О регулировании производства и потребления гидрохлорфторуглеродов в Российской Федерации до и после 1 января 2015 года
Как хорошо известно профессиональному сообществу в сфере разработки, производства, монтажа, эксплуатации и технического обслуживания холодильной техники, 2014 г. является последним годом периода, на который Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреальский протокол), установлено 75%-ое сокращение производства и потребления гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ), а с 1 января 2015 г. начинается период их 90%-го сокращения от базовых уровней или в 2,5 раза по отношению к уровню 2010–2014 гг. Из 40-ка ГХФУ, подлежащих регулированию в рамках Монреальского протокола, в Российской Федерации применяются 4 (ГХФУ-21, ГХФУ-22, ГХФУ-141b и ГХФУ-142b), а производятся 3 (ГХФУ-21, ГХФУ-22 и ГХФУ-142b). Нелишним будет напомнить, что в соответствии с Монреальским протоколом термин «потребление» озоноразрушающих веществ (ОРВ) означает «производство» плюс «импорт» минус «экспорт» минус «основные виды применения» регулируемых веществ.
Сокращения и аббревиатуры Монреальский протокол — Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, — международный протокол к Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 г., подписанный в г. Монреаль 16 сентября 1987 г. Разработан с целью регулирования производства, потребления, экспорта, импорта и уничтожения озоноразрушающих веществ (ОРВ), перечисленных в приложениях A, B и C к Монреальскому протоколу. Монреальский протокол был дополнен корректировками и поправками в Лондоне (1990 г.), Копенгагене (1992 г.), Вене (1995 г.), Монреале (1997 г.) и Пекине (1999 г.). Фреоны (хладоны) — название группы насыщенных алифатических хлор-, бром- и (или) фторсодержащих углеводородов, применяемых в качестве хладагентов, пропеллентов, вспенивателей, растворителей и средств огнегашения. ОРС — озоноразрушающая способность или озоноразрушающий потенциал (ОРП) — расчетная величина, характеризующая активность регулируемых Монреальским протоколом веществ в отношении стратосферного озона. ОРС фреона ХФУ-11 была принята за единицу. ОРС регулируемых веществ рассчитаны на основе имеющихся в настоящее время знаний и подлежат периодическому пересмотру и уточнению. ХФУ — хлорфторуглероды — фреоны с высокой ОРС (>0,6). Производство ХФУ было прекращено в Российской Федерации 20 декабря 2000 г. ГХФУ — гидрохлорфторугле-роды — фреоны с низкой ОРС (<0,11). ГФУ — гидрофторуглероды — озонобезопасные фреоны с нулевой ОРС. Являются парниковыми газами и, как правило, обладают высокими значениями потенциала глобального потепления (ПГП). ГФО — гидрофторолефины — озонобезопасные фреоны с нулевой ОРС и низкими (близкими к диоксиду углерода) значениями ПГП. мт — метрическая тонна — единица измерения веса, признанная Международной системой единиц СИ (1 мт = 1 т = 1000 кг). т ОРС — тонна озоноразрушающей способности — единица измерения, принятая в рамках Монреальского протокола в отношении регулируемых веществ и получаемая посредством перемножения ОРС фреона на его вес в мт. |
Уровни ежегодного допустимого потребления этих фреонов, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой», не должны превышать в 2014 г. — 999,2 т озоноразрушающей способности (ОРС), в 2015–2019 гг. — 399,69 т ОРС, в 2020–2029 гг. — 19,98 т ОРС. В этой связи оценка текущего уровня потребления ГХФУ в стране и анализ возможных мер для соблюдения этого напряженного графика могут оказаться полезными для профессионалов, все еще применяющих ГХФУ.
