Вывод озоноразрушающих веществ и фторсодержащих газов в Российской Федерации
  • Арктический совет
  • Нефко
  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • МЦНТИ
Назад

Законодательство Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации в сфере охраны озонового слоя атмосферы и климата Земли включает в себя:

Законодательные акты

Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с изменениями и дополнениями)

Пункт 8 статьи 16 Федерального закона запрещает «проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя атмосферы, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды».

Текст документа

Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями)

Статья 1 Федерального закона содержит определение основных понятий, среди которых озоноразрушающие вещества, их обращение, рекуперация, восстановление, рециркуляция, уничтожение и потребление.

Статья 18.1 (введена Федеральным законом от 23 июля 2013 г. №226-ФЗ) предусматривает экономическое стимулирование прекращения производства и использования ОРВ и содержащей их продукции.

Статья 51 содержит требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Пунктом 2 статьи запрещается «захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения».

Статья 54 говорит о том, что охрана озонового слоя атмосферы обеспечивается путем регулирования производства и использования ОРВ нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации. Это регулирование производится в соответствии с международными договорами, нормами международного права, а также законодательством Российской Федерации.

Статья 69.1 описывает цели, содержание и порядок государственного учета обращения ОРВ.

Текст документа

Федеральный закон от 23.07.2013 №226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон создает правовую основу для выполнения Российской Федерацией обязательств по Монреальскому протоколу, устанавливает перечень ОРВ, обращение которых подлежит государственному регулированию, а также допустимые объемы производства и потребления таких веществ.

Кроме того, законом устанавливается административная ответственность за несоблюдение требований при обращении с озоноразрушающими веществами.

Текст документа

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. №296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»

(Вступает в силу с 30 декабря 2021 года)

Федеральный закон определяет основы правового регулирования отношений в сфере деятельности, которая сопровождается выбросами парниковых газов и осуществляется на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, российском секторе Каспийского моря.

В законе даются основные определения, устанавливаются принципы и меры ограничения парниковых газов. К таким мерам отнесены: государственный учет выбросов парниковых газов; установление целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов; поддержка деятельности по сокращению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов.

Текст документа

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ

Статья 8.2.1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (введена Федеральным законом от 17 июня 2019 г. №141-ФЗ)

Таблица. Административная ответственность, предусмотренная ст. 8.2.1 КоАП РФ

  Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой Повторное несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой в течение года
Граждане Административный штраф от 1000 до 2000 рублей Административный штраф от 2500 до 3500 рублей
Должностные лица Административный штраф от 10 000 до 30 000 рублей Административный штраф от 30 000 до 50 000 рублей
Предприниматели без образования юридического лица Административный штраф от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток Административный штраф от 50 000 до 70 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридические лица Административный штраф от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток Административный штраф от 250 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Текст документа

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ

(ред. от 01.07.2021)

Согласно статье 226.1, незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза или государственную границу Российской Федерации стратегически важных товаров и ресурсов (к которым отнесены ОРВ и содержащая их продукция) в крупных размерах наказывается:

- лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 100 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

То же деяние, совершенное:

  • должностным лицом с использованием своего служебного положения;
  • с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль;
  • группой лиц по предварительному сговору,—

- наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

Те же деяния, совершенные организованной группой:

- наказываются лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Перечень стратегически важных товаров и ресурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

Крупным размером для ОРВ и содержащей их продукции признается стоимость, превышающая один миллион рублей.

Текст документа

Федеральные подзаконные акты

Указ Президента Российской Федерации от 04.11.2020 №666 «О сокращении выбросов парниковых газов»

В целях реализации Российской Федерацией Парижского соглашения от 12 декабря 2015 г. правительству поручено обеспечить сокращение выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года, разработать и утвердить Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, обеспечить создание условий для реализации мер по сокращению и предотвращению выбросов парниковых газов, а также по увеличению поглощения таких газов.

Текст документа

Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2023 №812 «Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации»

Указ утверждает климатическую доктрину Российской Федерации. Доктрина является основой для выработки и реализации климатической политики.

Стратегической целью климатической политики является обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации, включая институциональный, экономический, экологический и социальный, в том числе демографический, факторы, в условиях изменения климата и возникновения сопутствующих ему угроз.

Ключевой долгосрочной целью климатической политики является достижение с учетом национальных интересов и приоритетов социально-экономического развития не позднее 2060 года баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением.

Текст документа

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.1992 №378 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой»

(в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 20.05.1997 №612, от 26.07.2004 №380)

В числе прочего, данное постановление поручает соответствующим организациям и ведомствам разработать государственную программу по производству озонобезопасных хладонов и оценить объем финансирования, требуемого для проведения соответствующих научно-исследовательских разработок.

