Вывод озоноразрушающих веществ и фторсодержащих газов в Российской Федерации
  • Арктический совет
  • Нефко
  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • МЦНТИ
Назад

Давление сообщества защитников окружающей среды

Этот материал — один из двух, представляющих различные точки зрения на будущее индустрии хладагентов. Взгляды производителей и дистрибьюторов синтетических хладагентов выразил управляющий директор компании General Gas Кармин Маротта. С позиций сторонников использования природных хладагентов выступают старший сотрудник по вопросам политики в области климата Европейского бюро по окружающей среде (EEB) Давид Саббадин и менеджер по Ф-газам ассоциации Legambiente Марко Манчини, чьи ответы представлены ниже.

На рынок хладагентов оказывается давление: какова текущая ситуация?

Цены, определенно, снизились по сравнению с пиковыми значениями, зафиксированными в 2018 году, но всё равно остаются намного более высокими, чем в предыдущие годы. И они, в любом случае, продолжат расти из-за ограничения максимально допустимого объема их производства и потребления, а также сокращением и прекращением инвестиций в некоторых секторах индустрии хладагентов. Важную роль в корректировке цен, безусловно, сыграла контрабанда хладагентов, за счет которой была удовлетворена часть спроса. Необходимо понять, продолжит ли это явление существовать при дальнейшем сокращении производства и потребления ряда хладагентов, или будет побеждено за счет новых разработанных мер. В любом случае, трудно себе представить, что цены могут упасть, особенно на хладагенты со средним и высоким ПГП (потенциалом глобального потепления). В то же время, природные хладагенты уже стали стандартом на рынке, они доступны и отличаются более выгодной ценой, что позволяет считать их приемлемым решением для подавляющего большинства возможных применений вплоть до полной замены имеющегося парка холодильного оборудования. Италия – общепризнанный лидер по технологическим инновациям в области охлаждения, кондиционирования и отопления, уделяющий особое внимание устойчивости в соответствии с „зелёной“ повесткой.

Хорошо ли работает, и работает ли вообще Регламент ЕС №517 в сочетании с DPR 146 (Указом президента Итальянской Республики, регламентирующим сертификацию и лицензирование частных лиц и компаний, работающих с фторсодержащими хладагентами – прим. пер.)?

Осмелюсь сказать, что не всё идёт хорошо. Начну с обучения: профессионалов, способных устанавливать тепловые насосы, не хватает, а те, что есть, не обучены обращению с природными хладагентами с низким ПГП. Кроме того, в некоторых областях бизнес оказывается прогрессивнее государства, и многие компании выступают за то, чтобы новый Регламент по Ф-газам стал более амбициозным, способным по-настоящему подстегнуть переход к сокращению энергопотребления и снижению выбросов, влияющих на климат. Решения существуют, но нам нужны чёткие указания, регламентирующие их применение. Аспектом, не выдерживающим критики, остаётся контроль за нелегальной торговлей, однако без необходимых ресурсов и надлежащей подготовки контролирующих органов (в Италии это, прежде всего, таможня) организация такого контроля рискует остаться лишь благим намерением. В то же время, нельзя не согласиться с фактом, что с принятием природных хладагентов в качестве стандартного решения исчезнет основная причина существования черного рынка. Третьим направлением, в котором названная выше комбинация законодательных актов потерпела неудачу, стала мобилизация всех сегментов индустрии охлаждения, вентиляции и воздушного кондиционирования. Мы знаем, что сегодня некоторые сегменты продвинулись более других. По всей видимости, менее продвинувшаяся часть рассчитывала, что большой объем квот останется доступным для нее на протяжении второй половины десятилетия, за счет того, что другие сегменты будут добросовестно соблюдать требования. Этот расчет оказался ошибочным, и теперь менее продвинувшейся части приходится срочно догонять. Не важно, нужда заставляет проявлять изобретательность, а смекалка, даже в технической сфере,—это ресурс, в котором наша страна никогда не испытывала недостатка. Более того, такой сегмент, как охлаждение, более других готовый к переходу на природные хладагенты, может высвободить часть квот на потребление ГФУ, чтобы на короткий срок обеспечить работу наиболее отстающих сегментов (кондиционирования и отопления). Высвобожденные квоты облегчат переход отстающих сегментов, дав время на исследования, разработки и внедрение инноваций для повышения эффективности и оптимизации наиболее устойчивых технологий, не предполагающих применения Ф-газов. Наконец, нельзя не заметить, что, согласно базе данных по Ф-газам, рынок восстановленных хладагентов в нашей стране задушен: мы прекрасно осведомлены, что, несмотря на запреты, большие объемы первичного хладагента по-прежнему продаются для обслуживания холодильного оборудования, кроме того, вероятно, восстановленные хладагенты не выдерживают конкуренции с контрабандным товаром. В том, что цепочка извлечения и восстановления хладагентов „не взлетела“, виновато не только отсутствие помощи государства, но и недостаточная поддержка частного сектора, не пожелавшего или не сумевшего создать соответствующую систему. Мы так и не дождались появления грандиозного новшества в этой сфере, например, создания консорциума, аналогичного действующим в отношении упаковки или отдельных категорий отходов (скажем, отработанных минеральных масел), обеспечивающего четкое и безопасное функционирование отрасли по внятно сформулированным правилам к общей выгоде участников цепи и защитников окружающей среды в соответствии с принципами экономики замкнутого цикла.