С учетом исторически сложившихся трендов в потреблении ГХФУ в Российской Федерации, а также необходимости инициирования создания резервных запасов (банков) фреонов для обеспечения функционирования имеющегося парка холодильного и климатического оборудования может быть предложена следующая структура производства и потребления этих веществ в 2014 г. и в 2015–2019 гг. в метрических тоннах (мт) и т ОРС1:
Потенциально российские производители могут изготавливать дополнительные объемы ГХФУ, эквивалентные (в т ОРС) объемам их экспорта, но учитывая, что разница между разрешенными Монреальским протоколом уровнями производства и потребления составляет всего лишь 6,92 т ОРС в период с 2015 по 2019 гг., то этот подход следует признать бесперспективным особенно с учетом необходимости создания запасов (банков) ГХФУ в стране. В последние годы Российской Федерацией был полностью утрачен рынок ГХФУ в Республике Казахстан в связи с неприсоединением последней (наряду с Ливией, Мавританией и Саудовской Аравией) к Пекинской поправке к Монреальскому протоколу, которой запрещаются любые экспортно-импортные операции с ГХФУ со странами, не являющимися ее Сторонами. С целью осуществления сбалансированной и скоординированной политики в сфере охраны озонового слоя и минимизации социально-экономических последствий выполнения обязательств по Монреальскому протоколу в рамках Таможенного союза целесообразно рекомендовать соответствующим органам исполнительной власти Республики Беларусь и Республики Казахстан в 2014 г. воспользоваться потенциальной возможностью закупки у российских предприятий ГХФУ-22, а с 2015 г. обеспечить создание своих запасов (банков) ГХФУ за счет импорта этих веществ из развивающихся стран (Китай, Индия и др.).
Таблица 1. Прогноз структуры производства и потребления ГХФУ в Российской Федерации в 2014 г. (в мт / т ОРС)
ГХФУ-21 | ГХФУ-22 | ГХФУ-141b | ГХФУ-142b | |
Производство | 250,0 / 10,00 | 17940,9 / 986,75 | 0,0 / 0,00 | 300,0 / 19,50 |
Импорт | 0,0 / 0,00 | 0,0 / 0,00 | 2000,0 / 220,00 | 0,0 / 0,00 |
Экспорт | 0,0 / 0,00 | 4310,9 / 237,10 | 0,0 / 0,00 | 0,0 / 0,00 |
Потребление | 250,0 / 10,00 | 13630,0 / 749,65 | 2000,0 / 220,00 | 300,0 / 19,50 |
Таким образом, потребление всех видов ГХФУ в 2014 г. составит 16180,0 мт или 999,15 т ОРС, а ежегодное потребление этих веществ в 2015–2019 гг. сократится до уровня 7262,5 мт или 399,69 т ОРС, что существенно ниже объемов потребления в 2011–2013 гг.
С целью минимизации социально-экономических последствий выполнения Российской Федерацией международных обязательств по Монреальскому протоколу с 01.01.2015 предлагается:
- Ограничить ввоз на территорию Российской Федерации всех видов ГХФУ;
- Сократить нелегальный ввоз ГХФУ на территорию Российской Федерации;
- Создать федеральные и отраслевые резервные запасы (банки) ГХФУ;
- Сохранить производство ГХФУ-22 на предприятиях, изготавливающих из него озонобезопасные фторполимеры;
- Создать отечественное производство фреонов, безопасных для озонового слоя и климата Земли.
Рассмотрим эти меры подробнее:
1. Ограничение ввоза (импорта) на территорию Российской Федерации всех видов ГХФУ
С 2010 г. в Российской Федерации были установлены ограничения на ввоз всех видов ГХФУ за исключением ГХФУ-141b. Следует отметить, что в целом это решение дало положительный эффект как с точки зрения инициирования конверсии на озонобезопасные технологии потребляющих ГХФУ секторов российской экономики, так и сохранения производственного потенциала на предприятиях-производителях ГХФУ.
Таблица 2. Прогноз структуры производства и потребления ГХФУ в Российской Федерации в 2015–2019 гг.
(в мт / т ОРС)
ГХФУ-21 | ГХФУ-22 | ГХФУ-141b | ГХФУ-142b | |
Производство | 150,0 / 6,00 | 6988,4 / 384,36 | 0,0 / 0,00 | 250,0 /16,25 |
Импорт | 0,0 / 0,00 | 0,0 / 0,00 | 0,0 / 0,00 | 0,0 / 0,00 |
Экспорт | 0,0 / 0,00 | 125,8 / 6,92 | 0,0 / 0,00 | 0,0 / 0,00 |
Потребление | 150,0 / 6,00 | 6862,5 / 377,44 | 0,0 / 0,00 | 250,0 / 16,25 |
Таблица 3. Фактическое и прогнозируемое * потребление ГХФУ в Российской Федерации в 2010–2016 г. (в т ОРС)
Годы | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
Потребление | 733,8 | 842,7 | 666,9 | 548,7 | 999,2* | 399,7* | 399,7* |
Производство и потребление ГХФУ-141b было прекращено в большинстве развитых стран еще до 2010 г. (например, в США — с 2003 г.).
