Уважаемый посетитель! Сайт www.ozoneprogram.ru использует файлы cookie и похожие технологии, чтобы с помощью достоверной и персонализированной информации улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с предупреждением об использовании файлов cookie на сайте www.ozoneprogram.ru. Если вы не согласны с использованием файлов cookie, настройте браузер или откажитесь от посещения сайта. Закрыть
Вывод озоноразрушающих веществ
и фторсодержащих газов в Российской Федерации
Назад

25 января в зале коллегии Минприроды России состоялось совещание «Предотвращение нелегального ввоза озоноразрушающих веществ в Российскую Федерацию и снижение их выбросов и утечек при обслуживании оборудования, содержащего данные вещества». В мероприятии приняло участие более 60 человек, среди которых были представители федеральных органов исполнительной власти (Минприроды России, Минпромторга России, МВД России, ФТС Росси и, ФНС России), руководители крупных производителей и поставщиков хладагентов, отраслевых ассоциаций и саморегулируемых организаций в области монтажа и сервисного обслуживания климатического и холодильного оборудования.

25 января в зале коллегии Минприроды России состоялось совещание «Предотвращение нелегального ввоза озоноразрушающих веществ в Российскую Федерацию и снижение их выбросов и утечек при обслуживании оборудования, содержащего данные вещества»

С приветственным словом к участникам совещания обратился заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Р. Леви, в котором он обозначил государственную важность проблемы вывода из обращения озоноразрушающих веществ (далее – ОРВ), а также необходимость активного сотрудничества представителей исполнительной и законодательной власти и бизнеса в этой сфере.

Руководитель Департамента государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Минприроды России Д.А. Брюнин проинформировал присутствующих о предпринятых Минприроды России в 2012 году мерах для предотвращения нелегального ввоза ОРВ: ограничение количества таможенных постов для ввоза этих веществ; введение уголовной ответственности за их нелегальный ввоз на территорию страны и запрет на ввоз оборудования, содержащего гидрохлорфторуглероды (далее – ГХФУ), на территорию стран Таможенного союза. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и статью 82 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, к Венской конвенции об охране озонового слоя» полностью согласован и передан на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации, в связи с чем у заинтересованных представителей бизнеса появится возможность принять участие в подготовке комплекса подзаконных актов.

Старший технический советник Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (далее – ЮНИДО) В.Н. Целиков представил международный опыт в сфере предотвращения нелегального ввоза и утечек при монтаже и сервисном обслуживании оборудования. Это такие в значительной части отсутствующие в Российской Федерации меры, как: система лицензирования импорта / экспорта ОРВ; система квотирования импорта / экспорта / производства ОРВ; обязательная (годовая) отчетность импортеров/ экспортеров; система маркировки; система отчетности; система контроля за оборотом внутри страны; обучение / сертификация монтажников и специалистов по обслуживанию холодильной и климатической техники; запрет использования одноразовой тары для хладонов и государственно-частное партнерство в сфере регулирования оборота хладонов.

Координатор Проекта ЮНИДО/ГЭФ – Минприроды России по выводу из обращения ГХФУ в Российской Федерации А.Е. Любешкин рассказал об основных компонентах реализуемого в стране Проекта ЮНИДО/ГЭФ – Минприроды России: конверсия российских промышленных предприятий на производство озонобезопасной продукции с обучением персонала; помощь Минприроды России в разработке законодательной базы; помощь в оснащении и обучении силовых структур; пилотный проект по созданию сети для сбора и утилизации ОРВ; образовательный компонент, включающий перевод и адаптацию международных учебных и сертификационных программ по холодильным и климатическим системам; создание информационного ресурса www.ozoneprogram.ru и проведение Всероссийского конкурса «Защити озоновый слой и климат Земли» (распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2189-р). Он призвал участников совещания в рамках рабочей группы Минприроды России – ЮНИДО принять участие в подготовке институциональных предложений, поддержать деятельность силовых структур по предотвращению нелегального ввоза ОРВ на территорию страны и принять участие в создании цивилизованных форм работы на рынке хладагентов.

