Вывод озоноразрушающих веществ и фторсодержащих газов в Российской Федерации
  • Арктический совет
  • Нефко
  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • МЦНТИ
Назад

Обзор международного опыта в сфере поэтапного сокращения потребления фторсодержащих парниковых газов антропогенного происхождения по состоянию на 2023 год

Подготовлен экспертами Международного центра научной и технической информации (МЦНТИ) в августе 2023 г.

15 октября 2016 г. на XXVIII-м Совещании Сторон Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреальский протокола) в Руанде была принята Кигалийская поправка, предусматривающая поэтапное сокращение производства и потребления гидрофторуглеродов (ГФУ) [1]. ГФУ – синтетические фторсодержащие парниковые газы (Ф-газы), обладающие высоким потенциалом глобального потепления (ПГП).

Основные области применения ГФУ – хладагенты (для холодильного оборудования, систем кондиционирования воздуха и тепловых насосов), вспениватели, огнегасящие агенты, пропелленты и растворители.

По состоянию на 3 октября 2023 г. (последние опубликованные данные) Кигалийскую поправку ратифицировала 155 Сторон Монреальского протокола (из 198) [2]. Российская Федерация присоединилась к поправке в 2020 году [3] во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2020 г. №333 «О принятии Российской Федерацией поправки к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой».

Сторонами поправки являются как страны, уже страдающие от катастрофических последствий изменения климата, такие как Багамские острова, Мозамбик, Филиппины и др., так и ведущие экономики мира, среди которых США, Китай, Индия, Япония, Европейский союз и входящие в него страны. Учитывая опыт ратификации других поправок к Монреальскому протоколу, можно с большой долей уверенности заявить, что присоединение к Кигалийской поправке остальных Сторон протокола – вопрос времени.

Надлежащее исполнение международных обязательств по сокращению производства и потребления ГФУ без ущерба для холодильной и климатической отраслей, являющихся, в числе прочего, важными элементами обеспечения промышленной и продовольственной безопасности, требует принятия мер политического и законодательного характера. В 2018 г. филиал «ОзонЭкшн» (OzonAction) Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), являющийся частью Отдела технологий, промышленности и экономики ЮНЕП (ЮНЕП – «ОзонЭкшн»), подготовил брошюру [4], в которой были предложены различные варианты таких мер в отношении ГФУ, сгруппированных в 5 категорий:

К настоящему времени в мире уже накоплен определенный опыт реализации этих и иных решений, который можно было бы принять во внимание при разработке мер государственного регулирования обращения ГФУ.

1. Мониторинг и контроль торговли ГФУ

1.1. Квоты на импорт ГФУ

Квотирование импорта ГФУ позволяет не допустить превышения пределов потребления этих веществ, установленных Кигалийской поправкой к Монреальскому протоколу (или национальным законодательством, если оно предусматривает более строгий график сокращения потребления ГФУ). Четко сформулированные принципы и отработанный механизм распределения квот между предприятиями-импортерами способствуют стабилизации экономической ситуации на рынке и созданию возможностей для планирования деятельности хозяйствующих субъектов.

Следует отметить, что в странах, уже присоединившихся к Кигалийской поправке, подходы к организации процедуры определения и распределения квот различны. В целом, при создании национальной системы квотирования государственным органам необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Рассчитывать квоты в метрических тоннах (мт) хладона или тоннах CO2-эквивалента?
  • Выделять квоты компаниям-новичкам или распределять их только среди компаний, обладающих соответствующим опытом?
  • Разрешать ли компаниям передавать свои квоты?
  • Должны ли компании платить за получение квот, и если да, то сколько?

1.1.1. Опыт Европейского союза [5]

Обращение ГФУ в Европейском союзе регулируется Регламентом (ЕС) №517/2014 Европейского парламента и Совета ЕС от 16 апреля 2014 г. «О фторсодержащих парниковых газах и аннулировании Регламента (ЕС) №842/2006» (Регламентом ЕС №517/2014) и приведенными в соответствие с ним нормами национального законодательства стран-участниц ЕС.

  • Европейские квоты ограничивают количество ГФУ, размещаемое на рынке ЕС, и рассчитываются в т CO2-эквивалента. Это упрощает отчетность по исполнению Монреальского протокола, так как Кигалийская поправка определяет лимит потребления ГФУ именно в т CO2-эквивалента. Кроме того, подобный подход стимулирует импортёров к ввозу ГФУ с меньшим потенциалом глобального потепления (ПГП);
  • Распределение квот производится на основании среднегодовой доли в общем объеме ГФУ, размещенных на рынке ЕС в период с 2009 по 2012 гг.;
  • Основной объём квот распределяется между опытными и уже зарекомендовавшими себя участниками рынка и лишь 11% годового объема квот получают новые компании;
  • Квота распространяется не только на ГФУ в таре, но и на ГФУ, заправленные в кондиционеры и тепловые насосы, а также входящие в состав предварительно смешанных полиолов, используемых в производстве вспененных изоляционных материалов (т.е. такие предварительно смешанные полиолы рассматриваются как смеси, содержащие ГФУ);
  • Для размещения на рынке ГФУ в количестве менее 100 т CO2-эквивалента квота не требуется;
  • Квоты могут передаваться между импортёрами;
  • Для ввоза предварительно заправленного климатического оборудования, содержащего ГФУ в количестве 100 или более т CO2-эквивалента, необходимо получение (покупка) импортером оборудования разрешения на использование квоты у её владельца;
  • Квотирование не распространяется на ГФУ, размещаемые на рынке ЕС с целью прямого реэкспорта, уничтожения, использования в военных и иных специальных целях;
  • Вопрос возмездности и стоимости квот находится в сфере ответственности государственных органов каждой конкретной страны.

В ходе практической реализации Регламента ЕС №517/2014 было выявлено несколько слабых мест в действующей в ЕС системе распределения квот и для их устранения в новой редакции Регламента ЕС по Ф-газам, которая в настоящее время прошла стадию согласования и ожидает одобрения Европейским парламентом, предложено установить следующие ограничения:

  • один бенефициар может получить только одну квоту для одной компании;
  • если по одному адресу зарегистрировано несколько компаний, претендующих на квоту, квота предоставляется только одной из них;
  • квоты предоставляются только компаниям с опытом работы на рынке химических веществ не менее трех лет;
  • рекомендуется установить стоимость квот в размере 3 евро за т CO2-эквивалента;
  • оставить право передачи права на использование своей квоты только положительно зарекомендовавшим себя компаниям;
  • обязать таможенные органы проверять наличие у импортёра неизрасходованной квоты прежде, чем выпустить ввезённые ГФУ на рынок;
  • создать систему «одного окна», фиксирующую данные обо всех поставках ГФУ в режиме реального времени;
  • административный штраф за обход или превышение квот должен в 5 раз превышать рыночную стоимость нелегально ввезенных ГФУ (в случае повторного нарушения – в 8 раз).

1.1.2. Опыт Австралии [6]

В Австралии квота распространяется только на ГФУ, поставляемые в таре.

Импортёры ГФУ в Австралии должны получать лицензию. Лицензия действует два календарных года и стоит 15 000 австралийских долларов.

