Вывод озоноразрушающих веществ и фторсодержащих газов в Российской Федерации
  • Арктический совет
  • Нефко
  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • МЦНТИ
Назад

Совещание Контактной группы по вопросам законодательства Таможенного союза в сфере регулирования оборота озоноразрушающих веществ

В период с 18.03.2014 по 20.03.2014 в г. Минск состоялось совещание Контактной группы представителей стран Таможенного союза (Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан), стран, рассматривающих в настоящее время вопрос о присоединении к Таможенному союзу (Республика Армения, Республика Кыргызстан и Республика Таджикистан) и Евразийской экономической Комиссии (далее – ЕЭК) по обсуждению законодательства Таможенного союза в сфере регулирования оборота озоноразрушающих веществ (далее – ОРВ) с учетом его планируемого расширения. В работе совещания, организованном в формате пленарных заседаний и заседаний двухсторонних рабочих групп, также приняли участие представители Секретариата Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Программы развития ООН (ПРООН) и Организации объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

С приветственным словом к участникам совещания обратились Виталий Кулик, первый заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и г-н Санака Самарасингха, координатор ПРООН в Республике Беларусь. Совещание было организовано Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Региональной озоновой сетью Европы и Центральной Азии (ЕЦА) ЮНЕП, ПРООН и ЮНИДО, а его финансирование было осуществлено этими тремя агентствами в рамках проектов, утвержденных Многосторонним фондом по реализации Монреальского протокола (МФМП) и Глобальным экологическим фондом (ГЭФ).

Основной целью совещания являлась подготовка рекомендаций по выполнению положений Монреальского протокола странами – членами Таможенного союза в части обязательной отчетности по импорту, экспорту, производству и ликвидации ОРВ, функционирования национальных систем лицензирования импорта / экспорта любых ОРВ, а также ограничений на торговлю ОРВ со странами, не являющимися Сторонами Монреальского протокола и поправок к нему.

Для справки: Таможенный союз между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией был создан 01.01.2010 в качестве первого шага на пути формирования более всеобъемлющего экономического альянса бывших советских республик. ЕЭК была учреждена странами – членами Таможенного союза 19.11.2011 и стала регулирующим органом Таможенного Союза и Евразийского экономического сообщества. С 01.01.2012 три государства являются единым экономическим пространством, именуемым «Общее экономическое пространство» с целью развития дальнейшей экономической интеграции. Евразийская экономическая комиссия является.

В настоящее время Республика Армения, Республика Кыргызстан и Республика Таджикистан рассматривают возможность вступления в Таможенный союз. В связи с тем, что между членами Таможенного союза будет отсутствовать таможенный контроль, то потениально могут возникнуть проблемы с осуществлением мониторинга трансграничного перемещения ОРВ и с подготовкой национальной отчетности по потреблению ОРВ в Секретариат озоновых соглашений.

Помимо этого, графики поэтапного выведения из оборота ОРВ, которыми руководствуются Республика Армения и Республика Кыргызстан отличаются от графиков стран с переходной экономикой, что может вызвать ситуацию, в которой контролируемые вещества, доступные на законных основаниях в Республике Армения и Республике Кыргызстан, будут уже запрещены в других странах – членах Таможенного союза.

Республика Казахстан в настоящее время готовит пакет законодательных и нормативных правовых документов по присоединению к Пекинской поправке к Монреальскому протоколу и по введению квот на импорт ГХФУ и бромистого метила, что позволит ему вернуться в режим соблюдения Монреальского протокола.

