Стратегия США. Внутренняя политика в области снижения краткосрочных рисков изменения климата
Стив Сайдель, C2ES
Джон Бахман, Vision Air Consulting
12 марта 2013 г.
Недавние погодные катаклизмы, затронувшие нашу страну, показали, что климат меняется здесь и сейчас и что мы не можем относиться к этому как к отдаленной проблеме, требующей отдаленных решений. Из-за непродолжительного атмосферного времени жизни, исчисляемого неделями и десятками дней, сокращение выбросов метана, углерода и гидрофторуглеродов (ГФУ) принесет свои плоды в кратчайшие сроки. В данной работе авторы предлагают серию экономически эффективных мер, которые, будучи примененными Администрацией президента Обамы, могут привести к значительному снижению темпов изменения климата в краткосрочной перспективе. Эти меры являются важным дополнением к текущей деятельности по ограничению выбросов углерода и представляют собой реалистичный путь сдерживания роста глобальной температуры на уровне 2 градуса, значении, принятом международным сообществом.
Ограничение изменения климата
Недавние исследования Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирной метеорологической и других организаций выявили потребность в применении взаимодополняющего двустороннего подхода, который позволит уменьшить опасность изменения климата. Рост числа природных катаклизмов уже привел к существенным затратам не только в США, но и других странах мира. Для снижения темпов изменения климата в ближайшей перспективе необходимы меры по сокращению выбросов короткоживущих загрязнителей: углерода, метана и ГФУ. Для предотвращения нежелательных долгосрочных изменений климата крайне важно принять дополнительные меры, которые позволят существенно сократить уровень выбросов углекислого газа.
В силу короткого срока жизни в атмосфере метан, углерод и ГФУ влияют на климат в течение срока, измеряющегося неделями или десятками дней. При существенном сокращении выбросов этих веществ быстро уменьшается их содержание в атмосфере и ослабляется влияние на состояние климата. Углекислый газ, напротив, остается в атмосфере на гораздо больший срок и влияет на климат в течение столетий, а то и тысячелетий.
Судя по результатам недавних исследований, наблюдаемое сегодня потепление примерно на 30–40 % определяется содержанием короткоживущих загрязняющих веществ (КЗВ). Одно из таких исследований позволяет предположить, что комплекс глобальных мер по ограничению выбросов метана и углерода уже к 2050 году может уменьшить ожидаемый рост температуры на 0,5 градусов и тем самым предотвратить преждевременную смерть 2,4 миллионов человек от загрязнения воздуха.
Администрация президента Обамы осознала необходимость принятия глобальных мер по борьбе с КЗВ. В феврале 2012 г. госсекретарь Клинтон объявила о новом международном партнерстве — Коалиции за сохранение климата и чистоты воздуха путем сокращения выбросов короткоживущих загрязняющих веществ (Climate and Clean Air Coalition to Reduce Short-Lived Climate Pollutants). Изначальное число партнеров, шесть, выросло до двадцати пяти и теперь в его состав входит ряд природоохранных и коммерческих неправительственных и международных организаций, в том числе и Всемирный банк.
Возглавив это движение, США должны разработать комплексную национальную программу по сокращению выбросов КЗВ. Данная работа предлагает Администрации президента Обамы план действий по привлечению органов власти к принятию неотложных мер, нацеленных на снижение внутренних выбросов КЗВ. В частности, представленная работа рекомендует:
- выпустить указ президента с поручением федеральным органам власти подать пример снижения выбросов этих веществ и
- положить начало серии регулирующих мер и программ с целью снижения выбросов этих веществ в краткосрочной перспективе и при ограниченных затратах.
В качестве одного из первых шагов в рамках этой инициативы авторы предлагают Администрации президента выпустить новый указ президента, поручить федеральным органам начать подготовку описанных ниже регулирующих мер и программ и учредить межведомственную рабочую группу по короткоживущим загрязняющим веществам с целью координации и контроля реализации этих мер и планирования дальнейших действий.
Предлагаемые меры
1. Руководящая роль федерального правительства
После избрания в 2008 году президент Обама потребовал от федерального правительства возглавить пропаганду социально ответственных методов охраны окружающей среды. Это было одно из его первых крупных распоряжений в области охраны природы. В октябре 2009 года он подписал указ о руководящей роли федерального правительства в природоохранном, энергетическом и экономическом секторах (E.O. 13514). Этот указ, в частности, призвал федеральные ведомства собрать информацию по выбросам парниковых газов, а также определить цели и разработать планы сокращения этих выбросов вплоть до 2020 года. Указом E.O. 13514 ГФУ и метан были включены в число парниковых газов, а углерод — нет. Меры, принимаемые в рамках исполнения этого указа, стали стимулом для множества действий по сокращению использования топлива и повышению энергоэффективности, а некоторые ведомства приняли конкретные шаги по сокращению выбросов КЗВ.