Что хорошего можно сказать о подготовленном проекте новой редакции Регламента №517?

На наш взгляд, в нем есть ряд различных положительных моментов. В частности, борьба с нарушениями закона с помощью ужесточения и унификации административных наказаний, а также улучшения системы отслеживания и регистрации. Другой хороший момент—распределение квот за символическую плату, что должно предотвратить получение квот подставными лицами, а также добавить рынку динамики. Кроме того, мы положительно оцениваем согласование графика вывода с международными договорами и особенно с европейскими целями в области климата.

А что в проекте новой редакции Регламента по Ф-газам вам не понравилось?

В целом, нам не хватает понимания чрезвычайной важности профессиональной подготовки, плана экстренных мер как по обучению как действующих специалистов, так и по оперативной организации высшего и университетского образования, что позволило бы подготовить востребованных специалистов в течение ближайших 5 лет. Сбивает с толку Приложение 4, как в части касающейся запретов, хотя там и содержатся важные сигналы, так и в части об источниках квот. Мы предлагаем развернуть порядок факторов и максимально строго следовать правилу: запретить все ГФУ, кроме тех сегментов, где природные хладагенты пока не стали рыночным решением, для которых Регламентом уже предусмотрены исключения. Вводящие в заблуждение предельные величины ПГП, частично унаследованные от предыдущей редакции, не учитывают новые значения ПГП, рассчитанные МГЭИК. Даже если не углубляться в технические детали, вызывает недоумение, для чего сегодня допускать применение хладагентов с ПГП 2500 в холодильной технике? Новый Регламент должен быть более дальновидным, учитывающим стратегию развития данного сектора и воздействие на климат в ближайшие годы. Парадоксально, но прежний Регламент был более амбициозным и прогрессивным, чем новый. Увязать график обязательного техобслуживания с ПГП используемых хладагентов (чем ниже, тем реже) кажется более разумным решением, чем оставить все как есть. Имеет смысл более осторожно и сдержанно подходить к использованию новых химических веществ и смесей, способных, по-видимому, решить проблему воздействия на климат (например, ГФО): мы уже перешли от озоноразрушающих веществ к хладагентам, способствующим изменению климата, степень влияния которых на окружающую среду до конца не изучена. Очевидно, что там, где решения на основе природных хладагентов недоступны, необходимо проводить дополнительные исследования, но там, где такие решения доказали свою безопасность и эффективность, нужно просто стимулировать их распространение. Мы считаем, что при разработке нового Регламента упущена возможность ввести критерий „не причинения значительного вреда“ (DNSH) в отношении потенциального ущерба, который некоторые хладагенты могут нанести окружающей среде. Мы рискуем освободить место для нового поколения хладагентов, которые, возможно, всего через несколько лет исчезнут с рынка, если выяснится их опасность для окружающей среды. Что мы тогда скажем тем, кто сегодня вложит деньги в технологии, основанные на использовании этих хладагентов?

Как повышение стоимости электрической энергии скажется на принятии оперативных решений?

Определенно, энергоэффективности будет уделяться еще больше внимания. Однако, напомню, что цены на газ тоже растут, и при принятии решения на кратко- и среднесрочную перспективу фактор независимости от ископаемого топлива важен так же, если не более, как и воздействие на климат. Таким образом, создаются благоприятные условия для распространения тепловых насосов, особенно – высокотемпературных, что позволит полностью заменить газовые котлы на домашнем рынке. Особое предпочтение должно отдаваться высокотемпературным тепловым насосам, использующим природные хладагенты. Многое будет зависеть от того, будет ли изменена Директива ЕС о налогообложении энергоносителей и электрической энергии, и от характера этих изменений.

С экологией разобрались, с энергетическими характеристиками тоже, а в какой степени в новом проекте представлены вопросы безопасности?

Значительно в том, что касается технического регулирования, но, на наш взгляд, недостаточно в плане обучения. Тем не менее, мы не считаем переход от системы, в которой газообразный метан циркулирует по нашим домам и горит открытым пламенем, к системе, в которой пропан или метан заключены в герметичный контур, а огонь отсутствует в принципе, шагом назад в отношении безопасности нашей страны: это шаг вперед. Кроме того, монтаж оборудования в будущем отчасти будут осуществлять те же работники, знакомые с культурой безопасного обращения с метаном. С другой стороны, некоторые технологии, связанные с повышением безопасности монтажа и эксплуатации установок, уже доступны и будут развиваться дальше, если рынок пойдет в этом направлении. Следует опасаться нетехнологических и нормативных препятствий, по которым Италия во многих отраслях может считаться рекордсменом. Совместная работа с компетентными органами и пожарными может стать движущей силой процессов изучения и пересмотра правил, а также наблюдения за тем, что делают другие европейские страны. Что касается стандартов, мы идем к неизбежному смягчению требований из-за повышения безопасности за счет дублирования контуров и применения других инноваций, появившихся в результате развития технологий. С другой стороны, если обсуждать вопрос безопасности, то он актуален и для хладагентов группы A2L. Для всех хладагентов, как природных, так и синтетических группы A2L, увеличение объемов использования, вероятно, позволит уменьшить дополнительные расходы, связанные с обеспечением дополнительной защиты.