С 2010 г. в связи с ограничением количества участников внешнеторговой деятельности, имеющих право ввозить ГХФУ-141b (см. табл. 4), наблюдался рост объемов нелегального импорта этого вещества на территорию Российской Федерации.
Таблица 4. Ввоз ГХФУ-141b (Код ТН ВЭД ТС 2903 73 000 0) в Российскую Федерацию в 2008–2012 гг. (по информации ФТС России) и распределение допустимых для ввоза в Российскую Федерацию в 2013 г. объемов ГХФУ-141b между участниками внешнеторговой деятельности (в мт)
№ № п/п | Наименование участника внешнеторговой деятельности | 2008 (факт.) | 2009 (факт.) | 2010 (факт.) | 2011 (факт.) | 2012 (факт.) | 2013 (квота) |
1. | ООО «Дау Изолан» | 1293,0 | 1260,0 | 980,0 | 1600,0 | 1300,0 | 2423,0 |
2. | ООО «Натана Групп» | 0 | 402,8 | 397,0 | 520,0 | 400,0 | 500,0 |
3. | ООО «Химснаб М» | 66,0 | 0 | 43,8 | 49,0 | 70,0 | — |
4. | ООО «Фреоника» | 0 | 18,8 | 18,3 | 0 | 0 | 14,1 |
5. | ОАО «Химпром» | 22,0 | 40,0 | 0 | 0 | 0 | — |
6. | ООО «Маркон-Холод» | 10,0 | 60,0 | 0 | 45,5 | 51,0 | 62,9 |
7. | ООО «Радойл» | 200,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | — |
8. | ООО «Хронопласт» | 68,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | — |
9. | ООО «Реактив» | 99,1 | 0 | 0 | 0 | 0 | — |
10. | ООО «Лагуна Сервис» | 1521,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | — |
11. | ООО «ДМБ-торг» | 40,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | — |
12. | ООО «Союзснаблогис-тик» | 0 | 40,0 | 0 | 0 | 0 | — |
13. | ООО «Дисан» | 0 | 1045,0 | 0 | 0 | 0 | — |
14. | ООО «Техностиль» | 0 | 18,8 | 0 | 0 | 0 | — |
Итого: | 3319,1 | 2885,4 | 1439,1 | 2214,5 | 1821,0 | 3000,0 | |
Общий объем ГХФУ-141b, ввезенный на территорию Российской Федерации | 11679,1 | 1675,1* |
* Общий объем ввезенного в Российскую Федерацию ГХФУ-141b в 2013 г. рассчитан автором на основании данных, приведенных в отчетах ФТС России.
По состоянию на сегодняшний день в секторе производства бытовой холодильной техники полностью отказались от потребления ГХФУ-141b и перешли на использование циклопентана ООО «Беко» (г. Киржач, Владимирская обл.), ООО «Вестел-СНГ» (г. Александров, Владимирская обл.), ООО «БСХ Бытовые приборы» (г. Санкт-Петербург), ЗАО «Завод холодильников «Стинол» (г. Липецк), ОАО «КЗХ «Бирюса» (г. Красноярск), ООО «Логера» (г. Руза, Московская обл.), ООО «Завод «Океан» (г. Уссурийск, Приморский край) и ООО «Техпроминвест» (г. Калининград). В настоящее время в рамках Проекта ЮНИДО / ГЭФ — Минприроды России «Поэтапное сокращение потребления ГХФУ и стимулирование перехода на не содержащее ГФУ энергоэффективное холодильное и климатическое оборудование в Российской Федерации посредством передачи технологий» реализуются подпроекты конверсии на озонобезопасные технологии (циклопентан) на ФГУП «Завод имени Серго» (г. Зеленодольск, Республика Татарстан) и ООО «СЭПО-ЗЭМ» (г. Саратов). Рассматривается возможность подготовки аналогичной программы для ООО «Торгово-промышленная компания «Орские заводы» (г. Орск Оренбургской обл.).