В качестве крупнейшего оператора парка транспортных средств, землевладельца, покупателя и управляющего недвижимостью, федеральное правительство способно и обязано подать личный пример сокращения выбросов КЗВ. Новым указом президент может поставить очевидную задачу, заключающуюся в принятии мер к обязанию федеральных ведомств более активно использовать свои ресурсы для сокращения выбросов КЗВ. С другой стороны, в рамках действующего указа E.O. 13514 федеральный министр по охране окружающей среды, ответственный за исполнение этого указа, может поручить всем ведомствам уделить первостепенное значение выработке и реализации мер по сокращению выбросов КЗВ. Независимо от выбранного подхода, возможно стимулирование ведомств к приобретению продуктов, изготовленных без ГФУ, модификации дизельных двигателей с высоким уровнем выбросов с целью сокращения выбросов углерода и принятию мер по содействию поглощению выбросов метана из имеющихся и новых газовых и нефтяных скважин и угольных шахт, расположенных на землях федерального значения. Со временем возможна постановка конкретных целей по сокращению выбросов КЗВ и осуществление контроля за реализацией принимаемых мер. Ведомствам может быть поручено включить соответствующие сведения в свои годовые стратегические планы социально ответственной деятельности, а Административно-бюджетное управление может изучить заявленные результаты и включить КЗВ как новую категорию в оценочные листы отчитывающихся ведомств.
2. Выбросы метана, образующиеся в ходе газо- и нефтедобычи
На долю метана приходится 10 % выбросов парниковых газов по стране. С учетом непродолжительного по сравнению с углекислым газом атмосферного времени жизни эта цифра отдает метану не самую важную роль в изменении климата в краткосрочной перспективе. Крупнейшим антропогенным источником метана в США является газовая отрасль, на чью долю приходится 30 % выбросов метана в стране. Эти выбросы образованы утечками природного газа, состоящего главным образом из метана, или его преднамеренным выпуском в ходе производства, транспортировки или распределения газа.
В апреле 2012 года Агентство охраны окружающей среды (ЕРА) закончило работу над новыми критериями оценки источников (NSPS) и нормами содержания опасных загрязнителей воздуха для нефтегазодобывающего сектора и оборудования, используемого в производстве, транспортировке и хранении газа. Помимо своей основной задачи — снижения количества веществ, способствующих образованию смога, и токсичных загрязнителей атмосферы — новые нормы косвенно уменьшают объем крупных выбросов метана. Этими нормами предусмотрено применение на скважинах натурального газа оборудования для глубокой очистки газа, которое позволит уменьшить объем выбросов, образующихся при применении набирающей популярность технологии бурения и производства — гидравлического разрыва пласта. По мнению ЕРА предусмотренное новыми нормами поглощение и полезное использование выбросов метана приведет к снижению себестоимости продукции. Применение новых норм в полном объеме позволит сократить выбросы метана из этих источников приблизительно на 15 % или 1 млн коротких тонн, что эквивалентно абсолютному сокращению на 18 млн метрических тонн углекислого газа.
С учетом больших расхождений в оценке выбросов метана из тех или иных источников, связанных с производством, транспортировкой или распределением природного газа, требуются более глубокое изучение и точная оценка этих выбросов. Несмотря на наблюдаемую неоднозначность оценок, сознательные действия в рамках программы Natural Gas STAR, организованной ЕРА, подтверждают наличие реальной технико-экономической осуществимости дополнительного сокращения выбросов в стоимостной цепочке.
С учетом уточненных данных по выбросам авторы предлагают поручить ЕРА произвести оценку потенциала дополнительного экономически-осуществимого сокращения выбросов в стоимостной цепочке на базе существующих и новых нефте- и газодобывающих мощностей, не включенных в новые нормативы. В рамках рассматриваемого экономического сектора включение в программу Natural Gas STAR планирования сознательного сокращения выбросов участвующими компаниями может оказаться наиболее эффективным подходом в силу децентрализованного характера снабжения природным газом конечных потребителей, который существенно усложняет процесс разработки регулятивных программ.