Лицензия на импорт ГФУ действует на следующих условиях:

  • ввоз ГФУ осуществляется в пределах годовой квоты, определяемой в т CO2-эквивалента;
  • превышение квоты может быть компенсировано путём соответствующего экспорта ГФУ;
  • импортёр платит за каждую мт ввозимого ГФУ;
  • отчётность об импорте представляется раз в полгода;
  • импортёр представляет доказательства ввоза ГФУ;
  • лицензия не может быть разделена между несколькими участниками рынка;
  • квота на импорт может передаваться (на временной или постоянной основе).

Для осуществления импорта ГФУ необходима как лицензия, так и выделенная квота.

Квоты выдаются на двухлетний период (например: 2018-2019 гг., 2020-2021 гг. и 2022-2023 гг.), действуют по принципу «используй или потеряешь» и делятся на «наследуемые» (95% от общего объема квот, распределяемых между заявителями, получавшими квоты ранее) и «ненаследуемые» (5% от общего объема, распределяемые между всеми заявителями и государством, за которым резервируется небольшое количество ГФУ «для особых нужд», т.е. для целей лабораторного и аналитического использования).

1.1.3. Опыт США [7]

В США обращение ГФУ регулируется Законом об американских инновациях и производстве (The American Innovation and Manufacturing Act, AIM), наделяющим соответствующими полномочиями Агентство по охране окружающей среды (EPA).

Основной инструмент сокращения производства и потребления ГФУ – программа расчета и распределения квот.

Выданные квоты действуют в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря) и разрешает компаниям производить или импортировать регулируемые вещества. Производство ГФУ требует получения квот как на производство, так и на потребление. Для импорта ГФУ необходимы только квоты на потребление. Третья категория квот, называемая «квотами для конкретных областей применения», может использоваться как для производства, так и для импорта ГФУ, предназначенных для шести областей применения:

  • медицинские дозированные ингаляторы (МДИ);
  • защитные аэрозольные препараты (спрей для отпугивания медведей и др.);
  • конструкционные элементы из формованного пенополиуретана для использования на судах и в грузовых прицепах;
  • травление полупроводниковых материалов и пластин, а также очистка камер химического осаждения из газовой фазы при производстве полупроводников;
  • критически важные военные цели;
  • бортовые системы пожаротушения в аэрокосмической отрасли.

Компании-экспортеры ГФУ могут запросить дополнительные квоты на потребление, эквивалентные количеству экспортируемых ГФУ (действительны в течение года экспорта ГФУ и истекают в конце календарного года, в котором были предоставлены).

Квоты выдаются в мт пересчетного эквивалента (MTEVe): для пересчета квот в количество конкретных ГФУ компании могут использовать специальный калькулятор на сайте EPA.

Квоты на 2022 и 2023 гг. выдавались компаниям, производившим и/или импортировавшим ГФУ в 2020 г. Размер квот рассчитывался исходя из максимальных значений за три непоследовательных года в промежутке с 2011 по 2019 гг. Кроме того, квоты выделяются компаниям, получившим статус «новых участников рынка». Наконец, «квоты для конкретных областей применения» выдаются получателям (включая Министерство обороны США) индивидуально.

Для 2024 г., в котором намечено первое значительное сокращение производства и потребления ГФУ, использовался механизм расчета и распределения квот, аналогичный применявшемуся в 2022-2023 гг.

К компаниям, осуществляющим производство, импорт, экспорт, уничтожение, извлечение, упаковку ГФУ, а также использующим ГФУ в качестве сырья или для других целей, предъявляются требования относительно ведения и предоставления соответствующей отчетности. Как правило, отчеты представляют собой формы в виде файла Excel, которые подаются посредством системы электронной отчетности по парниковым газам e-GGRT. Стандартные отчеты подаются ежеквартально в течение 45 дней после завершения отчетного периода.

В соответствии с правилами распределения квот на ГФУ, EPA может накладывать административные санкции на организации за подачу ложных, неточных или вводящих в заблуждение сведений, импорт ГФУ в обход квот, непредоставление требуемой отчетности и иные действия. Санкции могут включать отмену, отзыв или приостановку действия квот, а также запрет на получение квот в будущем. Кроме того, к объему квот, подвергнутых отзыву или отмене, может применяться надбавка в размере от 20 до 200%.

Отмененные (отозванные) квоты не могут быть использованы, проданы, или переданы, а подлежат пропорциональному перераспределению между другими получателями.

1.2. Маркировка контейнеров с ГФУ

Маркировка контейнеров с ГФУ и ГФУ-содержащими смесями позволяет сотрудникам таможни, работникам надзорных органов и дилерам быстро идентифицировать содержимое грузов.

В соответствии с рекомендациями ЮНЕП – «ОзонЭкшн» такая маркировка должна (как минимум) включать: химическое наименование, химическую формулу и торговое наименование вещества, обозначение ASHRAE, номер CAS или UN, наименование изготовителя, а также адрес и номер партии. Для смесей необходимо указать процентное весовое содержание компонентов. Для ГФУ и ГФУ-содержащих смесей рекомендуется указывать величину ПГП, а также массу нетто хладагента в контейнере как в метрических единицах, так и в единицах CO2-эквивалента. Кроме того, очень важно указать, является ли ГФУ первичным (т.е. неиспользованным, новым) или бывшим в употреблении (т.е. извлеченным, очищенным, восстановленным), так как график вывода из обращения ГФУ согласно Кигалийской поправке касается только первичных хладагентов.

В связи с тем, что описанная выше маркировка не является гарантией законности содержимого контейнера, введение этой меры желательно дополнить требованием доказательства его происхождения – официального документа, выдаваемого уполномоченным органом.

1.2.1. Опыт ЕС и других стран

В ЕС маркировка размещенных на рынке контейнеров с ГФУ (а также продуктов и оборудования, содержащих ГФУ, или зависящих от них) обязательна в соответствии с Регламентом по Ф-газам №517/2014 и исполнительным регламентом Комиссии (ЕС) №2015/2068, содержащим конкретные требования к ярлыкам. Текст на ярлыке должен четко читаться и в обязательном порядке содержать слова: «Содержит фторированный парниковый газ» и информацию о наименовании, ПГП и производителе данного ГФУ, его количестве в единицах массы и в CO2-экв. Маркировка контейнеров с ГФУ, предназначенных для особо важных видов применения, должна однозначно прояснять назначение контейнера.

Помимо EС, особые требования к маркировке контейнеров с ГФУ и к маркировке продуктов и оборудования, содержащих ГФУ, действуют в Норвегии, Швейцарии, Черногории и Белизе. В США обязательна маркировка для контейнеров с ГФУ, предназначенных для дозаправки мобильных кондиционеров воздуха [8].

1.3. Запрет одноразовой тары (контейнеров) с ГФУ

Введение запрета одноразовой тары (контейнеров, баллонов) для ГФУ призвано не допустить выброса неизвлеченных остатков ГФУ из использованных контейнеров, а также уменьшить количество отходов (собственно, использованных контейнеров).

Кроме того, считается, что эта мера затрудняет незаконный оборот ГФУ, осуществляющийся, в основном, в одноразовых баллонах.

