ГФУ будут облагаться налогом во Франции?
Незадолго до окончания 2012 года Министр окружающей среды Франции представил справочные документы по налогу на ГФУ с потенциалом глобального потепления (ПГП) выше 150. Заинтересованные стороны, которые должны были прореагировать на предложение до конца января, в большинстве своем высказали свои опасения относительно налога, но опыт Дании и Австралии показывает, что его успешное введение возможно. Комитет экологического налогообложения (CFE) представил свою оценку предлагаемого налога Правительству Франции. Решение по данному вопросу ожидается в середине июня.
Согласно этому документу, налог на ГФУ во Франции может содействовать снижению потребления ГФУ до 50% к 2020 г. и до 80% к 2030 г. Сумма годового налога может составить до 350 евро на единицу оборудования для малого бизнеса и до 254 000 евро для гипермаркетов. И хотя это решение и вызвало беспокойство среди представителей HVAC&R бизнеса, опыт Дании показывает, что возможен беспроблемный переход, который предоставит новые возможности для бизнеса.
4 рассматриваемых варианта налогов на ГФУ:
Правительство Франции предлагает 4 различных варианта налогов:
- Вариант 1: единая налоговая ставка в размере 40 евро за тонну эквивалента CO2 для хладагентов с ПГП выше 150.
- Вариант 2: налоговая ставка устанавливается в размере 20 евро за тонну эквивалента CO2 для хладагентов с ПГП выше 150.
- Вариант 3: налоговая ставка устанавливается в размере 20 евро за тонну эквивалента CO2 для хладагентов в ПГП выше 750. Хладагенты с ПГП от 150 до 750 получат преимущество за счет уменьшения налоговой ставки, которая станет стимулом для инвестирования в хладагенты с более низким ПГП и развития производства хладагентов с величиной ПГП ниже 300–700. Для газов с ПГП в диапазоне от 150 до 300 налоговая ставка будет установлена в размере 2,5 евро за тонну эквивалента CO2, а для газов с ПГП в диапазоне от 300 и 700 налоговая ставка будет установлена в размере 5 евро за тонну эквивалента CO2. Для газов с ПГП выше 700 налоговая ставка будет установлена в размере 20 евро за тонну эквивалента CO2.
- Вариант 4: налоговая ставка в размере 60 евро за тонну эквивалента CO2 для хладагентов с ПГП выше 150.
4-ый вариант может привести к сокращению объем парниковых выбросов примерно на 12 млн тонн эквивалента CO2 к 2030 году, совершенствованию мер по сокращению эмиссий, снижению потребления хладагентов, но главным образом будет способствовать ускоренному и существенному продвижению хладагентов с низким ПГП во всех секторах.
3-ий вариант позволит сократить объем парниковых выбросов примерно на 8 млн тонн эквивалента CO2 к 2030 году.
Налогообложение ГФУ, базирующееся на их ПГП, будет не только стимулировать спрос на установки, использующие вещества низким ПГП, но также поощрять НИОКР по разработке новых хладагентов. С большой вероятностью эти меры позволят Франции догнать крупнейшие рынки Европы, такие как рынок Великобритании или Германии в отношении использования технологий с CO2 в супермаркетах.
Решение в отношении налогов по ГФУ будет объявлено в середине июня
В апреле Комитет экологического налогообложения Франции представил свою оценку по предлагаемому налогообложению ГФУ Правительству Франции. Предложение по налогообложению в настоящий момент находится на рассмотрении у Дельфина Бато (Delphine Batho), заявление которого по данному вопросу ожидается в середине июня. В целом CFE поддерживает налог, так как он привлечет внимание к высоким уровням утечек ГФУ-хладагентов во Франции. CFE рекомендует применять экономические инструменты для сокращения выбросов и полагает, что такие инструменты должны дополнить предстоящие изменения в европейском Регламенте по фторсодержащим газам.
Опыт Автралии и Дании по налогам на ГФУ
Дания ввела налоги на ГФУ в 2003 и несмотря на опасения, что налог станет слишком большим бременем для промышленности, национальное законодательство по фторсодержащим газам позволило Дании стать пионером в области технологий для климатического и холодильного рынка с использованием CO2, углеводородов и аммиака, а также способствовать появлению новых бизнес-предприятий. Ключом успеха датской налоговой политики по ГФУ было основание «Центра технологий без ГФУ» (“HFC-free Centre”) для оказания бесплатных консультаций и поддержки по выбору холодильной системы (до 5 часов бесплатных профессиональных технических консультаций).
Начиная с 1 июля 2012 года вступили в действие новые таможенные пошлины на импорт ГФУ (в зависимости от их углеродного эквивалента) и цены на хладагенты с высоким ПГП поднялись более чем в 3 раза. После ценового шока, заставившего индустрию осознать и принять новые цены, в климатическом и холодильном бизнесе начался ускоренный процесс перехода на альтернативные хладагенты.
Реакция ключевых представителей SNEFCCA
SNEFCCA (Национальный союз производителей систем охлаждения и профессионального оборудования для кондиционирования воздуха) в целом выступил против этого налога. Согласно SNEFFCA новый налог станет дополнительным бременем для индустрии, которая и так подпадет под ограничения пересмотренного европейского Регламента по фторсодержащим газам. Члены союза также указывают на тот факт, что объектом налогов по ГФУ стали только системы охлаждения и кондиционирования воздуха и что он не распространяется на другие сферы. SNEFCCA оценил, что налоги приведут к увеличению затрат на 15-20%.