Вывод озоноразрушающих веществ и фторсодержащих газов в Российской Федерации
  • Арктический совет
  • Нефко
  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • МЦНТИ
Назад

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года к ней и Протоколом 1997 года (МАРПОЛ 73/78)

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ) была принята Международной морской организацией (ММО) в 1973 году в качестве ответа на растущий вклад морских перевозок в загрязнение окружающей среды.

После ряда морских катастроф с участием танкеров был принят Протокол 1978 года к конвенции, вносящий ряд изменений в первоначальный текст соглашения. Так как на момент принятия Протокола Конвенция еще не вступила в силу, тексты обоих документов были объединены. Из-за этого соглашение часто коротко называют МАРПОЛ 73/78.

Документ, вступивший в силу 2 октября 1983 года, содержал общие положения об обязательствах государств-участников по предотвращению загрязнения моря с судов, и пять приложений с правилами предотвращения загрязнения моря конкретными загрязняющими веществами:

  • нефтью;
  • вредными химическими веществами, перевозимыми наливом; в
  • веществами, перевозимыми в упакованной форме;
  • сточными водами;
  • мусором.

В 1997 году был принят Протокол, дополняющий конвенцию Приложением VI «Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов». В данном приложении описаны меры по предотвращению загрязнения воздуха озоноразрушающими веществами (ОРВ), оксидами азота, оксидами серы и летучими органическими соединения, меры по проверке судов, процедура выдачи Международного сертификата предотвращения загрязнения воздуха. В 2011 году Комитет ММО по защите морской среды (МЕРС) принял Резолюцию, дополняющую Приложение VI правилами энергоэффективности для судов.

Протокол 1997 года (Приложение VI) вступил в силу 19 мая 2005 года. По состоянию на 4 августа 2021 года, сторонами Протокола являлись 100 стран (включая Российскую Федерацию), на долю которых приходится 96,65% от общей грузоподъемности мирового флота. Основной текст Конвенции (включающий Приложения I и II) ратифицировали 160 государств (98,86% от общего тоннажа мирового флота).

Требования МАРПОЛ в отношении озоноразрушающих веществ

  • Термин «озоноразрушающие вещества» относится к регулируемым веществам, определенные в пункте 4 статьи 1 Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 года и указанные в Приложениях А, В, С или Е к этому Протоколу, которые находятся в силе во время применения или толкования положений Конвенции.
  • Правило, касающееся контроля за выбросами озоноразрушающих веществ, не применяется к постоянно герметичному оборудованию, у которого нет соединений для зарядки хладагента или потенциально съемных компонентов, содержащих озоноразрушающие вещества.
  • Запрещаются любые преднамеренные выбросы озоноразрушающих веществ. Преднамеренные выбросы включают выбросы, происходящие в ходе технического обслуживания, ухода, ремонта или удаления систем или оборудования, однако не включают минимальные выбросы, связанные с улавливанием или рециркуляцией озоноразрушающего вещества. Выбросы, являющиеся результатом утечек озоноразрушающего вещества, независимо от того, являются эти утечки преднамеренными или нет, могут регулироваться Сторонами.
  • Установки, содержащие озоноразрушающие вещества, не являющиеся гидрохлорфторуглеродами, запрещаются на судах, построенных 19 мая 2005 года или после этой даты, а также на судах, построенных ранее, поставка оборудования на которые осуществляется 19 мая 2005 года или после этой даты. В случае отсутствия даты договорной поставки, учитывается дата фактической поставки.
  • Установки, содержащие гидрохлорфторуглероды, запрещаются на судах, построенных 1 января 2020 года или после этой даты, а также на судах, построенных ранее, поставка оборудования на которые осуществляется 1 января 2020 года или после этой даты. В случае отсутствия даты договорной поставки, учитывается дата фактической поставки.
  • При удалении с судов озоноразрушающие вещества и оборудование, их содержащее, доставляются на надлежащие приемные сооружения.
  • На судах, валовой вместимостью 400 тонн и более, совершающих рейсы в порты или к удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией других Сторон, имеются перечень оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества, и Журнал озоноразрушающих веществ.
  • В Журнале озоноразрушающих веществ безотлагательно регистрируются (с указанием массы ОРВ в кг):
    • перезарядка, полная или частичная, оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества;
    • ремонт или техническое обслуживание оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества;
    • выброс озоноразрушающих веществ в атмосферу (преднамеренный и непреднамеренный);
    • сброс озоноразрушающих веществ в находящиеся на суше приемные сооружения;
    • поставка озоноразрушающих веществ на судно.

Текст Приложения VI к МАРПОЛ 73/78

Уважаемый посетитель! Сайт www.ozoneprogram.ru использует файлы cookie и похожие технологии, чтобы с помощью достоверной и персонализированной информации улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с предупреждением об использовании файлов cookie на сайте www.ozoneprogram.ru. Если вы не согласны с использованием файлов cookie, настройте браузер или откажитесь от посещения сайта.