В секторе производства торгового холодильного оборудования (ТХО) вопросы конверсии на альтернативные вспениватели во многом уже решены. Перевод на циклопентан оставшихся крупнейших производителей этого сектора — ОАО «Полюс» (г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл), ООО «ПК «Совиталпродмаш» (г. Волжск, Республика Марий Эл) и др. также запланировано на 2014–2015 гг. как за счет собственных средств предприятий, так и за счет безвозмездной помощи, которая будет оказана в рамках Проекта ЮНИДО / ГЭФ — Минприроды России.
Основные крупные производители сэндвич-панелей в Российской Федерации (ЗАО «Ариада», г. Волжск, Республика Марий Эл, ЗАО «Вентиляционный завод ЛИССАНТ», г. Санкт-Петербург и др.) уже перешли на использование озонобезопасных вспенивателей. Предполагается, что другие предприятия этого сектора либо осуществят поэтапный переход с промежуточным внедрением технологий на основе ГХФУ-22 и смеси ГХФУ-22 / ГХФУ-142b, производство которых сохранится в Российской Федерации до 2020 г., либо сразу перейдут на применение озонобезопасных вспенивателей на основе циклопентана, метилформиата или гидрофторолефинов (ГФО).
Ряд производителей предизолированных труб (стальные трубы с тепловой изоляцией из пенополиуретана в полиэтиленовой или металлической оболочке), широко применяемых в нефте-, газо-, паро- и мазутопроводах, а также для наземной и подземной бесканальной прокладки тепловых сетей в ЖКХ и промышленности, в настоящее время отрабатывают использование в своих технологических процессах в качестве вспенивателя диоксида углерода и воды. В качестве временной альтернативы в рецептурах пенополиуретана на переходный период (до 2020 г.) этими промышленными предприятиями могут использоваться производимые в Российской Федерации ГХФУ-22, ГХФУ-142b, смеси ГХФУ-22 / ГХФУ-142b, смеси ГХФУ-22 и углеводородов (С3 — С6). Следует отметить, что применение этих веществ в качестве вспенивателей известно и апробировано, а их производство сохранится в России в приемлемых объемах. Важным обстоятельством является возможность использования этих веществ без замены применяемого в настоящее время предприятиями-производителями предизолированных труб технологического оборудования.
В целом, для осуществления конверсии промежуточной или окончательной на озонобезопасные технологии могут применяться:
- Углеводороды (циклопентан, н-пентан);
- Метилформиат (рецептура Ecomate Systems);
- Гидрофторуглероды (ГФУ-245fa, ГФУ-365mfc, ГФУ-134a);
- Диоксид углерода и вода;
- Гидрофторолефины (ГФО-1234ze и ГФО-1233zd).
Следует отметить, что для использования циклопентана потребуется по меньшей мере частичная замена технологического оборудования (если оно было изготовлено в «предпентанизированном» исполнении), а также осуществление дополнительных противопожарных мероприятий, связанных с использованием огнеопасных веществ.
Для внедрения рецептур на основе метилформиата потребуется частичная модернизация узлов оборудования, контактирующих с этим коррозионно-активным вспенивателем.
Производство ГФО-1234ze, обладающего нулевой ОРС и потенциалом глобального потепления (ПГП) = 1, в 2014–2015 гг. будет развернуто рядом компаний (DuPont, Honeywell, Mexichem, Arkema). Его существенными преимуществами являются негорючесть, полная совместимость с оборудованием, на котором применяется ГХФУ-141b, а также энергоэффективность получаемой теплоизоляции (на 8–10% по сравнению с циклопентаном и на 4–6% по сравнению с ГФУ-245fa). Недостаток, пожалуй, один — цена (по крайней мере в ближайшие годы).
