Уважаемый посетитель! Сайт www.ozoneprogram.ru использует файлы cookie и похожие технологии, чтобы с помощью достоверной и персонализированной информации улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с предупреждением об использовании файлов cookie на сайте www.ozoneprogram.ru. Если вы не согласны с использованием файлов cookie, настройте браузер или откажитесь от посещения сайта. Закрыть
Вывод озоноразрушающих веществ
и фторсодержащих газов в Российской Федерации
Назад

16 декабря 2013 года утвержден окончательный текст нового Регламента ЕС по фторсодержащим газам. После того, как проект одобрят государства-члены Европейского Союза, он будет официально принят Европарламентом и Советом Европы и получит статус официального документа, обязательного к исполнению всеми странами ЕС. Первые ограничения, предусмотренные регламентом, вступают в силу с 1 января 2015 года.

В отчете, подготовленном Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК), утверждается: чтобы температура в ближайшие десятилетия выросла не более чем на 2°С, развитым странам необходимо к 2050 году сократить выбросы парниковых на 80–95% по сравнению с уровнем 1990 года. Принимая во внимание научные данные, Евросоюз, как сторона Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН), предпринимает ряд мер по предотвращению нежелательного воздействия на климат, одной из которых должно стать принятие Регламента Европейского Парламента и Совета Европейского союза о фторсодержащих парниковых газах и аннулировании Регламента (ЕС) № 842/2006.

Необходимость принятия нового документа, подготовка которого велась на протяжении нескольких лет, вызвана тем, что мер, предусмотренных предыдущей редакцией регламента (№ 842/2006), было явно недостаточно. В частности, в отчете о применении, результатах и эффективности регламента ЕС о некоторых парниковых газах (№ 842/2006), подготовленном Еврокомиссией, говорится о возможности расширить мероприятия по сокращению выбросов фторсодержащих парниковых газов за счет отказа от использования этих газов при наличии безопасных и энергоэффективных альтернативных технологий с нулевым или минимальным воздействием на климат. По сравнению с 2010 г. рентабельность сокращения выбросов к 2030 году на две трети обусловлена наличием во многих секторах признанных и испытанных альтернатив.

Для поддержки применения альтернативных технологий новый регламент предполагает включить информацию о них в программу обучения лиц, выполняющих работы, связанные с фторсодержащими парниковыми газами.

В окончательном виде документ предполагает к 2030 году сократить количество ГФУ, находящихся в европейском обороте, на 79% по сравнению со среднегодовым уровнем 2009-2012 гг. (табл. 1). Количество ГФУ выражается в тоннах CO2-эквивалента.

Таблица 1. Максимальное количество ГФУ на рынке ЕС

Годы Количество ГФУ в процентах от среднегодового значения за период с 2009 по 2012 гг.*
2015 100 %
2016–2017 93 %
2018–2020 63 %
2021–2023 45 %
2024–2026 31 %
2027–2029 24 %
2030 21 %
* за исключением ГФУ, предназначенных для использования в целях, предусмотренных пунктом 2 Статьи 13 Регламента.

Регулирование количества размещаемых на рынке Евросоюза ГФУ будет производиться путем распределения квот импортёрам и производителям. Квоты распространяются не только на вещества в специальной таре, но и на ГФУ, предварительно заправленные в готовое оборудование.

Помимо этого, Регламент предусматривает постепенное ограничение использования ГФУ и других фторсодержащих газов. Так, с 1 января 2020 года должны вступить в силу запрет на применение фторсодержащих газов с потенциалом глобального потепления (ПГП) не меньше 2 500 для технического обслуживания или текущего ремонта оборудования, содержащего парниковые газы в количестве не менее 40 тонн в эквиваленте CO2. Это не распространяется на военную технику и сверхнизкотемпературные системы, предназначенные для охлаждения до -50°С и ниже. При наличии соответствующей маркировки, до 1.01.2030 г. для технического обслуживания или текущего ремонта можно будет использовать восстановленные фторсодержащие газы с ПГП не меньше 2500, а также рециклированные газы, предварительно извлеченные из этого оборудования.