По окончании докладов была проведена дискуссия, в ходе которой участники совещания обсудили поднятые в его рамках вопросы и договорились создать под эгидой ЮНИДО рабочую группу для подготовки институциональных предложений для Минприроды России

С докладом о роли саморегулируемых организаций в снижении выбросов и утечек ОРВ выступил член Правления НП «ИСЗС-Монтаж» Г.К. Осадчий. НП «ИСЗС-Монтаж» является крупнейшей саморегулируемой организацией, объединяющей специалистов по монтажу и обслуживанию инженерных, преимущественно холодильных и климатических систем. Он полностью поддержал представленный экспертами ЮНИДО комплекс мер и подчеркнул, что кроме проблемы выбросов ОРВ, существуют не менее важные проблемы безопасности при обслуживании данных систем, особенно в связи с их переводом на природные хладагенты. Саморегулируемые организации имеют огромный опыт в разработке стандартов и проектов технических регламентов для Таможенного союза и могли бы принять активное участие в создании отечественной версии системы сертификации специалистов.

Генеральный директор крупнейшего российского производителя хладагентов ОАО «ГалоПолимер» М.В. Дорошкевич призвал присутствующих в зале представителей федеральных органов исполнительной власти с целью соблюдения международных обязательств Российской Федеации инициировать введение бессрочного запрета на импорт хладона ГХФУ 22 и использования на территории страны ГХФУ 141b. Для борьбы с контрабандой ОРВ им также было предложено оборудовать соответствующими приборами таможенные посты, обучить их персонал и унифицировать данные меры для всех стран Таможенного союза, а также ввести запрет на ввоз хладагентов в одноразовой таре небольшого объема (до 30 л.).

Заместитель генерального директора ЗАО «Маркон-Холод» Н.Ю. Ратанов обозначил основные проблемы, имеющиеся у дистрибьюторов хладагентов. Это нелегальные поставки ОРВ из Китая (прежде всего через Казахстан) и искусственно создаваемые барьеры для добросовестных поставщиков хладагентов. Так, стоимость российского ГХФУ 22 у крупнейшего российского производителя ОАО «Галополимер» – 2440 рублей, а в Китае – 22-24 доллара США за баллон. Цена этого хладона, ввезенного на территорию России с учетом нелегальных платежей, составит около 900 рублей, что предопределяет привлекательность его незаконного ввоза для контрабандистов.

Косвенно это подтверждает и увеличившийся ввоз ГХФУ 22 под видом, например, разрешенного ГФУ 125, который ввозится в 20-ти тонных изотанках в неоправданно больших объемах, превышающих потребности страны, а также увеличившееся количество компаний – «однодневок», создаваемых под решение краткосрочных задач нелегального ввоза. Легальный ввоз по квотам Минприроды России ГХФУ 141b для разрешенного использования добросовестным дистрибьюторам становится невыгоден, так как нелегалы предлагают его быстрее и значительно дешевле. Кроме того, по мнению докладчика, сотрудники ФТС России редко отслеживают динамику цен на хладоны и не доверяют официальным контрактам даже проверенных поставщиков (таких как компания DuPont), а корректировка таможенной стоимости хладонов занимает значительное время, иногда месяцы. Еще одним потенциальным источником контрабандных хладонов является ввоз (транзит) через границы государств – членов Таможенного союза.

Старший специалист по маркетингу подразделения фторпродукты ООО «Дюпон Наука и Технологии» Т.А. Маркина в докладе, посвященном защите от подделок хладагентов DuPont, подчеркнула, что фальсифицированные хладагенты не только наносят вред экологии, но и представляют опасность для бизнеса и клиентов. Выявлены случаи, когда они содержали пожаро- и взрывоопасные газы, такие как метан, этан, пропан или бутан, а также представляли прямую угрозу жизни потребителей (токсичный, самовозгораемый и вызывающий коррозию пластика и алюминия хладагент R40 или хлористый метил). Так в 2011 г. в судостроительной отрасли из-за применения нелегально ввезенного хладона R134a (реально – смесь хладонов R134a и R40) произошло четыре взрыва: два во Вьетнаме, один в Китае и один в Бразилии. Также были зафиксированы три смертельных случая и более одной тысячи холодильных установок были изъяты из эксплуатации. По мнению Т.А. Маркиной, в основном подделываются одноразовые баллоны 13,62 кг, поставка поддельных хладагентов осуществляется из Китая, а повторное наполнение – в ОАЭ, Индонезии и на Филиппинах. Она проинформировала присутствующих о программе компании DuPont по борьбе с подделками, а также рассказала об официальных каналах поставки продукции DuPont в Россию и высказала готовность поддержать работу силовых структур по предотвращению нелегального ввоза хладагентов.