В связи с тем, что ГХФУ-141b обладает самой высокой ОРС (0,11) из всех выводимых из оборота в Российской Федерации ГХФУ, то прекращение его ввоза в объеме, например, его ежегодной квоты в 3 тыс. мт (330 т ОРС) будет эквивалентно сохранению российского производства ГХФУ-22 (ОРС = 0,055) в размере 6 тыс. мт, ГХФУ-21 (ОРС = 0,040) — 8,25 тыс. мт и ГХФУ-142b (ОРС = 0,065) — 5,1 тыс. мт. Фактическое среднее потребление ГХФУ-141b в 2007–2013 гг. в Российской Федерации составляло 2225,7 мт.
С учетом вышеизложенного прекращение импорта и потребления ГХФУ-141b в качестве вспенивателя в Российской Федерации после 1 января 2015 г. представляется неизбежным.
2. Сокращение нелегального ввоза ГХФУ на территорию Российской Федерации
К мерам, которые должны способствовать сокращению нелегального ввоза ГХФУ на территорию Российской Федерации, относятся следующие:
- оснащение уполномоченных пунктов пропуска экспресс-анализаторами озоноразрушающих веществ (ОРВ);
- ввоз фреонов всех типов через уполномоченные пункты пропуска;
- запрет одноразовой тары для транспортировки и хранения фреонов.
К сожалению, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2012 г. № 687 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается прибытие на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ» автомобильный (Убылинка), железнодорожные (Ивангород, Себеж) и морские (Санкт-Петербург, Владивосток, Калининград, Новороссийск) пункты пропуска до настоящего времени так и не были оснащены экспресс-анализаторами ОРВ, что существенно осложняет работу инспекторского состава ФТС России по выявлению нелегально ввозимых ГХФУ. С другой стороны, отсутствие каких-либо ограничений на ввоз на территорию Российской Федерации фреонов, не являющихся озоноразрушающими (гидрофторуглеродов — ГФУ, углеводородов — УВ и гидрофторолефинов — ГФО), приводит к тому, что нелегальный ввоз ГХФУ может потенциально осуществляться через иные таможенные посты (а их всего около 600) с использованием озонобезопасных фреонов в качестве товаров прикрытия. В этой связи представляется целесообразным распространить действие вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации на ввоз фреонов всех типов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской от 24 марта 2014 г. № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» с 1 января 2015 г. обращение ОРВ допускается только в таре многократного использования, за исключением обращения ОРВ в таре объемом менее 3 л. для лабораторных и аналитических видов использования, определенных международными договорами Российской Федерации. Это безусловно верное решение является тем не менее половинчатым, т. к. основной поток нелегальных ГХФУ поступает на территорию Российской Федерации в одноразовых баллонах с маркировкой ГФУ.
3. Создание федеральных и отраслевых резервных запасов (банков) ГХФУ
Постановлением Правительства Российской от 24 марта 2014 г. № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» (п. 7) федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, потребляющие ОРВ, предписано обеспечить до 1 января 2015 г. создание резервных запасов этих веществ (в первую очередь — ГХФУ) для бесперебойного функционирования находящегося у них в эксплуатации холодильного и климатического оборудования (ГХФУ-22), а также для использования в качестве технологического агента в процессах очистки, обезжиривания и промывки (ГХФУ-141b — предприятия ракетно-космической промышленности, авиастроения, электронной промышленности и др.).
С учетом текущего уровня потребления ГХФУ в стране и объемов предстоящего в 2015 г. сокращения производства и потребления ГХФУ представляется целесообразным в максимальной степени использовать имеющуюся в 2014 г. потенциальную возможность (см. табл. 1) инициирования создания запасов (банков) ГХФУ-22 в структурах Минобороны России, Минздрава России, Роскосмоса, Росатома, Росрыболовства, ОАО «РЖД» и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов. Основная цель создания таких банков — обеспечение бесперебойной работы холодильного оборудования (в том числе — специального назначения) после 1 января 2020 г., когда будет установлен лимит потребления ГХФУ на уровне 0,5% от базового уровня. Следует иметь в виду, что в период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2019 г. объемы ГХФУ-22, которые могут быть направлены на эти цели, по имеющимся оценкам составят всего лишь около 0,7–1,0 тыс. мт в год, что с учетом потребностей экономики страны может оказаться совершенно недостаточно. Так, например, только Росрыболовство оценивает свои нужды в ГХФУ-22 для обеспечения рыбопромысловых и рыбоперерабатывающих мощностей в более чем 2 тыс. мт.
