Вывод озоноразрушающих веществ и фторсодержащих газов в Российской Федерации
  • Арктический совет
  • Нефко
  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • МЦНТИ
Назад

Типовые правила регулирования для энергоэффективного и безопасного для климата коммерческого холодильного оборудования

Типовые правила регулирования для энергоэффективного и безопасного для климата коммерческого холодильного оборудования

Настоящие «Типовые правила регулирования для энергоэффективного и безопасного для климата коммерческого холодильного оборудования» дополняют «Единение ради эффективности» (U4E) „Типовые правила регулирования холодильного оборудования“ и прочие вспомогательные ресурсы. Это добровольное руководство для правительств развивающихся стран и стран с формирующейся рыночной экономикой, которые рассматривают нормативную или законодательную базу, требующую, чтобы новое холодильное оборудование было энергоэффективным и использовало хладагенты с более низким потенциалом глобального потепления (ПГП) по сравнению с типичными устаревшими хладагентами. Он охватывает типы холодильного оборудования, обычно используемого в коммерческих целях. Сопроводительный информационный документ включает в себя обоснование и методы.

Холодильное оборудование (обычно системы, основанные на парокомпрессионном цикле) требует для работы электроэнергии и хладагента. Когда электроэнергия вырабатывается электростанциями, работающими на ископаемом топливе (а это 75% электроэнергии в странах, не входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития), происходят выбросы парниковых газов (т.е. косвенные выбросы) и загрязнение воздуха. У некоторых хладагентов ПГП более чем в 1000 раз превышает эквивалентную молекулу диоксида углерода. К счастью, широко доступны технологии повышения энергоэффективности и использования хладагентов с более низким ПГП.

В соответствии с Кигалийской поправкой к Монреальскому протоколу, страны сократят потребление гидрофторуглеродов (ГФУ) более чем на 80 процентов в течение следующих трех десятилетий. Климатические выгоды значительно увеличиваются за счет повышения энергоэффективности при поэтапном отказе от ГФУ. U4E выступил соорганизатором Twinning-семинаров по наращиванию потенциала по устойчивым решениям в области охлаждения для высокопоставленных чиновников в сфере энергетики и окружающей среды из почти 130 стран в 2018 году и снова в 2019 году. Многие участники выразили обеспокоенность по поводу установления разрозненных политик, касающихся только эффективности или только хладагентов, и запросили рекомендации по минимальным стандартам энергоэффективности (MEPS) и маркировке, которые касаются обеих тем.

Ожидается, что прогнозируемый парк разновидностей оборудования, охваченных Руководящими принципами, на развивающихся рынках увеличится. Ключевым моментом является расширение доступа к охлаждению и одновременное смягчение воздействия на энергоснабжение, окружающую среду и планету. Потребление электроэнергии широко варьируется в зависимости от типа, размера, возраста и практики обслуживания оборудования. Например, неэффективное коммерческое холодильное оборудование, которое рассматривается в настоящих Руководящих принципах, может потреблять более 10 000 киловатт-часов (кВтч) электроэнергии в год, тогда как самое лучшее оборудование может потреблять менее одной пятой этого количества на той же площади витрины или хранилища. MEPS и энергетическая маркировка, если они хорошо разработаны и внедрены, то являются самыми быстрыми и эффективными методами перехода рынков к более энергоэффективной продукции. Хотя во многих странах имеются MEPS и/или маркировка для холодильного оборудования, лишь немногие развивающиеся страны имеют их для коммерческого холодильного оборудования. Ненадлежащие MEPS и маркировка делают рынки уязвимыми и превращают их в свалку для товаров, которые больше нигде нельзя продать.

В настоящем Руководстве рассматриваются следующие аспекты коммерческого холодильного оборудования:

  • энергоэффективность и функциональные характеристики,
  • предоставление информации о продукции и маркировка,
  • демонстрация соответствия и
  • надзор за рынком и правоприменение.