1.3.1. Международный опыт

Запрет на одноразовые контейнеры для ГФУ действует в ЕС и ряде других стран, таких как Австралия, Канада, Черногория и Таджикистан.

Данный запрет облегчает таможенным органам выявление и пресечение незаконной торговли ГФУ. Так, например, в июле 2023 г. таможенные органы Северной Македонии сообщили об изъятии более 13,5 мт ГФУ-хладагентов в 1 150 одноразовых контейнерах на пограничном пункте Богородица на границе с Грецией. Северная Македония не входит в ЕС, но имеет статус кандидата в члены Евросоюза. В соответствии с законодательством ЕС, использование одноразовых контейнеров запрещено в стране с 2015 г.

В новой недавно согласованной редакции Регламента ЕС по Ф-газам сделана попытка устранить существующие «лазейки», в частности, практику использования технически многоразовых контейнеров без последующей перезаправки, что фактически делает их одноразовыми.

Новые правила возложат на предприятия, размещающие на рынке многоразовые контейнеры с фторсодержащими газами, обязанность представлять декларацию о соответствии, включающую подтверждение обязательных договоренностей по возврату контейнера для повторного наполнения с указанием участников, их обязательств и соответствующих логистических механизмов.

В США запрет на использование одноразовых контейнеров для ГФУ вступит в силу 31 декабря 2024 г.

В Российской Федерации действует запрет на одноразовые контейнеры для ОРВ за исключением веществ в баллонах объемом менее 3 литров для лабораторного и аналитического использования. На ГФУ запрет не распространяется.

1.4. Запрет импорта/сбыта продукции и оборудования, содержащих ГФУ или зависящих от них

Монреальский протокол регулирует оборот ОРВ и ГФУ в баллонах и контейнерах, не касаясь продуктов и оборудования, содержащих ОРВ и ГФУ или зависящих от них. Тем не менее, запрет (ограничение) импорта/сбыта продуктов, содержащих ГФУ, может сдать действенной мерой, способствующей уменьшению потребности в ГФУ и переходу на альтернативные вещества и технологии, безопасные для озонового слоя и климата Земли. Существуют различные варианты реализации данной меры. Например, запрет на ввоз бывшего в употреблении оборудования, содержащего ГФУ или зависящего от них, мог бы защитить развивающиеся страны от потока морально устаревшего и экологически небезопасного оборудования из развитых стран. Запрет размещения на рынке определенных продуктов, содержащих ГФУ или зависящих от них, при наличии аналогичных решений, использующих альтернативные хладагенты, ускорит переход на экологически безопасные альтернативы.

Решение о применении таких мер и выборе конкретной формы их реализации должно приниматься только после тщательного изучения рынка и ситуации в отрасли и консультаций за всеми заинтересованными сторонами.

1.4.1. Международный опыт

Действующий в настоящее время Регламент ЕС по Ф-газам №517/2014 содержит график запретов размещения на рынке определенных видов оборудования, использующих хладагенты с ПГП выше установленного значения. Так, с 1 января 2015 г. запрещено размещение на рынке бытовых холодильников и морозильников, использующих ГФУ с ПГП не ниже 150. С 1 января 2020 г. действует подобный запрет в отношении переносных (мобильных) кондиционеров воздуха, а с 1 января 2022 г. – в отношении коммерческих холодильников и морозильников, а также централизованных холодильных систем, за исключением каскадных, в первичных контурах которых ПГП ГФУ-хладагента ограничено величиной 1 500.

Новая редакция этого регламента предполагает ужесточение графика и дополнение его новыми видами оборудования. Ввод в действие первых запретов на размещение на рынке, предусмотренных новой реакцией (пока не вступившей в силу) намечен уже на 1 января 2025 года, и уже с 2033 года в большинстве видов нового климатического и холодильного оборудования будет разрешено применять Ф-газы с ПГП, не превышающим 150, если это не противоречит требованиям безопасности [9].

В Дании с 2006 г. действует запрет на импорт, сбыт и использование новых продуктов, содержащих ГФУ (а также на импорт, сбыт и использование первичных и восстановленных ГФУ). Запрет не распространяется на продукты, предназначенные на экспорт, и кроме того, сделан ряд исключений, например, для мобильных систем, в том числе: для переносных кондиционеров воздуха, рефрижераторных контейнеров, устройств с малой заправкой ГФУ и для сервисного обслуживания. Кроме того, по запросу компаний могут быть сделаны исключения для случаев, когда доступная альтернатива ГФУ отсутствует или представляет большую угрозу для климата, чем ГФУ [10].

В 2022 г. панафриканская холодильная ассоциация U-3ARC выступила с заявлением, известном как «Декларация Касабланки», в котором призвала прекратить «экологический демпинг» – практику поставок оборудования, не соответствующего требованиям Регламента ЕС по Ф-газам №517/2014, Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу или Директивы по экодизайну, в страны, где подобные строгие меры пока не приняты. Особенно активную деятельность по пресечению демпинга ведёт Гана, государственные органы которой наложили арест на 60 000 единиц оборудования, бывшего в употреблении [11].

1.5. Разрешения на транзит ГФУ

Опыт регулирования гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) показал, что значительная часть незаконных хладагентов попадает в страны под видом транзита. При введении контроля за оборотом ГФУ в соответствии с Кигалийской поправкой к Монреальскому протоколу аналогичная ситуация складывается и с ГФУ. В частности, Европейский технический комитет по фторуглеродам (EFCTC) отмечал, что действующая процедура внешнего транзита через ЕС (T1) содержит потенциальные «лазейки», которые недобросовестные поставщики могут использовать для нелегальных поставок ГФУ в страны ЕС [12].

Эти пробелы в регулировании перемещения ГФУ связаны с тем, что транзитные товары не подвергаются столь же тщательному контролю, как поставляемые в рамках импорта, а действующие квоты не распространяются на ГФУ, перемещающиеся по территории страны транзитом.

Решением проблемы может стать выдача разрешений на транзит ГФУ. Такие разрешения должны действовать следующим образом:

  • Заявка для разрешения на транзит подается в уполномоченный орган в стране транзита;
  • После того, как транзитная страна выдает разрешение, каждая партия ГФУ, ввозимая в страну, проходит таможенный контроль с четким описанием веществ, их количества и конечного пункта назначения;
  • Разрешение на транзит предъявляется представителям уполномоченных органов как при ввозе партии ГФУ в страну, так и при вывозе из нее.

Введение разрешений на транзит – сложная задача, которая может потребовать изменения таможенного кодекса, дополнительной подготовки сотрудников таможенных органов и т.д. Также выдача подобных разрешений увеличит административную нагрузку на соответствующие уполномоченные органы. Следовательно, если объем транзита ГФУ через страну невелик, то введение транзитных разрешений может оказаться нецелесообразным.

1.5.1. Международный опыт

В ряде стран имеется опыт введения разрешений на транзит ГХФУ, а вот процедура разрешения транзита ГФУ, предусматривающая столь же строгий контроль, как и при импорте, пока не введена даже в ЕС.