В рамках совещания представитель Секретариата озоновых соглашений (г. Найроби, Кения) разъяснила обязательства Сторон по Монреальскому протоколу. Эксперт ЕС по вопросам политики (г. Варшава, Польша) проинформировал об опыте ЕС в качестве региональной экономической интеграционной организации в сфере регулирования трансграничного перемещения ОРВ и парниковых газов. Координатор Региональной озоновой сети ЕЦА ЮНЕП (г. Париж, Франция) рассказал о статусе незаконной / нежелательной торговли ОРВ в регионе и ознакомил с результатами деятельности «Неформального предварительного обоснованного согласия» (iPIC), являющегося добровольным правоохранительным механизмом по предотвращению незаконного / нежелательного перемещения ОРВ на этапе выдачи лицензий. Национальный озоновый центр Турции дистанционно представил действующую в стране электронную систему мониторинга перевозок ОРВ, а также регистрации и лицензирования торговцев, сервисных компаний и конечных пользователей ОРВ. Специалисты ПРООН (г. Братислава, Республика Словакия) и ЮНИДО (г. Вена, Австрия) рассказали о проектах и деятельности своих организаций в разных странах. Делегация ЕЭК (г. Москва, Российская Федерация) представила законодательство Таможенного союза в части исполнения Монреальского протокола. Представителями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации была представлена информация о законодательстве Российской Федерации в области государственного регулирования обращения ОРВ и учета оборота ОРВ в стране. В рамках презентации была отмечена положительная тенденция снижения потребления и производства ОРВ на территории Российской Федерации, а также было подчеркнуто, что в России установлены самые жесткие по сравнению с другими странами Таможенного союза и странами – будущими членами Таможенного союза санкции за контрабанду в крупном размере стратегически важных товаров и ресурсов, к которым относятся ОРВ и продукция, их содержащая (ст. 226.1 УК РФ предусмотрено наказание за правонарушения в этой сфере – лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового).

В ходе совещания также обсуждались вопросы необходимости совершенствования законодательства Таможенного союза в части, касающейся выполнения обязательств по Монреальскому протоколу с учетом запланированного присоединения к Таможенному союзу Республики Армения, Республики Кыргызстан и Республики Таджикистан. При этом особое внимание было уделено вопросу совершенствования озонового законодательства Республики Кыргызстан, поскольку оно на сегодняшний день более всего не соответствует законодательству Таможенного союза.

Особое внимание во время обсуждения было уделено вопросам мониторинга торговли ОРВ и пресечения незаконного оборота ОРВ внутри Таможенного союза и за его пределами. Также акцентировалась необходимость принятия в возможно короткий срок Соглашения о перемещении ОРВ и содержащей их продукции и учете ОРВ при осуществлении взаимной торговли государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Широко обсуждалась проблема сбора данных о перемещении ОРВ внутри Таможенного союза и подготовки отчетности в соответствии со Статьей 7 Монреальского протокола в условиях отсутствия таможенного контроля на смежных границах стран Таможенного союза и ежегодного введения Российской Федерацией в одностороннем порядке ограничений на ввоз в Российскую Федерацию гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ), регулируемых Монреальским протоколом. При этом делегация Российской Федерации подчеркнула необходимость более активного использования странами Таможенного союза и его будущими участниками электронного ресурса iPIC, на котором странами размещаются списки зарегистрированных импортеров и экспортеров ОРВ, список заводов по уничтожению и восстановлению ОРВ, информация о специфичных торговых ограничениях и запретах на ОРВ, а также сведения о выделенных квотах на ввоз ОРВ.

Важной темой обсуждения был вопрос о сохранении Республикой Армения и Республикой Кыргызстан статуса развивающихся стран (Статья 5 Монреальского протокола) при вступлении в Таможенный союз. В ходе совещания было достигнуто взаимопонимание по поводу того, обе страны могут сохранить свой нынешний статус до тех пор, пока Таможенный союз в качестве региональной экономической интеграционной организации не ратифицирует Монреальский протокол как не Сторона Статьи 5 Монреальского протокола (как это сделал ЕС).

В ходе совещания была отмечена важность гармонизации национальных законодательств в части нетарифного регулирования, а также налаживания комплексного информационного обмена между компетентными органами стран по разрешениям и разрешенным объемам торговли ОРВ в пределах и за пределами Таможенного союза. Полный перечень рекомендаций будет опубликован на английском и русском языках на вебсайте ЕЦА ЮНЕП (см. ниже).

Полученная в ходе совещания информация будет использована при совершенствовании системы мониторинга торговли ОРВ и пресечения незаконного оборота ОРВ как внутри страны, так и за ее пределами путем обмена опытом со странами-участниками Таможенного союза и странами – будущими членами Таможенного союза.

Документы встречи, включая повестку дня, концепцию, список участников, основные тезисы и презентации представлены на вебсайте EЦA ЮНЕП: www.unep.org/ozonaction/ecanetwork/

Уважаемый посетитель! Сайт www.ozoneprogram.ru использует файлы cookie и похожие технологии, чтобы с помощью достоверной и персонализированной информации улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с предупреждением об использовании файлов cookie на сайте www.ozoneprogram.ru. Если вы не согласны с использованием файлов cookie, настройте браузер или откажитесь от посещения сайта.