичен ранее действовавшему, утверждённому приказом №319, а отличия имеют юридико-технический характер.