В Новой Зеландии компания, ввозящая ГФУ (первичные или восстановленные) исключительно с целью дальнейшего экспорта в течение 20 дней (то есть, транзита), может в любое время обратиться в уполномоченный орган с заявкой на исключение ввозимого количества ГФУ из квоты. При соблюдении этих условий количество ГФУ, перевозимых по территории Новой Зеландии, не ограничивается [13].

1.6. Плата за импорт/сбыт ГФУ

Плата за импорт или сбыт ГФУ является мерой экономического сдерживания распространения ГФУ. Такие меры могут приниматься совместно с мерами экономического стимулирования использования альтернативных хладагентов, безопасных для озонового слоя и климата Земли, а также восстановления и рециркуляции ГФУ и их уничтожения с помощью технологий, одобренных Сторонами Монреальского протокола.

1.6.1. Международный опыт

Регламент ЕС по Ф-газам №517/2014 оперирует понятием «размещение на рынке», под которым понимают «первую поставку или предоставление другой стороне ЕС на возмездной или безвозмездной основе, или использование производителем за собственный счет и включает получение разрешения таможенных органов на свободный оборот на территории ЕС» [13]. Как указывалось выше, действующая редакция Регламента оставляет вопрос возмездности и стоимости квот на размещение ГФУ на рынке ЕС на усмотрение государственных органов каждой конкретной страны – члена ЕС.

В Дании налог на импорт ГФУ, перфторуглероды (ПФУ) и гексафторид серы был введен еще в 2001 г. В 2011 г. ставка налога была увеличена со 100 до 150 датских крон (около 20 евро) за т эквивалента CO2. Введение налога повысило уровень информированности владельцев и операторов оборудования о таких альтернативах, как углеводороды, диоксид углерода и аммиак, что позволило усовершенствовать порядок и объемы вторичного использования Ф газов. Данная мера привела к сокращению объемов импорта ГФУ на 50% в период с 2001 по 2009 гг. [8].

В Испании в 2013 г. принят закон, устанавливающий налог на потребление ГФУ с ПГП выше 150. Сумма налога рассчитывается по формуле 0,020*ПГП, но не может составлять более 100 евро за кг. От налога освобождены ГФУ в герметичных и предварительно заправленных системах, содержащих до 3 кг этих веществ. Налог также не применяется при первой заправке нового оборудования. Налогоплательщики, доставляющие ГФУ на сертифицированные объекты по уничтожению, рециркуляции или регенерации, получают возмещение уплаченного налога или налоговой вычет в последующие периоды [8].

В Норвегии налогом в размере 229 норвежских крон (около 29 евро) за т эквивалента CO2 облагаются производство и импорт ГФУ и ПФУ.

В Черногории за каждую заявку на импорт и экспорт ГФУ взимается административный сбор в размере 5 евро [8].

В Австралии компании-импортеры ГФУ и ГФУ-содержащего оборудования должны приобретать лицензию, стоимость которой составляет 15 000 и 3 000 австралийских долларов, соответственно [6].

Примером мер экономического стимулирования может служить Япония, где компаниям предоставляется субсидия для покрытия части расходов на приобретение энергоэффективного коммерческого и промышленного холодильного оборудования, использующего природные хладагенты. Субсидия составляет половину расходов для оборудования холодильных складов, треть расходов для новых витрин в магазинах и треть разницы расходов по сравнению с решениями на ГФУ для иного оборудования [8].

2. Ограничение использования ГФУ

Ограничение использования ГФУ означает принятие более жестких графиков сокращения потребления ГФУ по сравнению с требованиями Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу, а также графиков введения запрета на применение конкретных ГФУ или групп ГФУ в определенных областях. Еще одна форма ограничения – запрет на новые установки, использующие ГФУ.

Данные меры делают процесс исполнения требований Монреальского протокола более управляемым и гибким, позволяя устанавливать приоритеты, например, в первую очередь сокращать потребление ГФУ в тех областях применения, где для них имеются доступные экологически безопасные альтернативы, или же начать сокращение с ГФУ, имеющих наибольший ПГП.

2.1. Международный опыт

Регламент ЕС по Ф-газам №517/2014 предусматривает график введения запретов для ГФУ с ПГП, превышающим определенные значения, для различных групп оборудования [14]. Аналогичные требования установлены законодательством Японии [15].

Запрет на новые установки, использующие ГФУ, пока нигде в мире не введен, однако о потенциальной эффективности данной меры можно судить, рассмотрев запрет на новые использующие ГХФУ установки, введенный во многих странах.

3. Учет ГФУ

3.1. Ведение журналов учета ГФУ

Ведение обязательных журналов учета ГФУ облегчает мониторинг соблюдения законодательства по ГФУ соответствующими организациями, позволяя эффективно отслеживать ввоз ГФУ в страну, вывоз из страны и потребление внутри страны, a также более точно оценивать количество ГФУ, применяемых в определенных отраслях, извлеченных, рециклированных и восстановленных. Количество уничтоженных или отправленных на уничтожение ГФУ также может быть занесено в журнал.

Передовая практика ведения учетных журналов включает:

  • охват системой учетных журналов импортеров и экспортеров, пользователей, дилеров ГФУ, а также организаций, которые занимаются извлечением, рециклированием, восстановлением и уничтожением ГФУ (рекомендуется также требовать ведения учетных журналов ГФУ от производителей, импортеров и экспортеров продуктов и оборудования, содержащих ГФУ);
  • для каждого типа ГФУ или ГФУ-содержащей смеси ведется отдельный журнал;
  • в журнал заносятся наименование и адрес организации, имя лица, сделавшего запись, дата внесения записи, категория выполненной операции с ГФУ;
  • ежегодный отчет перед уполномоченным органом по данным, содержащимся в журнале;
  • журналы ведутся либо на бумаге, либо в электронном формате (в случае, если обязательная отчетность по ГФУ представляется в электронном виде, то ведение электронных журналов облегчит формирование отчетов).

3.1.1. Международный опыт

Регламент ЕС по Ф-газам №517/2014 обязывает предприятия, продающие ГФУ третьим сторонам для монтажа, обслуживания или ремонта оборудования, вести учет покупателей, их имен и номеров сертификатов, а также наименований и объемов проданных веществ. Операторы оборудования с ГФУ и организации, проводящие для них монтаж, обслуживание, извлечение, проверку на утечки, ремонт или выведение из эксплуатации оборудования с ГФУ, обязаны 5 лет хранить учетные журналы о своей деятельности.

В Польше создана электронная база данных, в которую попадают годовые отчеты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся импортом, экспортом, применением, извлечением, рециклированием, восстановлением или уничтожением ОРВ или ГФУ, а также компаний, производящих, импортирующих или экспортирующих продукты либо оборудование, содержащее ОРВ или ГФУ. Данные, поступающие в эту базу, анализируются и передаются уполномоченному органу.

В Северной Македонии создана комплексная электронная база данных, в которую зарегистрированные техники, мастерские и владельцы оборудования вносят данные о количестве хладагентов, использованных для обслуживания, а также о количестве извлеченных, рециклированных или восстановленных хладагентов [4].

3.2. Ведение журналов учета оборудования с ГФУ

В отличие от журналов учета ГФУ, дающих, прежде всего, информацию о притоке ГФУ в страну, начиная с производства или пересечения таможенной границы, и заканчивая использованием, экспортом или уничтожением, журналы учета оборудования позволяют оценить объемы выбросов ГФУ, связанных с утечками из оборудования.

