Уважаемый посетитель! Сайт www.ozoneprogram.ru использует файлы cookie и похожие технологии, чтобы с помощью достоверной и персонализированной информации улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с предупреждением об использовании файлов cookie на сайте www.ozoneprogram.ru. Если вы не согласны с использованием файлов cookie, настройте браузер или откажитесь от посещения сайта. Закрыть
Вывод озоноразрушающих веществ
и фторсодержащих газов в Российской Федерации

Законопроект об обеспечении выполнения международных обязательств по охране озонового слоя прошел второе и третье чтение в Госдуме

Назад

3 июля 2013 года Государственной Думой во втором и третьем чтении принят проект федерального закона № 248586-6 «О внесении изменений в статью 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в части обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, к Венской конвенции об охране озонового слоя». В случае одобрения законопроекта Советом Федерации и подписания Президентом Российской Федерации, новый закон может вступить в силу уже 1 января 2014 года. Он позволит России не только выполнить ее международные обязательства, но и послужит стимулом для развития российского производства, образования и цивилизованного бизнеса.

«Озоновое законодательство» Таможенного Союза и России постоянно развивалось и совершенствовалось. Так, в 2012 году был принят целый ряд важных нормативно-правовых документов:

  • Решением Евразийской таможенной комиссии № 158 от 18 сентября 2012 г.на территорию Таможенного союза с 1 января 2013 года был запрещен ввоз продукции, содержащей озоноразрушающие вещества;
  • Озоноразрушающие вещества были внесены в «перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 г. № 923). За их нелегальный ввоз теперь предусмотрено лишение свободы на срок от 3 до 12 лет и штраф до 1 миллиона рублей или в размере дохода за период до пяти лет;
  • Были ограничены пункты пропуска озоноразрушающих веществ в Российскую Федерацию. Теперь ОРВ легально разрешено ввозить только через 8 разрешенных пунктов пропуска;
  • Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым подписано Распоряжение 03.08.2012 № 1413-р., предписывающее ряду федеральных органов исполнительной власти ускорить работу по поэтапному отказу от озоноразрушающих веществ и стимулированию производства озонобезопасного оборудования, преимущественно с использованием природных хладагентов;
  • Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым подписаны Распоряжения от 26 ноября 2012 г. № 2189-р «О плане основных мероприятий по проведению в 2013 году в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» и Распоряжение от 30 апреля 2013 г. № 723-р о проведении Всероссийского конкурса «Защити озоновый слой и климат Земли». В настоящий момент Всероссийский конкурс успешно проводится и из российских регионов уже передано более 400 работ победителей регионального этапа. 16 сентября 2013 года («Международный день охраны озонового слоя») будут определены 36 победителей Конкурса со всей России.

Все эти меры – крайне важны для выполнения Россией международных обязательств по Монреальскому протоколу, но их одних – недостаточно. Нужен был новый федеральный закон и подзаконный акт, который позволил бы не только выполнить международные экологические обязательства, но также:

  • Ускорить переход от использования запрещенных в развитых и многих развивающихся странах озоноразрушающих технологий на озонобезопасные;
  • Пресечь нелегальный ввоз озоноразрушающих веществ и снизить их утечки;
  • Стимулировать развитие российского производства холодильного оборудования, пеноматериалов, медицинской и другой техники. Позволить российским предприятиям быть конкурентоспособными не только на внутреннем, но и на международном рынке;
  • Обеспечить химическую и технологическую безопасность Российской Федерации, в том числе за счет освоения производства и использования природных хладагентов;
  • Помочь решить вопрос с развитием российского образования в климатической, холодильной отрасли, отрасли пеноматериалов, где используются озоноразрушающие вещества, с учетом отказа от старых и перехода на новые технологии;
  • Построить систему контроля оборота озоноразрушающих веществ;
  • Построить систему утилизации озоноразрушающих веществ и содержащего их оборудования;
  • Обеспечить бесперебойную работу спецтехники, использующую озоноразрушающие вещества, до полной выработки ее ресурса;
  • Сформировать долгосрочную промышленную стратегию Российской Федерации в отраслях, использующих озоноразрушающие вещества и парниковые газы, с учетом того, что во всех развитых странах проводится политика отказа от использования фторсодержащих парниковых газов и соответствующие изменения уже внесены (или ускоренно вносятся) в законодательства этих государств.

Минприроды России провело колоссальную работу при подготовке нового законопроекта. Совместно с ЮНИДО было организовано несколько встреч с представителями федеральных органов исполнительной власти (Минприроды России, Минпромторга России, МВД России, ФТС Росси и, ФНС России), руководителями крупных производителей и поставщиков холодильного оборудования и хладагентов, отраслевых ассоциаций и саморегулируемых организаций в области монтажа и сервисного обслуживания климатического и холодильного оборудования. Была сформирована Рабочая Группа «ЮНИДО-бизнес», подготовившая для Минприроды России предложения по комплексу подзаконных актов к проекту нового Федерального закона. Одновременно министерство контролировало реализацию совместного Проекта ЮНИДО/ГЭФ-Минприроды России «Поэтапное сокращение потребления гидрохлорфторуглеродов и стимулирование перехода на не содержащее гидрофторуглероды энергоэффективное холодильное и климатическое оборудование в Российской Федерации посредством передачи технологий», который поможет крупнейшим российским производителям и в целом российскому правительству. На октябрь 2013 года запланирована совместная конференция ЮНИДО/ГЭФ-Минприроды России «Природный хладагент аммиак – химическая и технологическая безопасность Российской Федерации», задача которой – помочь в распространении озонобезопасных природных хладагентов.

В настоящее время Рабочая Группа «ЮНИДО-бизнес» приступает к подготовке развернутых предложений для создания подзаконных актов к новому Федеральному Закону. Приглашаем все заинтересованные стороны принять участие в этой важной для всех нас работе.