Текст документа

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 №539 «О принятии Российской Федерацией поправок к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой» (с изменениями и дополнениями от 14 марта 2014 г.)

С подписанием данного документа Российская Федерация присоединилась к Копенгагенской, Монреальской и Пекинской поправкам к Монреальскому протоколу.

Текст документа

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 №687 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается прибытие на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ»

Постановление и приложение к нему устанавливают список пунктов пропуска, через которые допускается ввоз озоноразрушающих веществ на территорию Российской Федерации. В список вошли:

  • Автомобильный пункт пропуска Убылинка (российско-латвийский участок государственной границы).
  • Железнодорожные пункты пропуска Ивангород (российско-эстонский участок государственной границы), Себеж (российско-латвийский участок государственной границы).
  • Морские пункты пропуска Большой порт Санкт-Петербург, Владивосток, Восточный, Калининград, Новороссийск.

Текст документа

Постановление Правительства РФ от 25.03.2020 г. №333 «О принятии Российской Федерацией поправки к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой»

Документ постановляет, что Российская Федерация присоединяется к Кигалийской поправке к Монреальскому протоколу с 1 января 2021 года.

Кигалийская поправка дополняет перечень веществ, подлежащих регулированию в рамках Монреальского протокола, списком из 18 гидрофторуглеродов (ГФУ).

Текст документа

Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 №206 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» (ред. от 01.09.2023)

Постановление определяет перечень веществ, подлежащих государственному регулированию, а также допустимые объемы их потребления. В определенный документом перечень веществ включен список F — 18 гидрофторуглеродов (ГФУ).

Допустимый объем потребления в Российской Федерации озоноразрушающих веществ (ОРВ) группы I списка C перечня регулируемых веществ (ГХФУ) на 2022 – 2029 годы не должен превышать 19,98 тонн озоноразрушающей способности (ОРС) ежегодно.

Допустимый объем потребления регулируемых веществ списка F (ГФУ) не должен превышать:

  • в 2022—2024 годах — 46292794 тонны эквивалента CO2 ежегодно,
  • в 2025—2028 годах — 31674017 тонн эквивалента CO2 ежегодно,
  • в 2029—2033 годах — 14618777 тонн эквивалента CO2 ежегодно,
  • в 2034—2035 годах — 9745851 тонну эквивалента CO2 ежегодно,
  • в 2036 году — 7309389 тонн эквивалента CO2.

С 2037 года потребление регулируемых веществ списка F осуществляется в объеме, не превышающем 7309389 тонн эквивалента CO2, если иное не будет определено международными договорами Российской Федерации.

Постановление определяет порядок государственного учета обращения ОРВ и ГФУ, формы и сроки подачи отчетности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, использование, хранение, рекуперацию, восстановление, рециркуляцию и уничтожение озоноразрушающих веществ на территории Российской Федерации. Соответствующие положения документа вступают в силу с 1 сентября 2022 года.

Текст документа

Распоряжение Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. №3270-р «Об утверждении количества конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме их потребления и допустимого объема производства озоноразрушающих веществ в РФ на 2021 г.»

В соответствии с документом, на 2021 год допустимые объемы потребления ОРВ в РФ составили: ГХФУ-22 – 363,273 метрической тонны (м. т.), при этом допустимый объем производства — 45363,273 м. т., из которых 45000 м. т. предназначены для использования исключительно в качестве сырья. Допустимые объемы производства других ОРВ для использования в качестве сырья: ХФУ-113 – 4000 м. т., ЧХУ – 13200 м. т., ГХФУ-21 – 6000 м. т. ГХФУ-124a – 3000 м. т., ГХФУ-142b – 4000 м. т., ГХФУ-226 – 3000 м. т.

Текст документа

Распоряжение Правительства РФ от 19 ноября 2021 г. №3258-р «Об утверждении количества конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме их потребления и допустимого объема производства озоноразрушающих веществ в РФ на 2022 г.»

В соответствии с документом, в 2022 году в России разрешено использовать два вида ОРВ — дифторхлорметан (ГХФУ-22) и 1,1,1-фтордихлорэтан (ГХФУ-141b) в количестве 218,654 и 72,309 метрической тонны (м. т.), соответственно.

Постановление также устанавливает допустимые объемы производства ОРВ в Российской Федерации. Согласно документу, в 2022 году эти объемы составят: 5000 м. т. ХФУ-113, 15200 м. т. четыреххлористого углерода (ЧХУ), 8000 м. т. ГХФУ-21, 47218,654 м. т. ГХФУ-22, 5000 м. т. ГХФУ-124a, 5000 м. т. ГХФУ-142b, 5000 м. т. ГХФУ-226.

Текст документа

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.04.2022 г. №930-р

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.04.2022 г. №930-р устанавливает допустимые объемы производства и ввоза в Российскую Федерацию регулируемых веществ списка F (куда входят 18 наиболее распространенных ГФУ), распределенные по заявителям.