Учет оборудования может охватывать следующие области применения Ф-газов:

  • Стационарные холодильные системы, системы кондиционирования воздуха и тепловые насосы;
  • Стационарные системы пожаротушения, если в стране имеется значительное количество такого оборудования, содержащего ГФУ;
  • Мобильные холодильные установки для грузовиков или прицепов. Как правило, на долю этого оборудования приходится значительная часть утечек хладагента;
  • Электрические выключатели, содержащие SF6 (гексафторид серы, элегаз). Этот Ф-газ не является ГФУ и не регулируется Монреальским протоколом, но обладает крайне высоким ПГП.

Как правило, требование о ведении журнала учета распространяется на оборудование, величина заправки хладагента которого превышает некое минимальное значение. Например, 5 т CO2-экв. (для ГФУ), 3 кг (для ГХФУ/ХФУ). Некоторые эксперты считают, что для ГФУ минимальное значение должно быть меньше, например, 1 т CO2-экв., чтобы охватить менее габаритное оборудование, на которое приходится основная масса утечек, однако это может означать включение в систему учета сотен тысяч единиц оборудования, из-за чего возможности для эффективного контроля будут ограничены.

В журнал учета должны заноситься следующие данные:

  • Данные об оборудовании: наименование, модель, серийный номер, дата выпуска, установлена ли система обнаружения утечек, местонахождение оборудования (адрес);
  • Данные о веществах / смесях: ГФУ, ГХФУ, возможно также ХФУ, альтернативы и гексафторид серы (SF6);
  • Данные о владельцах журнала или операторах оборудования: имя, адрес, контактные данные лиц, ведущих журнал и заносящих данные (имя, фамилия, эл. адрес, телефон);
  • Записи о выполненных действиях: проверка на утечку, монтаж, техобслуживание, ремонт, включая обнаруженные утечки, вывод из эксплуатации, извлечение, установка детекторов утечки, проверка детекторов утечки и т.д.

Для ведения журналов учета оборудования рекомендуется создать национальную электронную базу данных.

Преимущества электронных учетных журналов:

  • Собранные данные занимают меньше места, так как хранятся в электронной базе данных, а не на бумажных носителях (журналы);
  • Доступ к электронным журналам учета из любого места, где есть Интернет;
  • Автоматизация ввода данных и автоматическая проверка их корректности снижают вероятность ошибок и сокращают затраты времени на ведение журнала;
  • Ведение электронного учета позволяет автоматически уведомлять операторов оборудования о необходимости проведения периодических проверок оборудования на наличие утечек и ремонтных работ;
  • Система может выдавать необходимые отчеты и статистику, необходимые регулирующим органам для проверки соблюдения регламентов и мониторинга реализации государственной политики в отношении ОРВ и Ф-газов;
  • Первоначальные затраты на создание электронной базы данных и пользовательского интерфейса, окупаются за счет снижения административных расходов, связанных с трудозатратным ведением журналов вручную.

3.2.1. Международный опыт

Регламент ЕС по Ф-газам №517/2014 предписывает операторам оборудования, содержащего фторсодержащие парниковые газы в количестве не менее 5 т в эквиваленте CO2 и не в форме пеноматериалов, вести учет следующих данных:

  1. количество и тип используемого фторсодержащего парникового газа;
  2. количество фторсодержащего парникового газа, добавленного при монтаже, проведении текущего ремонта, технического обслуживания или по причине утечки;
  3. факт использования рециркулированного или восстановленного фторсодержащего газа, а также наименование и адрес организации, осуществляющей его рециркулирование или восстановление, и при необходимости номер ее сертификата;
  4. количество собранного фторсодержащего парникового газа;
  5. сведения о хозяйствующем субъекте, который произвел установку, текущий ремонт, техническое обслуживание оборудования и при необходимости ремонтно-восстановительные работы или снятие с эксплуатации, включая при необходимости номер сертификата такого субъекта;
  6. даты и результаты проверок [герметичности];
  7. работы по сбору и уничтожению фторсодержащего парникового газа (при снятии оборудования с эксплуатации) [13].

Если данные учета, не вносятся в базу данных уполномоченных органов стран-членов ЕС, операторы обязаны хранить их не менее пяти лет.

Примером национальной электронной базы учета оборудования может служить польский «Национальный реестр операторов» (CRO) [16]. Операторы оборудования регистрируются и создают свои учетные записи в базе данных. Учетная запись включает сведения об операторе оборудования и администраторе учетной записи. Администраторы учетных записей отвечают за создание учетных журналов оборудования в Центральном реестре операторов, а также за ввод, ведение и обновление данных о работах, выполненных на оборудовании.

В соответствии с польским законодательством применяются следующие сроки:

  • Журналы учета для нового оборудования должны быть созданы в базе данных в течение 15 рабочих дней с даты монтажа, т. е. завершения заправки оборудования, или с даты доставки оборудования, не требующего монтажа;
  • Данные о выполненных сервисных работах должны быть внесены в базу данных в течение 15 рабочих дней с момента завершения.

Система выполняет вычисления и напоминает администраторам учетных записей и контактным лицам о сроках:

  • проверок на утечку;
  • устранения утечки в случае их обнаружения и оповещения о них;
  • проверок на утечку после ремонта оборудования.

Центральный реестр операторов позволяет формировать отчеты с агрегированными данными из журналов. На основании этих отчетов можно рассчитать объемы и скорость утечки.

Электронная база данных охватывает более 430 000 журналов учета оборудования, содержащего 15 800 т ГФУ, 70 т ГХФУ, 0,3 т ХФУ, 0,7 т ПФУ и 89 т гексафторида серы (SF6).

Тщательный мониторинг обязательных проверок на герметичность и устранения утечек привели к снижению годовой интенсивности утечек Ф­газов из оборудования RACHP с 12% в 2016 г. до 3% в 2020 г. Это позволило избежать выбросов ГФУ в количестве 15 млн т CO2­экв. и уменьшило потребность в техобслуживании.

В Северной Македонии в рамках национальной системы управления хладагентами и оборудованием создана база данных оборудования, содержащего 3 или более кг хладагента. Владельцы оборудования официально запрашивают у Министерства окружающей среды и территориального планирования Республики Северная Македония документацию с указанием количества единиц оборудования, подлежащего маркировке. Национальный озоновый центр (НОЦ) Министерства рассматривает запрос и предоставляет документацию, которую должны заполнить сертифицированные специалисты. Базу данных поддерживает НОЦ, и она доступна только сотрудникам НОЦ [16].

В Словакии национальная система надзора за утечками Ф­газов называется «Leaklog». В нее заносится интенсивность утечек, тип хладагента и заправка хладагента для различных типов оборудования. Данные через «Leaklog» вводятся в информационную систему Словацкой ассоциации охлаждения и кондиционирования воздуха (SZ CHKT). «Leaklog» не разглашает конфиденциальную информацию о своей клиентуре. Система мониторинга была запущена в 2008 г. и широко применяется местными сервисными компаниями. Она заменила прежнюю систему на бумажном носителе [16].