Ориентировочная структура резервных запасов (банков) ГХФУ в Российской Федерации может иметь следующий вид:
Таблица 5. Резервные запасы (банки) ГХФУ в Российской Федерации (в мт)
№ № п/п | Вещество | Ориентировочный объем создаваемых запасов |
1. | ГХФУ-21 | 200–300 |
2. | ГХФУ-22 | 8000–10000 |
3. | ГХФУ-141b | 400–600 |
4. | ГХФУ-142b | 300–500 |
Итого: | 8900–11400 |
4. Приоритетность сохранения производства ГХФУ-22 в 2015–2019 гг. на предприятиях, изготавливающих озонобезопасные фторполимеры
Производство ГХФУ-22 в бывшем СССР изначально создавалось с целью обеспечения сырьем производства фторполимеров на Кирово-Чепецком химическом комбинате им. Б. П. Константинова Минатомэнергопрома СССР (г. Кирово-Чепецк Кировской области) и Уральском производственном объединении «Галоген» Минхимпрома СССР (г. Пермь) в 1952 и 1966 гг., соответственно. В последующие годы этот фреон стал отгружаться в виде товарного продукта для удовлетворения потребностей холодильной промышленности (в основном — для производства торгового и промышленного холодильного оборудования). Имеющиеся на этих предприятиях мощности по производству ГХФУ-22 неоднократно модернизировались.
Производимые в настоящее время ООО «ГалоПолимер Кирово-Чепецк» и ОАО «ГалоПолимер Пермь» на основе ГХФУ-22 высокотехнологичные фторопласты, фторкаучуки специальных марок, фторопластовые суспензии, фторированные жидкости и смазки применяются в ракетно-космической и авиационной технике, атомной промышленности, радиоэлектронике и других отраслях. Значителен спрос на эту продукцию и за рубежом.
Производство товарного ГХФУ-22 на ВОАО «Химпром» (г. Волгоград) было создано в 2001 г. на основе технологического оборудования, применявшегося до 20 декабря 2000 г. для изготовления ХФУ-11 и ХФУ-12 (производство этих фреонов было создано в 1960 г. и было прекращено во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 1999 г. № 490 «Об усилении мер государственного регулирования производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации»).
Ниже представлены данные о производстве в Российской Федерации ГХФУ-22 с 2003 по 2013 гг. Следует отметить, что вклад ВОАО «Химпром» (г. Волгоград) в производство товарного фреона на протяжении этих лет был относительно невелик (например, в 2010 г. он составил 284,0 мт, в 2011 г. — 1549,1 мт, в 2012 г. — 1974,0 мт, а в 2013 г. — 2082,5 мт).
Таблица 6. Производство ГХФУ-22 в Российской Федерации в 2003–2013 гг. (в мт)
Производство ГХФУ-22 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Общее | 20826,7 | 28118,2 | 20523,4 | 28998,3 | 31144,4 | 30707,5 |
Товарное | 4514,2 | 3092,5 | 3347,1 | 3902,3 | 4486,7 | 4664,4 |
Производство ГХФУ-22 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Общее | 18742,8 | 28382,2 | 32475,1 | 31533,8 | 21183,0 | — |
Товарное | 5230,4 | 9780,9 | 8704,8 | 8245,1 | 6464,7 | — |
С учетом вышеизложенного представляется целесообразным с 01.01.2015 до 31.12.2019 сохранить изготовление товарного ГХФУ-22, а также ГХФУ-21 и ГХФУ-142b на предприятиях ООО «ГалоПолимер Кирово-Чепецк» и ОАО «ГалоПолимер Пермь», т. к. сырьевая составляющая производства ГХФУ-22, являющаяся чрезвычайно важной для сохранения потенциала Российской Федерации в высокотехнологичных областях экономики, на них фактически софинасируется за счет реализации товарных продуктов. Также такой подход позволит с 2020 г. в рамках международных обязательств Российской Федерации по Монреальскому протоколу использовать часть производимого предприятиями ОАО «ГалоПолимер» сырьевого ГХФУ-22 в качестве товарного продукта для удовлетворения критичных потребностей в этом фреоне. Объем ежегодного потребления ГХФУ-22 в период с 2020 по 2029 гг. может составить 363,27 мт (всего за 10 лет — 3632,72 мт).