Сроки вступления в силу запретов на размещение ГФУ на рынке в зависимости от ПГП и области применения, представлены в таблице 2. Особое внимание стоит обратить на запрещение с 1 января 2020 года применения ГФУ с ПГП не менее 150 в мобильных кондиционерах, а с 1 января 2025 года – ГФУ с ПГП не менее 750 в однозональных установках кондиционирования воздуха с количеством заправленного хладагента не более 3 кг (то есть, в бытовых кондиционерах). Это значит, что Европа, фактически, закрывает бытовой сегмент рынка для таких популярных хладагентов, как R134a и R410A. Надо сказать, что для производителей климатической техники такое развитие событий не станет неожиданным. В Японии активно ведутся работы по созданию и сертификации бытовых кондиционеров на R32 (ГФУ, ПГП которого не превышает 750), а Китай при содействии таких международных организаций, как ЮНИДО и Многосторонний фонд Монреальского протокола, активно реализует проекты по запуску в серию кондиционеров на углеводородных хладагентах.

Следует отметить, что предусмотренные Регламентом запреты не касаются оборудования, жизненный цикл которого, благодаря высокой энергоэффективности, сопровождается меньшим количеством парниковых выбросов в эквиваленте CO2, чем эксплуатация аналогичного оборудования, не содержащего ГФУ.

Таблица 2. График запрета на размещение на рынке изделий и оборудования (за исключением военной техники)

Изделия и оборудование Дата начала действия запрета
Противопожарное оборудование содержащее ГФУ-23 01.01.2016
Бытовые холодильники и морозильники, содержащие ГФУ с ПГП не ниже 150 01.01.2015
Холодильники и морозильники для коммерческого использования (герметичные) содержащие ГФУ с ПГП не ниже 2500 01.01.2020
содержащие ГФУ с ПГП не ниже 150 01.01.2022
Стационарное холодильное оборудование, в котором содержатся или используются ГФУ с ПГП не ниже 2500, за исключением оборудования, предназначенного для охлаждения продуктов до температуры не выше минус 50°С 01.01.2020
Агрегатированные централизованные холодильные системы для коммерческого использования производительностью не ниже 40 кВт, в которых содержатся или используются фторсодержащие парниковые газы с ПГП не ниже 150, за исключением каскадных систем, в первичных холодильных контурах которых допускается использование фторсодержащих парниковых газов с ПГП не выше 1500 01.01.2022
Переносные устройства кондиционирования воздуха в помещении (герметичные устройства, перемещаемые по помещению конечным пользователем), в которых содержатся ГФУ с ПГП не ниже 150 01.01.2020
Однозональные установки кондиционирования воздуха, в которых содержится или используется не более 3 кг. фторсодержащих парниковых газов с ПГП не ниже 750 01.01.2025
Пеноматериалы, содержащие ГФУ с ПГП не ниже 150, за исключением отвечающих государственным нормам безопасности Экструдированный полистирол 01.01.2020
Другие пеноматериалы 01.01.2023
Промышленные аэрозоли, в которых содержатся ГФУ с ПГП не ниже 150, за исключением отвечающих государственным нормам безопасности или используемых в медицинских целях 01.01.2018

Регламент также содержит требования к маркировке оборудования и ёмкостей для хранения фторсодержащих газов, методам и периодичности проверок герметичности, ведению учета, обучению и сертификации персонала, занимающегося обслуживанием оборудования и сбором хладагента, других мер по предотвращению утечек фторсодержащих газов.

В частности, программы сертификации и обучения должны включать изучение применяемых регламентов и технических стандартов, мер по предотвращению выбросов, методов сбора фторсодержащих парниковых газов, получение навыков безопасного обращение с оборудованием, знание технологий замены или сокращения использования фторсодержащих парниковых газов, а также безопасного обращения с ними.

Авторитетное японское издание JARN (Japan Air Conditioning, Heating & Refrigeration News), специализирующееся на новостях климатической отрасли, приводит реакцию на проект нового регламента представителей Агентства экологических расследований (EIA), штаб-квартира которого расположена в Лондоне, а также Европейского бюро по окружающей среде (EEB), базирующегося в Брюсселе.

Сюзанна Уильямс, EEB:

– То, что ряд стран не хочет слушать разумных доводов, и принимает сторону представителей химической промышленности и производителей ГФУ, вызывает сожаление. Тем не менее, нам удалось преодолеть их сопротивление, и ввести запреты, которые будут способствовать интенсивному внедрению энергоэффективных технологий. Теперь наша задача – обеспечить эффективное применение нового регламента.

Клэр Перри, EIA:

– Естественно, мы бы предпочли, чтобы в документе было больше запретов и меньше лазеек, так как это эффективнее способствовало бы предотвращению парниковых выбросов. Тем не менее, мы приветствуем новый регламент как начало конца эры ГФУ в Европе. По крайней мере, индустрия получила недвусмысленный сигнал о том, куда дует ветер, а значит, ей пора задуматься об инвестициях в более экологичные технологии.