Вводить данные в национальную базу данных Италии по фторированным газам (fgas.it) могут только сертифицированные специалисты.

Сертифицированные специалисты и компании обязаны сообщать данные о монтаже, проверке герметичности, техническом обслуживании, ремонте и демонтаже, работах на стационарном холодильном оборудовании и кондиционерах воздуха, тепловых насосах и холодильных камерах грузовых автомобилей и полуприцепов, на стационарном противопожарном оборудовании и электрических переключателях. Операторы могут загрузить сертификат, содержащий всю информацию о своем оборудовании.

  • Учетный журнал составляется в базе данных в режиме онлайн, он привязан к оператору и оборудованию и не зависит от обслуживающей компании;
  • Работы, выполненные на оборудовании, заносятся в базу данных, независимо от того плановые они или внеплановые;
  • Продажа хладагента должна регистрироваться в базе данных и осуществляться только сертифицированными компаниями и техническими специалистами, внесенными в базу данных;
  • Продажи негерметичного оборудования (например, сплит­систем) должны регистрироваться в базе данных;
  • База содержит общедоступный список сертифицированных технических специалистов и компаний;
  • Данные о выбросах хладагентов, покупке и импорту могут быть легко перепроверены [16].

4. Контроль выбросов ГФУ

4.1. Меры контроля над выбросами ГФУ

Меры контроля выбросов ГФУ не предусмотрены Монреальским протоколом, но, тем не менее, очевидно, что они не только снижают негативное воздействие на климат, но и уменьшают потребность в ГФУ, т.к. чем меньше объемы утечек, тем меньше потребность в хладагентах для дозаправки оборудования.

Меры контроля над выбросами включают:

  • Введение штрафов за преднамеренный выпуск ГФУ в атмосферу;
  • Введение обязательных проверок герметичности крупного оборудования, в котором применяются ГФУ, с периодичностью, зависящей от мощности оборудования/количества заправленного хладагента (для оборудования очень большой мощности обязательна установка детекторов утечки);
  • Введение обязательного извлечения ГФУ из контейнеров (в конце срока эксплуатации), из оборудования (до демонтажа и во время обслуживания, если необходимо) и из продуктов (если это технически возможно).

4.1.1. Международный опыт

Регламент ЕС по Ф-газам №517/2014 запрещает преднамеренный выпуск фторсодержащих парниковых газов в атмосферу, если такой выпуск не предусмотрен техническими условиями использования. Документ также обязывает операторов оборудования, содержащего фторсодержащие парниковые газы, принимать меры предосторожности для недопущения непреднамеренного выброса (утечки) и использовать все технически и экономически обоснованные способы минимизации утечек фторсодержащих парниковых газов.

При обнаружении утечки оператор должен без излишних задержек обеспечить проведение ремонтно-восстановительных работ [13].

Регламентом предусмотрена следующая периодичность проверок герметичности стационарных холодильных систем, систем кондиционирования воздуха и тепловых насосов, холодильных установок автомобилей-рефрижераторов и рефрижераторных прицепов, а также электрической коммутационной аппаратуры и оборудования, работающего на органическом цикле Ренкина:

  1. герметичность оборудования, в котором содержатся фторсодержащие парниковые газы в количестве от 5 до 50 т в эквиваленте CO2, проверяется не реже одного раза в 12 месяцев, а при наличии системы обнаружения утечек не реже одного раза в 24 месяца;
  2. герметичность оборудования, в котором содержатся фторсодержащие парниковые газы в количестве от 50 до 500 т в эквиваленте CO2, проверяется не реже одного раза в 6 месяцев, а при наличии системы обнаружения утечек не реже одного раза в 12 месяцев;
  3. герметичность оборудования, в котором содержатся фторсодержащие парниковые газы в количестве не менее 500 т в эквиваленте CO2, проверяется не реже одного раза в 3 месяца, а при наличии системы обнаружения утечек не реже одного раза в 6 месяцев» [13].

Регламентом ЕС по Ф-газам №517/2014 предусмотрена обязательная рекуперация из:

  • охлаждающих контуров стационарного холодильного оборудования, стационарных установок для кондиционирования воздуха и стационарных тепловых насосов;
  • охлаждающих контуров холодильников грузовиков и трейлеров-рефрижераторов;
  • стационарного оборудования, содержащего растворители на основе Ф газов;
  • стационарного оборудования для пожаротушения; и
  • электронного коммутационного оборудования.

Рекуперация осуществляется силами персонала, обладающего надлежащей квалификацией, с тем чтобы обеспечить рециркуляцию, регенерацию или уничтожение таких газов.

Операторы продуктов и оборудования, которые не перечислены выше, но содержат Ф газы, в том числе подвижного оборудования, обязаны также принимать меры для рекуперации газов в той мере, в какой это технически возможно и не сопряжено с несоразмерными расходами, либо принимать меры для уничтожения газов без предварительной рекуперации. Остаточные газы в контейнерах также подлежат рекуперации для целей рециркуляции, регенерации или уничтожения [8].

В Австралии введена ответственность за неупорядоченный выброс регулируемых веществ (включая ГФУ), если существует вероятность попадания таких веществ в атмосферу. Целью этих мер регулирования является поддержка программы контроля над продуктами в промышленности (австралийская организация по регенерации хладагентов), в рамках которой предусмотрены сбор, перевозка и утилизация отработавших озоноразрушающих веществ и синтетических парниковых газов (СПГ) в секторе холодильной техники [8].

В Новой Зеландии запрещено преднамеренное высвобождение ГФУ и других СПГ из определенных источников и в ходе различных видов деятельности согласно закону 2002 г. об ответных мерах в связи с изменением климата, при этом правонарушители облагаются штрафом в размере до 38 700 долл. США [8].

В США опубликован проект регламента «Управление обращением с определенными ГФУ и их заменителями в рамках подраздела (h) Закона AIM» [25]. Этот документ предусматривает ряд мер, направленных на сокращение выбросов ГФУ в атмосферу, а именно: обязательное устранение утечек из оборудования, содержащего ГФУ или их заменители с ПГП выше 53; обязательную установку систем автоматического обнаружения утечек для оборудования, содержащего от 680 кг хладагента. Кроме того, для первоначальной заправки и технического обслуживания определенных видов оборудования после 1 января 2028 года предлагается использовать только восстановленные ГФУ.

5. Усиление потенциала и повышение осведомленности

5.1. Переподготовка и сертификация техников-холодильщиков

Переподготовка и сертификация техников-холодильщиков являются необходимым условием для внедрения и распространения новых хладагентов и технологий, безопасных для озонового слоя и климата Земли. Повышение квалификации специалистов также позволит сократить потребление ГФУ благодаря повышению герметичности оборудования и, соответственно, снижению утечек.

Программы подготовки и переподготовки техников-холодильщиков должны включать обучение мерам повышения герметичности систем на ГФУ, изучение особенностей использования альтернативных хладагентов (ГФО, природных хладагентов – аммиака, диоксида углерода, углеводородов) и методов эффективного и безопасного обращения с ними.