3. Выбросы метана на мусорных полигонах
Полигоны твердых бытовых отходов являются третьим по значимости источником выбросов метана в США. На их долю приходится около 108 млн тонн СО2, что составляет 16 % выбросов метана и почти 2 % выбросов парниковых газов в стране. В марте 1996 года ЕРА опубликовало окончательную редакцию норм, регулирующих выбросы веществ, способствующих образованию смога, и токсичных загрязнителей атмосферы, для крупнейших полигонов твердых бытовых отходов. Эти нормы предусматривают сбор и сжигание свалочного газа (СГ), если расчетная емкость полигона превышает 2,5 млн тонн и 2,5 млн м3 отходов. Несмотря на то что нормами ЕРА количество метана непосредственно не регулируется, считается, что, будучи примененным в отношении всего 5 % полигонов, опосредованно они приведут к сокращению выбросов на 37 млн метрических тонн в эквиваленте СО2. С началом применения этих норм на полигонах, рассчитанных на 1 млн метрических тонн, успешно были введены в эксплуатацию системы сбора СГ.
В этом секторе наиболее простым способом сокращения выбросов метана может быть увеличение числа полигонов, включенных в программу NSPS, путем уменьшения порогового значения их емкости в соответствии с нынешним уровнем технологий. Согласно оценкам информационно-разъяснительной программы по выбросам метана на полигонах (Landfill Methane Outreach Program), реализуемой ЕРА, организация 540 дополнительных полигонов может представлять собой перспективную возможность недорогого поглощения и полезного использования выбросов метана. За счет этих полигонов выбросы метана могут сократиться на 13 млн метрических тонн в углеродном эквиваленте.
Против ЕРА был подан иск о пересмотре норм 1996 года, поскольку Агентство нарушило норму Закона о чистоте атмосферного воздуха, предусматривающую период пересмотра норм, равный 8 годам. В итоге ЕРА приняло согласительное судебное постановление, которое предусматривает обязательный пересмотр нормы и обязательство Агентства исполнить его к маю 2013 года.
Авторы предлагают Администрации президента потребовать от ЕРА пересмотра нормы (в соответствии с разделом 111 Закона о чистоте атмосферного воздуха) с целью включения положения о непосредственном регулировании выбросов метана, существенного увеличения числа полигонов и величины сокращения выбросов на этих полигонах, регулируемых такими нормами, а также организации сотрудничества со штатами для содействия эффективному исполнению этих требований.
4. Выбросы метана из угольных шахт
Действующие угольные шахты являются четвертым по значению источником метана: на их долю приходится 11 % выбросов в США. Еще 1 % приходится на долю заброшенных шахт. В зависимости от характера добывающих операций имеется несколько путей выбросов метана из угольных пластов и окружающей породы. В действующих шахтах огромное значение для безопасности угледобычи имеет вентиляция, которая обеспечивает удаление взрывоопасного метана, содержащегося в угольном газе. В ряде шахт применяются технологии удаления и поглощения разбавленного метана перед выбросом в атмосферу. В отдельных случаях метан преобразуется в полезную энергию. Кроме того, имеются технологии ликвидации выбросов из других источников, связанных с добычей: карьеров, дегазации перед разработкой, выбросов из заброшенных загазованных шахт.
Информационно-разъяснительная программа ЕРА по угольному метану (Coalbed Methane Outreach Program) позволяет ознакомиться с большим числом проектов, в рамках которых было достигнуто существенное сокращение выбросов метана и других загрязнителей, и предлагает дополнительные возможности значительного экономически выгодного сокращения выбросов.
В июне 2010 года природоохранные организации обратились с петицией к ЕРА и подали иск о принуждении ЕРА к принятию мер в отношении выбросов из шахт. Ответа на эту петицию до сих пор не поступило.Мы предлагаем ЕРА включить угледобывающую отрасль в число крупных источников ПГ (метана) в соответствии с разделом 111 Закона о чистоте атмосферного воздуха, установить нормы, ограничивающие объем выбросов из новых источников, и направить ответственным органам штатов указание о регулировании имеющихся источников. ЕРА имеет полномочия ограничить регулирование шахтами, наиболее пригодными для применения экономически целесообразных средств контроля. В отношении заброшенных шахт, чью принадлежность трудно определить, Агентство может принять меры по поощрению сознательного соблюдения норм или предложить программы стимулирования.
