EIA призывает к немедленным действиям
26 Ноября 2018
Накануне тридцатого Совещания Сторон Монреальского протокола в Эквадоре Агентство по расследованию экологических преступлений предложило создать специальную комиссию по оценке имеющихся и будущих запасов ХФУ, ГХФУ и ГФУ и запретить одноразовые баллоны для хладагентов во всем мире.

В отчете «Верхушка айсберга. Последствия нелегального производства и использования ХФУ» Агентство по расследованию экологических преступлений (EIA) приводит результаты независимых лабораторных испытаний образцов полиуретановых пен, предоставленных китайскими производителями: в них обнаружен вспениватель ХФУ-11. В том же отчете говорится о нелегальной торговле ГФУ в странах Европы и продолжающейся нелегальной торговле ОРВ по всему миру.
Ниже мы приводим выдержки по самым значимым вопросам.
Одноразовые баллоны для хладагентов
Одноразовые баллоны популярны у контрабандистов.
«В подавляющем большинстве известных нам случаев нелегального провоза ОРВ применялись одноразовые баллоны, которые легко приобрести именно из-за этого их свойства», — говорится в отчете.
Несмотря на запрет в ЕС (с 2007 года), Канаде, Индии и Австралии, «одноразовые баллоны до сих пор широко применяются по всему миру, а на европейском рынке в них еще недавно предлагались нелегальные ГФУ».
Помимо проблемы утилизации одноразовых баллонов, есть другая: в них всегда обнаруживаются остаточные количества хладагента, которые попадают в атмосферу, когда в соответствии с действующими нормами баллоны разрезают или прокалывают перед утилизацией.
Если баллоны не утилизируются, остатки попадают в атмосферу после их разрушения. По данным отчета Комитета по альтернативным холодильным, климатическим и теплонасосным системам 2010 г., в баллоне остается около 3% газообразного и от 5 до 8% жидкого хладагента.
В последнее время пресса широко освещала случаи нелегальной торговли хладагентами в одноразовых баллонах в Европе. Похоже, что европейские правительства и таможенные органы не в состоянии побороть повышенную активность в этой области, которая стала следствием резкого роста цен на ГФУ, вызванного ограничениями Регламента об Ф-газах. Если не будет изучен европейский опыт, существует значительный риск крупномасштабной нелегальной торговли ГФУ после того, как в следующем году начнет свое действие Кигалийская поправка.
ХФУ-11, ХФУ-12 и так далее
EIA убеждает Стороны Монреальского протокола заняться нерешенными вопросами, в частности, отсутствием исчерпывающих данных о существующих запасах ХФУ-11 в пенополиуретанах и других продуктах или оборудовании.
Авипса Махапатра, глава американского отделения EIA по расследованию преступлений в сфере климата, сообщила, что независимые лаборатории подтверждают правдивость заявлений этих компаний [которые были обследованы в ходе предыдущего расследования EIA, посвященного применению ХФУ-11 в Китае] об использовании и продаже вспенивателей на базе ХФУ-11. Одна из компаний называет себя крупнейшим региональным поставщиком полиолов для производства пенополиуретанов и использовала ХФУ-11 в 90–95% своих продуктов.
EIA благодарит Китай за незамедлительные и масштабные меры и информирование общественности. По словам г-жи Махапатры, «в то же время Сторонам не следует считать торговлю ХФУ-11 исключительным случаем и необходимо объединиться, чтобы провести комплексную работу с мотивами этого экологического преступления».
Высока вероятность, что ХФУ-11 уже экспортировался в составе готовых полиолов в другие страны, поэтому важно целенаправленно проверить пенополиуретановую продукцию и сырье, чтобы собрать сведения о возможном экспорте или импорте ХФУ-11 в их составе.
Не следует забывать о множестве случаев пресечения контрабанды еще одного ОРВ — ХФУ-12, — которые были зафиксированы в ряде стран, в то время как Европа уже столкнулась с нелегальной торговлей ГФУ, которая вызвана существенным сокращением поставок в соответствии с Регламентом об Ф-газах.
Что дальше?
В отчете EIA дает несколько рекомендаций, касающихся Монреальского протокола:
- Провести комплексный анализ мониторинга и исполнения Монреальского протокола (включая прошлые решения, касающиеся нелегальной торговли ОРВ), чтобы обеспечить соблюдение мер по контролю ОРВ и разработать новые меры по контролю ГФУ.
- Обеспечить поддержку и улучшение работы существующей глобальной системы станций и спутников для мониторинга атмосферы, чтобы она продолжала функционировать как система раннего оповещения, способствующая соблюдению требований Монреальского протокола.
- Создать специальную комиссию по изучению имеющихся и будущих запасов ОРВ и ГФУ и сценариев минимизации их воздействия на окружающую среду.
- Создать специальную комиссию по изучению применения контролируемых веществ и их альтернатив в качестве сырья в настоящее время и в будущем.
Отчет EIA содержит рекомендации Сторонам Монреальского протокола:
- Принять на национальном уровне меры к недопущению импорта полиолов, содержащих ХФУ: законодательные ограничения, таможенный досмотр и проверка полиолов, пеноматериалов и крупных резервуаров, например, контейнеров-цистерн.
- Внедрить целевую систему лицензирования, которая включит полиолы, содержащие ОРВ, ГФУ, ГФО и другие заменители ОРВ и ГФУ, которые могут использоваться в качестве товаров прикрытия.
- Изучить новые технологии и методы проектирования и реализации современных национальных систем контроля, которые могут обеспечить непрерывное наблюдение за производством, перевозкой и использованием контролируемых веществ.
- Предоставлять отчеты о нелегальной торговле ОРВ, включая информацию о направлениях экспорта и странах импорта.