5.1.1. Европейский опыт

Регламент ЕС по Ф-газам №517/2014 требует сертификации не только техников-холодильщиков, выполняющих определенные действия (проверку на утечку, извлечение, техобслуживание, ремонт и выведение из эксплуатации стационарного оборудования и холодильных установок грузовиков-рефрижераторов и рефрижераторных прицепов), но и сертификации компаний, выполняющих монтаж и техническое обслуживание этого оборудования. Сдача экзаменов для получения сертификата обязательна.

Минимальные требования к сертификации описаны в регламенте (ЕС) №2067/2015, где содержится подробный перечень тем экзамена, состоящего из теоретической и практической части. В этот перечень включена, в частности, тема «Информация о технологиях замены или сокращения использования фторсодержащих парниковых газов, а также о безопасном обращении с ними», куда входят:

  • Знание технологий замены или сокращения использования фторсодержащих парниковых газов, а также приемов безопасного обращения с ними;
  • Знание конструкции систем, позволяющих уменьшить объем заправки фторсодержащих парниковых газов и повысить энергоэффективность;
  • Знание правил безопасного обращения и стандартов использования, хранения и транспортировки горючих или токсичных хладагентов, или хладагентов с высоким рабочим давлением;
  • Понимание преимуществ и недостатков, в частности, в области энергоэффективности, альтернативных хладагентов, применяемых в определенной сфере; наличие знаний о климатических условиях в разных регионах [17].

5.1.2. Республика Беларусь

В Республике Беларусь наличие специальной профессиональной подготовки работников является обязательным требованием для получения лицензии на проведение таких операций с ОРВ, как «сбор, рециркуляция (рециклинг), восстановление, обезвреживание, утилизация ОРВ, применение ОРВ при техническом обслуживании, ремонте оборудования и технических устройств, для эксплуатации которых в соответствии с техническими характеристиками необходимы ОРВ, при обеззараживании и очистке подкарантинных объектов, в том числе подкарантинной продукции» (Закон РБ от 12 октября 2022 г. №213-З «О лицензировании») [21].

Подтверждением наличия специальной профессиональной подготовки может служить, например, свидетельство о повышении квалификации государственного образца. Такие документы выдаются организациями, проводящими обучение в рамках соответствующих учебных курсов, в частности, Ассоциацией предприятий индустрии микроклимата и холода Республики Беларусь (АПИМХ), Республиканским центром государственной экологической экспертизы и повышения квалификации Минприроды Республики Беларусь, государственным учреждением образования «Институт повышения квалификации и подготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры Индустрии» и др.

В отличие от ЕС, где Регламентом (ЕС) №2015/2067 жестко заданы минимальные требования к содержанию сертификационных курсов, в Республике Беларусь присутствует большая вариативность обучения и отсутствуют жесткие требования к его результатам.

С учетом того, что Республика Беларусь ратифицировала Кигалийскую поправку к Монреальскому протколу, а международно-правовые акты Евразийского экономического союза (ЕАЭС), куда входит Беларусь, включают ГФУ в состав озоноразрушающих веществ (Решение Коллегии ЕЭК от 16 марта 2021 г. №30), можно ожидать, что требования о лицензировании соответствующей деятельности, включая наличие специальной профессиональной подготовки работников, будут распространены и на операции с ГФУ.

5.2. Повышение осведомленности

Повышение осведомленности заинтересованных сторон – неотъемлемая часть стратегии сокращения ГФУ. Выбор оптимального подхода для той или иной страны зависит от национальных особенностей (её масштабов, структуры потребления ГФУ, основных каналов получения информации населением и т.д.). Адресатами кампаний по повышению осведомленности должны быть не только непосредственно заинтересованные лица (т.e. импортеры, экспортеры и пользователи ГФУ и ГФУ-содержащего оборудования, сервисные компании и т.д.), но и широкая общественность, включая школьников и студентов.

Наряду с традиционными методами распространения информации с помощью очных мероприятий, раздачи полиграфической продукции, публикаций в СМИ и сети Интернет (включая специализированные сайты и социальные сети), действенным способом популяризации энергоэффективных решений, использующих технологии и вещества, безопасные для озонового слоя и климата Земли, являются демонстрационные проекты.

Действующие установки с использованием природных хладагентов позволяют на практике убедиться в практической осуществимости подобных решений, их эффективности и безопасности для человека и окружающей среды.

5.2.1. Международный опыт

19 декабря 1994 г. на 92-м пленарном заседании 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция №A/RES/49/114, провозгласившая 16 сентября Международным днем охраны озонового слоя, отмечающийся в память о подписании Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой. Начиная с 1995 г., мероприятия, приуроченные к Международному дню охраны озонового слоя (Всемирному дню озона), проходят во всем мире [22], получая поддержку международных организаций и национальных правительств. В России торжества, посвященные Всемирному дню озона, впервые состоялись в 2011 г. при поддержке Минприроды России и Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), после чего различные мероприятия, такие как семинары, лекции и творческие конкурсы проводились ежегодно. В 2013 г. на основании Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2012 г. №1157 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. №2189-р был проведен Всероссийский конкурс «Защити озоновый слой и климат Земли». Было бы крайне полезно продолжить эту практику, в которой должно быть отражено включение ГФУ в список веществ, регулируемых Монреальским протоколом.

Не последнюю роль в эффективности информационных кампаний играет эффектность подачи. В 2017 году Глобальный экологический фонд (ГЭФ), ЮНЕП и Озоновый секретариат Монреальского протокола совместно со студией MARVEL запустили масштабную кампанию Ozone Heroes («Озоновые герои»), в рамках которой был подготовлен спецвыпуск комикса «Стражи Галактики», посвященный защите озонового слоя. В 2022 г. Озоновый секретариат представил образовательный портал, посвященный сохранению озонового слоя Земли. Основой учебной программы портала стали специально созданный анимационный мини-сериал и мобильная игра Reset Earth («Перезапусти Землю») [23].

Агентство экологических расследований (EIA), международная негосударственная организация со штаб-квартирой в Великобритании, запустила кампанию по повышению осведомленности о климатическом воздействии хладагентов, дав ей провокационное название «Что за Ф?» («What the F?»), обыграв химическое обозначение фтора, атомы которого придают молекулам хладагентов парниковые свойства. В рамках кампании сняты и размещены четыре видеоролика, исследующие различные аспекты Ф-газов, начиная с их истории и заканчивая природными хладагентами, такими как аммиак (R-717), диоксид углерода (R-744) и углеводороды, как безопасные для климата альтернативы Ф-газам [24].

Министерство иностранных дел Норвегии реализует проект INDEE+, направленный на преобразование холодильной и климатической отрасли Индии. Демонстрационные установки, использующие природные хладагенты, создаются в Гоа, Кочине и Бангалоре.

В Гоа строится транскритическая система на диоксиде углерода для холодоснабжения, горячего водоснабжения и кондиционирования воздуха в гостинице.

В Кочине, команда проекта внедряет каскадную систему, использующую хладагенты R-744 и R-717, на предприятии по переработке морепродуктов.

Третья демонстрационная установка проекта INDEE+ располагается на фабрике по производству школьных завтраков в Бангалоре, где ежедневно готовятся 70 000 порций еды для близлежащих школ. Там будет установлен транскритический тепловой насос на R-744 для предварительного нагрева воды, поступающей в бойлеры для выработки пара [18].