В дополнение к этим мерам Администрация президента может предложить Бюро по управлению землями предусмотреть требования к поглощению, продаже и уничтожению метана из новых, существующих и заброшенных шахт, расположенных на землях федерального правительства. В мае 2012 года Бюро направило предварительное уведомление о предлагаемых нормах поглощения и продажи или уничтожения сбросного шахтового метана в Административно-бюджетное управление, но никаких действий в отношении этого уведомления не было принято. В целях предоставления Бюро возможности продолжать работу по вопросам выбросов метана из угольных шахт, расположенных на землях федерального правительства, это уведомление должно быть опубликовано.
5. Метан, производимый животноводческими предприятиями
За последние годы выбросы метана, производимого животноводческими предприятиями (ЖП), выросли и достигли приблизительно 10 % в общем объеме выбросов метана США. Частично этот рост обусловлен распространением централизованных систем переработки отходов животноводства. В состав выбросов, образующихся в процессе деятельности этих предприятий, входят сильнопахнущие вещества, сероводород, аммиак и органические соединения. В связи с обеспокоенностью этими выбросами и возможной утечкой загрязненной воды более 190 коммерческих животноводческих ферм установили метатенки для стабилизации твердых веществ и оптимизации производства метана. Последний может быть реализован, использован в выработке электроэнергии или сожжен на месте. Более 90 % этих установок позволяют вырабатывать из метана электрическую или тепловую энергию, тем самым существенно снижая стоимость эксплуатации. Однако относительно общего объема выбросов ЖП доля метана, перерабатываемого подобным образом, невелика. В 2009 году природоохранные организации обратились в ЕРА с петицией о регулировании выбросов ЖП в соответствии с Законом о чистоте атмосферного воздуха.
Мы предлагаем ЕРА разработать нормы для крупнейших ЖП, а Министерству сельского хозяйства поддержать добровольные программы стимулирования небольших источников выбросов, не включенных в эти нормы. Раздел 111 Закона о чистоте атмосферного воздуха предусматривает регулирование деятельности новых и действующих предприятий силами органов государственного регулирования. Мы предлагаем ЕРА определить категорию регулируемых источников, предусматривающую регулирование деятельности только крупных ЖП, применяющих экономически целесообразные технологии. Хотя эти предприятия составляют небольшую долю в числе всех ЖП, их доля в общих выбросах больше.
6. ГФУ
В поправки к Закону о чистоте атмосферного воздуха 1990 года был включен раздел 612, предусматривающий программу новых значимых альтернатив. Цель этой программы заключается в обеспечении соответствия разрабатываемых и используемых для замены ХФУ и других ОРВ альтернатив нормам безопасности жизнедеятельности. ГФУ-134а стал важной альтернативой ХФУ, в частности ХФУ-12, не оказывающей негативного воздействия на озоновый слой. Использование этого вещества позволило быстро и с относительно небольшими затратами отказаться от ХФУ. Единственным негативным моментом использования ГФУ-134а является его высокий потенциал глобального потепления (ПГП), равный 1400. Тем не менее в сравнении с ПГП ХФУ-12, равным 11 000, использование вещества даже с таким ПГП, как у ГФУ-134а, все равно является улучшением. Однако широкое распространение ГФУ-134а привело к значительному увеличению вклада этого вещества в изменение климата.
Появление более экологически безопасных альтернатив привело к тому, что ЕРА настроено на исключение ГФУ-134а из перечня приемлемых альтернатив. Такой перечень был составлен в рамках программы новых значимых альтернатив. Позиция ЕРА может привести к запрету использования этой смеси в тех областях применения, для которых уже разработаны более экологически безопасные альтернативы. В феврале 2011 года ЕРА приняло петицию об исключении ГФУ-134а из перечня приемлемых альтернатив для использования в качестве хладагента в новых кондиционерах малотоннажных автомобилей. При этом не был определен график принятия мер и не было рассмотрено применение ГФУ-134а в других сферах, из которых это вещество также может быть выведено путем исключения из перечня приемлемых альтернатив.
В настоящее время на долю ГФУ приходится менее 2 % национальных выбросов ПГ, но к 2020 году ожидается увеличение этого числа вдвое. Самым большим источником выбросов ГФУ является ГФУ-134а, используемый в автомобильных кондиционерах.