Генеральный директор группы компаний «Транскул», И.В. Михайлов посвятил свой доклад основным пяти проблемам, которые ведут не только к экологическому ущербу, но и к колоссальному недополучению таможенных сборов и налоговых поступлений в российский бюджет.

Первая проблема – это свободный импорт гидрофторуглеродов (далее – ГФУ) в условиях запрета на ввоз ГХФУ. В сопредельных Украине и Казахстане, где отсутствуют жесткие ограничения на ввоз ГХФУ, это вызвало 4-х кратный рост импорта ГХФУ 22 и 141b, которые затем нелегально поставляются в Россию. Также возросли поставки запрещенной продукции под видом разрешенной (ГХФУ 22 под видом ГФУ 134a) и на рынке появилось огромное количество новых плохо контролируемых импортеров.

Вторая и третья проблемы – трансфертное ценообразование дочерними компаниями производителей ГФУ и использование импортерами фирм – «однодневок», в результате которого занижается поступление налогов и пошлин в бюджет Российской Федерации.

Четвертая проблема – недостаточная квалификация персонала, допущенного к экологически вредным и опасным (газы под давлением) веществам – ГХФУ и ГФУ.

Пятая проблема – это оборот одноразовой тары, которая не облагается пошлиной, ведет к увеличенным выбросам ГХФУ и ГФУ в атмосферу и создает огромное количество трудно утилизируемых промышленных отходов.

Общий список предлагаемых докладчиком мер включает: введение обязательной аттестации персонала для работы с опасными веществами – ГХФУ и ГФУ; организация обмена информацией между ФТС России и ФНС России об импортерах и экспортерах ГХФУ и ГФУ в рамках их регистрации; более пристальное внимание со стороны ФТС России и ФНС России к вопросам использования трансфертного ценообразования дочерними компаниями производителей ГФУ; включение в Проект ЮНИДО/ГЭФ – Минприроды России предложений по сбору, утилизации и восстановлению не только ГХФУ, но и ГФУ; ужесточение требований ФТС России, предъявляемых к импортерам ГФУ (проверка наличия разрешений на ввоз ГФУ, проверка наличия сертификатов качества и протоколов лабораторных испытаний, обучение персонала ФТС использованию экспресс-анализаторов хладагентов).

Минприроды России докладчик рекомендовал законодательно запретить трансграничное перемещение ГФУ без наличия соответствующего разрешения (по аналогии с ЕС); инициировать усиление требований к импортерам при выдаче разрешений; ввести обязательную письменную отчетность (производство, импорт, экспорт, потребление и реализация ГХФУ, ГФУ, а также других фторсодержащих веществ, например гексафторид серы); присоединиться к европейскому Регламенту по контролю за оборотом фторсодержащих газов; инициировать введение запрета на обращение одноразовой тары для всех типов хладагентов, включая углеводороды (изобутан), а также ввести обязательную письменную отчетность перед Минприроды России (производство, импорт, экспорт, потребление и реализация ГХФУ, ГФУ, а также других фторсодержащих веществ).

Представитель Россоюзхолодпрома А.В. Скоренко сообщил, что масштабы использования ОРВ в холодильной отрасли до конца не осознаны. Огромные проблемы представляет отказ от их использования в секторах промышленности с государственным участием, где данному вопросу не всегда уделяется должное и своевременное внимание. В частности, в ближайшее время следует всесторонне рассмотреть проблему обеспечения бесперебойной работы холодильного оборудования специального назначения.

По окончании докладов была проведена дискуссия, в ходе которой участники совещания обсудили поднятые в его рамках вопросы и договорились создать под эгидой ЮНИДО рабочую группу для подготовки институциональных предложений для Минприроды России.