Регламент по Ф-газам существует, а когда появится регламент по природным хладагентам?

Не думаю, что такой регламент был бы полезен. Мы бы предпочли всеохватывающий общеевропейский документ, включающий в себя и природные хладагенты. Обучение – это другой вопрос: оба вида хладагентов уже включены в Регламент по Ф-газам и регулируются им.

Какая подготовка нужна для перехода на новые хладагенты? Ведется ли такая подготовка сегодня? И если нет, то как ее организовать?

Это ключевая проблема. Нехватка профессионалов, обученных работе с технологиями, альтернативными газовому отоплению, ощущается все сильнее. Не просто просить об инвестициях в собственное обучение тех, кто не видит в этом пользы, поскольку и без этого занят работой дни напролет на стремительно растущем рынке. Уровень подготовки в технических учебных заведениях не соответствует потребностям отрасли, там практически не обучают работе с природными хладагентами. С другой стороны, кто из востребованных и очень занятых профессионалов-практиков согласится оставить работу и заняться преподаванием, учитывая сегодняшние учительские зарплаты? На каждую провинцию нужны, как минимум, двое преподавателей — сумеем ли мы отыскать 214 добровольцев? На этот счет есть некоторые сомнения. В этом главная трудность организации обучения как действующих профессионалов, так и новичков. На наш взгляд, Регламент должен предусматривать что-то вроде экстренного плана действий, устанавливающего конкретный график для каждой страны ЕС: например, обучить к 2025 году 50% всех сантехников и электриков монтажу тепловых насосов, использующих любые хладагенты из представленных на рынке. С последующим доведением доли подготовленных специалистов до 100% к 2030 году. Обучение специалистов по холодильной технике и распространение природных хладагентов должны идти рука об руку быстрыми темпами.

Подходит ли ПГП в качестве основной характеристики, учитываемой для достижения целей устойчивости?

На сегодня значения ПГП, представленные в отчетах МГЭИК – наиболее актуальный инструмент. Эффективность, безусловно, имеет важное значение, но с массовым внедрением возобновляемых источников электроэнергии, ожидаемым в период до 2030 года, воздействие энергопотребления на климат приблизится к нулю уже к 2035 году, то есть, еще в течение срока службы оборудования, продающегося сегодня.

Как мы можем добиться сокращения выбросов, учитывая ОКЭП (общий коэффициент эквивалентного потепления)?

Конечно, по определению, энергоэффективность — такой же важный фактор, как и ПГП. В некоторых случаях хладагенты с низким ПГП не так эффективны, как газы с высоким ПГП, и в этом случае выбор, очевидно, должен делаться в пользу эффективности. Однако в большинстве случаев это не так, наоборот, производительность чаще всего обратно пропорциональна ПГП. В любом случае, есть еще фактор растущих цен. Погоня за «экватором CO2» (обеспечением эффективности работы установок, использующих CO2 в качестве хладагента, равной или большей по сравнению с установками на ГФУ – прим. перев.) теперь в прошлом, достигнута высокая степень оптимизации технологий с точки зрения энергоэффективности установок. Однако не будем забывать, что следует принимать во внимание значение ПГП, рассчитывать на 20, а не на 100 лет, как сделала Европейская комиссия в новом Регламенте. И тогда величина ОКЭП полностью изменится, так как значения ПГП хладагентов окажутся значительно выше привычных.

Каким бы вы хотели видеть рынок хладагентов?

Нам нужен рынок, на котором природные и незапатентованные хладагенты, а также хладагенты с ПГП <3, не являющиеся химически вредными, станут нормой для всех отраслей, а ГФУ останутся исключением, регулируемым и разрешенным ЕС для конкретных применений. Поэтому мы выбираем Регламент, запрещающий использование Ф-газов во всех случаях, когда это возможно. Таким образом, мы радикально решаем проблемы изменения климата и сохранения окружающей среды, а также улучшаем платежный баланс, так как большую часть ГФУ Европа импортирует, что ставит её в опасную зависимость…

Суждения и оценки, высказанные в материале, могут не совпадать с точкой зрения сайта ozoneprogram.ru.

Читайте также:

Уважаемый посетитель! Сайт www.ozoneprogram.ru использует файлы cookie и похожие технологии, чтобы с помощью достоверной и персонализированной информации улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с предупреждением об использовании файлов cookie на сайте www.ozoneprogram.ru. Если вы не согласны с использованием файлов cookie, настройте браузер или откажитесь от посещения сайта.