С целью минимизации на ВОАО «Химпром» социально-экономических последствий прекращения производства ГХФУ-22 (2082,45 мт в 2013 г.) и ГХФУ-21 (215,33 мт в 2013 г.)2 Минприроды России и Минпромторг России потенциально могут инициировать через ЮНИДО подготовку соответствующего международного проекта по аналогии с Проектом Всемирного банка «Специальная инициатива по прекращению производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации», реализованного в 2000–2006 гг. во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. № 728 «О Соглашении между Российской Федерацией и МБРР о гранте для финансирования Проекта «Специальная инициатива по прекращению производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации».
5.Создание отечественного производства фреонов, безопасных для озонового слоя и климата Земли
Сохранение технологической безопасности ряда важнейших секторов российской экономики напрямую зависит от наличия собственного производства энергоэффективных и экологически безопасных фреонов. Предварительный анализ действующих и разрабатываемых международных соглашений в сфере охраны озонового слоя и предотвращения глобальных климатических изменений, а также имеющихся в стране научно-технологических и производственных заделов показывает потенциальную приемлемость решения этой задачи посредством запуска промышленного производства ГФУ-32 и смесевых хладагентов на его основе (R410A, R407C и др.).
Выводы и рекомендации по регулированию производства и потребления ГХФУ В 2014 г.:
- установить объемы разрешенного производства товарных ГХФУ в следующих пределах: ГХФУ-21 — не более 250 мт, ГХФУ-142b — не более 300 мт, ГХФУ-22 — не более 13630 мт (при отсутствии экспорта) и не более 17941 мт (при условии осуществления экспорта в установленном объеме);
- импорт ГХФУ-141b ограничить на уровне 2000 мт (распределение объемов этого фреона между заявителями осуществить по аналогии с действовавшим в 2013 г. порядком распределения допустимых для ввоза в Российскую Федерацию озоноразрушающих веществ), импорт других ГХФУ — запретить;
- экспорт ГХФУ-22 (включая вывоз в страны — члены Таможенного союза) ограничить на уровне 4310,9 мт;
- потребление ГХФУ не квотировать (т. к. установленные объемы разрешенного производства товарных ГХФУ существенно превышают сложившиеся объемы потребления этих веществ);
- инициировать разработку и внедрение электронной системы учета потребления и обращения ОРВ в Российской Федерации (рекомендации по ее созданию были сформулированы на совещании Рабочей группы «ЮНИДО — представители бизнеса», состоявшемся 5 июня 2014 г.).
В 2015–2019 гг.:
- установить объемы разрешенного производства на предприятиях ОАО «ГалоПолимер» товарных ГХФУ в следующих пределах: ГХФУ-21 — не более 150 мт (6 т ОРС), ГХФУ-142b — не более 250 мт (16,25 т ОРС), ГХФУ-22 — не более 6862,5 мт (377,44 т ОРС) при отсутствии экспорта и не более 6988,4 мт (384,36 т ОРС) при осуществлении экспорта в установленном объеме3;
- импорт всех видов ГХФУ запретить;
- экспорт ГХФУ-22 (включая вывоз в страны — члены Таможенного союза) ограничить на уровне 125,8 (6,92 т ОРС) мт;
- установить квотирование (распределение между заявителями) потребления ГХФУ в Российской Федерации.
Реализация вышеперечисленных мер позволит Российской Федерации в полной мере выполнить обязательства по Монреальскому протоколу, внеся свой вклад в сохранение озонового слоя и климата Земли, минимизировав при этом социально-экономические последствия существенного сокращения (а в перспективе — прекращения) производства и потребления ГХФУ.
В. Н. Целиков, старший технический советник ЮНИДО
1—Без учета ГХФУ, которые будут произведены и использованы для синтеза озонобезопасных продуктов.
2— В представленных данных не учитывались производственные запасы, имевшиеся на предприятии по состоянию на 1 января 2012 г. и 31 декабря 2012 г.
3— Допускается перераспределение объемов производства в мт между отдельными видами ГХФУ в рамках выделенной общей квоты в т ОРС.