Вступление этого документа в силу позволяет импортерам хладагентов, получившим соответствующую квоту, приступить к оформлению разрешительных документов и, собственно, ввозу ГФУ на территорию Российской Федерации.

Текст документа

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2022 г. №3219-р

Правительством Российской Федерации утверждён комплекс мероприятий по минимизации загрязнения Арктической зоны России. Эти мероприятия являются частью единого плана, предусмотренного Основами государственной политики в Арктике и Стратегией развития Арктической зоны до 2035 года, утверждённых Президентом России в 2020 году. Эти документы направлены на повышение качества жизни северян, увеличение вклада Арктической зоны в российскую экономику, сохранение окружающей среды и устойчивое развитие северных регионов.

Всего комплекс включает 13 мероприятий по сокращению выбросов в атмосферу и сбросов в морские и речные акватории. Каждое из них закреплено за конкретным министерством или ведомством.

Так, на Минприроды, Росприроднадзор, Минэнерго и власти регионов, входящих в Арктическую зону, возложена проработка предложений по увеличению платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и в акватории морей и рек.

Минстрою, Минэнерго и региональным властям поручено принять меры по сокращению использования угля и мазута в качестве топлива и модернизации котельных и ТЭЦ для перевода их на природный газ, биотопливо или древесные пеллеты и щепу. Кроме того, Минэнерго необходимо разработать планы по стимулированию перехода автомобильного, морского и внутреннего водного транспорта на газомоторное топливо.

Минстрой и региональные власти должны будут разработать программы строительства и модернизации сооружений для очистки бытовых канализационных стоков населённых пунктов, а также приёма и очистки сточных вод с судов, заходящих в арктические порты.

Текст документа

Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2022 г. №3547-р «О количестве конкретных веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию, в допустимом объеме потребления таких веществ в Российской Федерации, за исключением веществ, включенных в список F перечня веществ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2022 г. №206 "О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой"»

В соответствии с документом, в 2023 году в России разрешено использовать 238,236 метрической тонны (м. т.) дифторхлорметан (ГХФУ-22), весь допустимый к потреблению объем которого производится на территории Российской Федерации, и 62,518 м. т. 1,1,1-фтордихлорэтана (ГХФУ-141b), весь допустимый к потреблению объем которого ввозится из-за рубежа.

Постановление также устанавливает допустимые объемы производства ОРВ в Российской Федерации. Согласно документу, в 2023 году эти объемы составят: 300 м. т. ХФУ-12, 5000 м. т. ХФУ-113, 16200 м. т. четыреххлористого углерода (ЧХУ), 8000 м. т. ГХФУ-21, 47238,236 м. т. ГХФУ-22, 5000 м. т. ГХФУ-124a, 5000 м. т. ГХФУ-142b, 5000 м. т. ГХФУ-226. Все эти объемы за исключением 238,236 м. т. ГХФУ-22 будут произведены для использования исключительно в качестве сырья для производства других химических веществ на территории Российской Федерации, а также для вывоза из Российской Федерации.

Текст документа

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №4408-р

Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2022 года №4408-р устанавливает допустимый объем потребления в Российской Федерации веществ, включенных в список F утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2022 года №206 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» перечня, куда входят 18 ГФУ, на 2023 год.

Согласно документу, объем потребления веществ, включенных в список F, в чистом виде и смесях в 2023 году не должен превышать 46 292 794 тонны эквивалента CO2, при этом:

  • объем в 45 230 794 тонны эквивалента CO2 планируется к ввозу в Российскую Федерацию;
  • объем в 1 062 000 тонн эквивалента CO2 планируется произвести в Российской Федерации.

Данные объемы распределены между предприятиями-импортерами, осуществляющими ввоз регулируемых веществ из списка F для нужд фармацевтического производства (5 юридических лиц), для иных нужд, в том числе – для холодильной и климатической отрасли (133 юридических лица и индивидуальных предпринимателя), а также между предприятиями-производителями.

Вступление распоряжения в силу позволяет импортерам, получившим соответствующую квоту, приступить к оформлению разрешительных документов и, собственно, ввозу ГФУ на территорию Российской Федерации.

Текст документа

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.12.2023 №3867-р

Согласно распоряжению, на 2024 год в России разрешено использовать 238,306 метрической тонны (м. т.) дифторхлорметана (ГХФУ-22), весь допустимый к потреблению объем которого производится на территории Российской Федерации, а 50 м. т. 1,1,1-фтордихлорэтана (ГХФУ-141b), весь допустимый к потреблению объем которого ввозится из-за рубежа.