Мы предлагаем ЕРА немедленно выдвинуть и согласовать норму об исключении ГФУ-134а из перечня приемлемых альтернатив для использования в новых автомобильных кондиционерах. Что касается принятия графика отказа от ГФУ-134а, ЕРА следует получить информацию о безопасности использования альтернатив и в полном объеме рассмотреть вопрос о расширении производства альтернативных хладагентов и их доступности. С целью обеспечения надлежащего качества технического обслуживания и предотвращения проблем, связанных с загрязнением хладагентов, ЕРА следует рассмотреть возможность применения запрета на продажу альтернативных хладагентов любым лицам кроме аттестованных технических специалистов. Агентству также следует оценить затраты и выгоды, связанные с обязательным рециклированием хладагентов и другими операциями с ними, предусмотренными разделами 608 и 609 Закона о чистоте атмосферного воздуха.
Кроме того, ЕРА может рассмотреть вопрос доступности более экологически безопасных альтернатив для тех значимых сфер применения, где в настоящее время применяется ГФУ-134а (например, аэрозоли, пенополиуретан и хладагенты), и определить не следует ли исключить эти сферы из перечня утвержденных альтернатив по причине наличия безопасных альтернатив.
7. Выбросы углерода из дизельных двигателей
Углерод, образующийся при неполном сгорании большинства горючих материалов, является одним из активнейших быстрораспадающихся агентов изменения климата. США смогли добиться снижения выбросов углерода из большинства крупных источников за счет реализации программ по борьбе с загрязнением воздуха и повышением полноты сгорания. ЕРА выпустило нормы, определяющие строгие предельные значения, благодаря чему будет достигнуто значительное снижение выбросов углерода и других веществ из дизельных двигателей. При этом в силу большого срока службы дизельных двигателей, получающих надлежащее обслуживание, на замену большинства устаревших транспортных средств с высоким уровнем выбросов потребуется много времени. Кроме того, недостаточный уровень продаж новых дизельных транспортных средств, наблюдаемый в последние годы, позволяет предположить, что имеющиеся транспортные средства будут и дальше работать и производить выбросы углерода намного дольше, чем ожидалось ранее. Благодаря оборудованию более половины парка большегрузных автомобилей современными средствами контроля запыленности в ближайшие годы можно ожидать совокупного сокращения выбросов в размере 120 млн тонн в углеродном эквиваленте. Несмотря на большие затраты, ЕРА считает, что только польза такой модификации для здоровья намного больше. Соответственно, считается, что программы, предусматривающие или предлагающие стимулирование подобной модификации, окажутся экономически эффективными. При этом число федеральных грантов на реализацию программ модификации дизельных двигателей уменьшилось.
Мы предлагаем ЕРА разработать рекомендации по регулирующим и расширенным стимулирующим программам переоборудования или ускорения замены существующих дизельных двигателей. Такие программы могут включать анализ возможности модификации при периодическом капитальном ремонте двигателей или организацию государственно-частного партнерства с производителями дизельных двигателей и транспортных средств.
8. Сокращение выбросов углерода при тушении сезонных сельскохозяйственных и лесных пожаров в северных штатах
Наибольшее влияние на климат выбросы углерода оказывают в регионе, расположенном поблизости от места выброса, и в регионах, где наблюдается снежный и ледяной покров. Поглощение углеродом и схожими загрязнителями солнечного света может привести к дополнительному повышению температуры нижних слоев снежного покрова и ускорить весеннее таяние. В результате земля и поверхность океана быстрее освобождаются от ледяного и снежного покрова, что также приводит к повышению температуры в полярных и приполярных регионах.
Одним из крупных источников переноса углерода в полярные регионы в весеннее время является целевой пал, осуществляемый в нуждах сельского и лесного хозяйства, в частности, в северных широтах. По результатам анализов Министерства сельского хозяйства выбросы, образующиеся при пожарах в северных штатах, могут достигать отдельных приполярных регионов и, в частности, Гренландии. Перенос этих пожаров на более позднее или раннее время года может снизить их влияние на таяние арктических льдов и уменьшить повышение температуры в заснеженных регионах, расположенных южнее Приполярья. Хотя доля США в выбросах углерода в полярных районах может быть меньше, чем стран Европы, демонстрационные проекты и программы, реализованные в США и Канаде, могут стать стимулом сотрудничества с Россией и Китаем.
Мы предлагаем Администрации поручить Министерству сельского хозяйства начать работу с одним или несколькими северным штатами с ведением предусмотренной масштабной деятельности по тушению пожаров с целью подтверждения осуществимости переноса весенних пожаров на время, когда они окажут меньшее влияние на полярные регионы.