Европейский Союз в рамках программы LIFE осуществляет софинансирование проекта Natural HVACR 4 LIFE. Проект исследует возможность снижения воздействия на климат путем применения комбинированного решения для холодоснабжения, кондиционирования и отопления продовольственных магазинов с использованием природного хладагента – диоксида углерода.

Деятельность в рамках проекта включает:

  • разработку прототипа установки на хладагенте R-744 (диоксид углерода), объединяющей функции охлаждения и кондиционирования воздуха, рекуперации тепла для отопления помещений, а также, в будущем, аккумуляции холода. За основу прототипа взята существующая установка Conveni-Pack от Daikin, использующая ГФУ-хладагент R-410A;
  • монтаж, эксплуатацию и мониторинг энергоэффективности и безопасности прототипов в супермаркетах по всей Европе, расположенных в зонах умеренного и жаркого климата (22 установки в Великобритании, Бельгии, Германии, Чехии, Испании и Италии);
  • организацию обучения и разработку учебных пособий для монтажников и пользователей;
  • ознакомление представителей директивных органов и организаций по стандартизации с выводами по итогам проекта с целью содействия актуализации соответствующих стандартов безопасности и маркировки [19].

5.3. Меры по повышению энергоэффективности

Парниковые выбросы холодильной установки делятся на прямые, вызванные утечками хладагента из холодильного контура, и косвенные, связанные с выделением диоксида углерода при производстве электроэнергии для питания установки. С целью снижения прямых парниковых выбросов повышают герметичность контура либо выполняют переход на хладагент с меньшим ПГП, например, на природные хладагенты. Повышение энергоэффективности сокращает косвенные парниковые выбросы (следует отметить, что переход на природные хладагенты, отличающиеся не только нулевым или ничтожно малым ПГП, но и часто более высокой энергоэффективностью по сравнению с ГФУ, способен снизить как прямые, так и косвенные парниковые выбросы).

К законодательным мерам, направленным на повышение энергоэффективности холодильного оборудования, систем кондиционирования воздуха и тепловых насосов, относятся принятие соответствующего законодательства, требований к минимальной энергоэффективности устройств (MEPS), а также внедрение маркировки энергоэффективности.

5.3.1. Международный опыт

В Европейском союзе требования к минимальной энергоэффективности и маркировке различных видов оборудования регулируются Директивой по экодизайну и энергетической маркировке №2009/125/EC. Исходя из показателей производительности (для систем кондиционирования и тепловых насосов это сезонные показатели ESEER и ESCOP, для холодильных камер используется индекс энергоэффективности EEI), прибору присваивается класс энергоэффективности от «A+++» (самый высокий) до «G» (самый низкий), и наносится соответствующая маркировка.

В Китае 1 июля 2020 г. вступил в силу новый стандарт энергоэффективности бытовых кондиционеров воздуха GB 21455-2019, заменивший сразу два стандарта: GB 12021.3-2010 для неинверторных кондиционеров и GB 21455-2013 – для инверторных.

В новом стандарте унифицирован метод оценки энергоэффективности инверторных и неинверторных кондиционеров. Для устройств, работающих только в режиме охлаждения, будет применяться параметр сезонной энергетической эффективности (SEER), для тепловых насосов – годовой показатель производительности (APF).

Кроме того, новый стандарт опустил градацию энергоэффективности, предусмотренную стандартом GB 21455-2013, на ступень ниже, установив новые требования для Ступени 1, теперь к ней относятся приборы с высочайшим уровнем энергоэффективности с показателем APF, равным 5. При этом неинверторные кондиционеры с энергоэффективностью, соответствующей ступеням 4 и 5 нового стандарта, были полностью убраны с китайского рынка.

В результате новый MEPS обеспечил преобладание наиболее энергоэффективных бытовых кондиционеров воздуха (ступень 1), увеличив их долю на рынке с 19% до 56%. Доля кондиционеров воздуха с регулируемой частотой вращения компрессора с принятием нового MEPS выросла с 60% до 98%. Ожидается, что эти изменения, вызванные пересмотренным китайским MEPS, предотвратят парниковые выбросы в объеме не менее 470 Мт CO2-экв. между 2020 и 2030 гг. [20].

Список литературы:

[1] https://ozone.unep.org/sites/default/files/2019-04/Originaldepositary_notification_russian_version_with_corrections.pdf
[2] https://ozone.unep.org/all-ratifications
[3] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003270033
[4] https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/26450/HFCs_control_RU.pdf
[5] https://www.ozonactionmeetings.org/system/files/220511hfc_quota_system_background_information_and_lessons_learned_in_the_eu_janusz_kozakiewicz.pdf
[6] https://www.ozonactionmeetings.org/system/files/220511australias_experience_on_introducing_hfc_quota_system_annie_gabriel.pdf
[7] https://www.ozoneprogram.ru/biblioteka/publikacii/regulirovanie_vivoda_gfu_ssha/
[8] https://ozone.unep.org/system/files/documents/MOP-28-11R.pdf
[9] https://www.ozoneprogram.ru/novosti/evroparlament_za_zapreti_f_gazov/
[10] https://www.ozoneprogram.ru/novosti/trebuet_afrikanskaja_holodilnaja_associacija/
[11] https://www.fluorocarbons.org/wp-content/uploads/2020/08/2020-06-24-EFCTC-T1-transit-process-in-illegal-HFC-trade_F.pdf
[12] https://www.epa.govt.nz/industry-areas/hazardous-substances/hfcs/types-of-permit/
[13] https://www.ozoneprogram.ru/upload/files/r/regulation_517_2014_rus.pdf
[14] https://www.ozoneprogram.ru/ozonovoe_zakonodatelstvo/primeri_np_dok/evropeiskii_sojuz_np_dok/
[15] https://www.ozoneprogram.ru/ozonovoe_zakonodatelstvo/primeri_np_dok/japonija_np_dok/
[16] https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/43114/logbooks_refrigeration_RU.pdf
[17] https://www.ozoneprogram.ru/upload/files/r/reglament_yevropeyskoy_komissii_eu_2015_2067_ot_17112015.pdf
[18] https://www.ozoneprogram.ru/novosti/demustanovki_potencial_prirodnih_hladagentov/
[19] https://www.ozoneprogram.ru/novosti/ustanovki_conveni_pack_na_CO2/
[20] https://www.ozoneprogram.ru/novosti/kitaiskii_standart_minimalnoi_ehnergoehffektivnosti/
[21] https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200213
[22] https://www.ozoneprogram.ru/den_ozona/
[23] https://www.ozoneprogram.ru/novosti/obrazovatelnii_portal_ozonovogo_sekretariata/
[24] https://www.ozoneprogram.ru/novosti/eia_kampanija_chto_za_f/
[25] https://www.ozoneprogram.ru/novosti/epa_okonchatelnii_reglament/

Уважаемый посетитель! Сайт www.ozoneprogram.ru использует файлы cookie и похожие технологии, чтобы с помощью достоверной и персонализированной информации улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с предупреждением об использовании файлов cookie на сайте www.ozoneprogram.ru. Если вы не согласны с использованием файлов cookie, настройте браузер или откажитесь от посещения сайта.