Распоряжение также устанавливает допустимые объемы производства ОРВ в Российской Федерации. Так, в 2024 году в России разрешается произвести 300 м. т. ХФУ-12, 500 м. т. ХФУ-113, 700 м. т. галона 2402, 16200 м. т. четыреххлористого углерода (ЧХУ), 8000 м. т. ГХФУ-21, 47238,306 м. т. ГХФУ-22, 5000 м. т. ГХФУ-124a, 5000 м. т. ГХФУ-142b, 5000 м. т. ГХФУ-226. Все эти объемы за исключением 238,306 м. т. ГХФУ-22 будут произведены для использования исключительно в качестве сырья для производства других химических веществ на территории Российской Федерации, а также для вывоза из Российской Федерации.

Текст документа

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.12.2023 №3868-р

Распоряжение устанавливает допустимый объем потребления в Российской Федерации веществ, включенных в список F перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2022 года №206 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой», на 2024 год.

В 2024 году объем потребления веществ, включенных в список F (то есть, ГФУ), в чистом виде и смесях в Российской Федерации не должен превышать 46 292 794 тонны эквивалента CO2, при этом:

  • объем в 45 230 794 тонны эквивалента CO2 планируется к ввозу в Российскую Федерацию;
  • объем в 1 062 000 тонн эквивалента CO2 планируется произвести в Российской Федерации.

Данные объемы распределены между предприятиями-импортерами, осуществляющими ввоз регулируемых веществ из списка F для нужд фармацевтического производства (6 юридических лиц), для иных нужд, в том числе – для холодильной и климатической отрасли (143 юридических лица и индивидуальных предпринимателя), а также между предприятиями-производителями.

После вступления распоряжения в силу импортеры, получившие соответствующую квоту, могут приступать к оформлению разрешительных документов, а затем – к ввозу ГФУ на территорию Российской Федерации.

Текст документа

Ведомственные акты

Приказ Минпромторга России от 18.10.2017 №3624 (ред. от 28.10.2021) «Об утверждении Административного регламента Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензий и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров»

Приказом утверждается Административный регламент Минпромторга России по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензий и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, в перечень которых входят, в частности, озоноразрушающие вещества и содержащая их продукция.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19 ноября 2021 г. №811 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче заключений (разрешительных документов) на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции»

Приказом утверждаются: Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение ОРВ и содержащей их продукции; перечень территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; процедура выдачи разрешений на трансграничное перемещение ОРВ и содержащей их продукции.

Приказ вступил в силу 11 декабря 2021 года — в день признания утратившим силу Приказа Минприроды России от 22.11.2011 №907, утверждавшего ранее действующий регламент.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.01.2021 №8 «Об установлении на 2021-2036 годы допустимых ежегодных объемов потребления в Российской Федерации регулируемых веществ, включенных в список F перечня веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2014 г. №228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой», выраженных в эквиваленте СО2»

Приказ устанавливает допустимый объем потребления в Российской Федерации ГФУ из списка, включенного в перечень веществ, обращение которых подлежит государственному регулированию, выраженный в эквиваленте CO2. В 2021—2023 годах он не должен превышать 46 292 794 тонны CO2-экв. ежегодно, в 2024—2028 годах—31 674 017 тонн CO2-экв. ежегодно, в 2029—2033 годах—14 618 777 тонн CO2-экв. ежегодно, в 2034—2035 годах—9 745 851 тонны CO2-экв. ежегодно, в 2036 году—7 309 389 тонн CO2-экв.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.03.2022 №197 «Об утверждении порядка ежегодного расчета допустимого объема производства в Российской Федерации веществ, включенных в список F перечня веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 №206, и ежегодного расчета объема веществ, включенных в список F перечня веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 №206, планируемого к ввозу в Российскую Федерацию, в допустимом объеме их потреблении в Российской Федерации»

Текст документа

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.07.2022 №485 «Об утверждении порядка ежегодного расчёта допустимого объёма производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации и ежегодного расчёта количества конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объёме потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации, за исключением регулируемых веществ списка F перечня веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 №206»

Приказом утверждается порядок ежегодного расчёта допустимого объёма производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации за исключением регулируемых веществ списка F, а также признаются утратившими силу приказ Минприроды России от 9 июля 2014 г. №319 и вносившие в него изменения ведомственные акты.

Утверждённый приказом порядок расчёта по содержанию аналогичен ранее действовавшему, утверждённому приказом №319, а отличия имеют юридико-технический характер.

Текст документа

Уважаемый посетитель! Сайт www.ozoneprogram.ru использует файлы cookie и похожие технологии, чтобы с помощью достоверной и персонализированной информации улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с предупреждением об использовании файлов cookie на сайте www.ozoneprogram.ru. Если вы не согласны с использованием файлов cookie, настройте браузер или откажитесь от посещения сайта.