U4E консультировалась с экспертами из различных секторов и регионов для оценки передового опыта и новых разработок. Цель в том, чтобы сбалансировать амбициозные энергетические показатели и требования к хладагентам, одновременно ограничивая негативное влияние на первоначальные затраты и доступность товаров. Дальнейшие оценки (например, оценки рынка и анализ воздействия на потребителей, коммунальные предприятия и производителей) полезны для реализации настоящего руководства. Руководящие принципы были разработаны с учетом того, что заинтересованные стороны введут их в силу примерно в 2024 году, однако сроки и текст следует соответствующим образом скорректировать.

Учитывая существующие региональные стандарты и возможности повышения энергоэффективности, требования к низкой эффективности в Руководящих принципах в значительной степени соответствуют требованиям MEPS Австралии 2021 года или ЕС 2021 года. Требования средней и высокой эффективности (на 30 процентов и 60 процентов более строгие, соответственно, чем требования низкой эффективности) можно рассматривать для более амбициозных требований MEPS, маркировки и/или стимулирования (см. сопроводительный Информационный документ для дополнительной информации). Хотя приводятся ссылки на часто используемые стандарты, в конкретных условиях могут хорошо работать другие стандарты.

В Руководстве рекомендуется ввести систему энергетического рейтинга для ускорения внедрения более эффективного оборудования. Хотя эталонные стандарты безопасности также включены, в Руководстве не уточняются уникальные требования к безопасности или качеству, поскольку они не связаны в первую очередь с энергоэффективностью и функциональными характеристиками. Безопасность часто включается в параллельные регламенты, тогда как гарантии часто включаются в добровольные схемы (программы государственных закупок, стимулы и т.д.). Должностные лица должны выяснить, следует ли включать требования безопасности, гарантии и другие характеристики (например, расширенную ответственность производителя), которые могут быть актуальны в местных условиях.

Каждая страна имеет уникальные особенности. Настоящие «Руководящие принципы» задуманы как отправная точка для обоснования политики и программ, а не как окончательный шаблон для принятия «как есть». Процессы регулирования должны осуществляться прозрачно и с достаточным запасом времени для учета местных обстоятельств (например, наличия и цен на продукцию, уровня доходов, тарифов на коммунальные услуги). Эти процессы обычно возглавляются министерством энергетики при поддержке национального органа по стандартизации и проводятся при консультациях со многими экспертами из государственного и частного секторов, потребительских и экологических организаций, а также гражданского общества. Национальный озоновый центр (зачастую при министерстве окружающей среды, если есть) должно принимать активное участие.

Политики, которые привержены рыночной трансформации и готовы инвестировать в необходимую оценку рынка, анализ воздействия, консультации с заинтересованными сторонами, мониторинг, проверку, правоприменение, повышение осведомленности и многое другое, должны серьезно рассмотреть вопрос об обязательных MEPS и маркировке. Соседние страны должны объединить усилия, где это возможно, чтобы снизить сложность и затраты на соблюдение требований для производителей, а также облегчить некоторые проблемы надзора и правоприменения для чиновников. Последовательные подходы во всех странах помогают добиться удешевления за счёт массовости для создания эффективных товаров, которые экономят потребителям деньги за электроэнергию, уменьшают загрязнение воздуха и выбросы парниковых газов, обеспечивают большую стабильность электросетей. U4E надеется, что настоящее Руководство поможет раскрыть многие преимущества энергоэффективного и экологически чистого холодильного оборудования.

Работа, представленная в этом документе, представляет собой наилучшую доступную информацию на момент публикации, но авторы осознают, что технология охлаждения развивается, равно как и стандарты Международной организации по стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссии (IEC), которые лежат в основе показателей и требований, изложенных в настоящем дополнении. Поэтому пользователям настоящего Руководства рекомендуется изучить действующие требования и стандарты на момент его принятия.

Ссылки:

Уважаемый посетитель! Сайт www.ozoneprogram.ru использует файлы cookie и похожие технологии, чтобы с помощью достоверной и персонализированной информации улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с предупреждением об использовании файлов cookie на сайте www.ozoneprogram.ru. Если вы не согласны с использованием файлов cookie, настройте браузер или откажитесь от посещения сайта.