Аэропорт Flughafen Zürich. Подходы к охране окружающей среды
Пассажирооборот аэропорта Цюриха – крупнейшего международного аэропорта Швейцарии – 24 миллиона человек в год, что немного меньше аналогичного показателя московского «Шереметьево». В штате аэропорта – 1570 сотрудников, помимо собственных служб, на его территории действуют около 180 компаний.
Однако интересен этот аэропорт, в первую очередь, своим подходом к охране окружающей среды.

Природопользование
Масштабная программа природопользования аэропорта Цюриха в 2001 году получила сертификат ISO 14001:2004. В рамках программы осуществляется систематический сбор данных, планируются необходимые мероприятия, ведутся строительные работы. Причем проекты, связанные со строительством, оцениваются не только по воздействию на окружающую среду во время строительных работ, но и по их окончанию, в ходе эксплуатации зданий и сооружений.

Особо охраняемые природные территории
Более половины территории, принадлежащей аэропорту, отведено под зеленые насаждения. К примеру, между взлетно-посадочными полосами 16/34 и 14/32 расположена территория национального значения площадью 74 гектара. Здесь встречаются редкие виды флоры и фауны. За их состоянием следит природоохранное бюро кантона Цюрих.
Потребление воды
Аэропорт Цюриха за последние годы добился существенного снижения потребления воды. В частности, для обслуживания туалетов используется исключительно дождевая вода, а в зимнее время – вода от таяния снега. Стоки очищаются. Вода, использованная при техническом ремонте и обслуживании самолетов, подвергается процедурам очистки, предусмотренным для промышленных сточных вод, а вода для противообледенительной обработки после применения распыляется среди зеленых насаждений, где микроорганизмы разлагают содержащиеся в ней остатки гликоля и формиатов.
Системы охлаждения и обогрева
Геотермальные тепловые насосы
Около 40% холода и около 60% тепла аэропорт получает при помощи геотермального теплового насоса. Принцип его работы очень прост – зарытые примерно на 300 м трубы забирают теплую энергию от земли. Поскольку температура на такой глубине практически постоянная, использовать такой насос можно круглый год. Геотермальные насосы особенно активно используются в Швейцарии при дачном строительстве, но распространены и в зданиях самого различного назначения.
Системы с аммиаком—природным хладагентом
В аэропорту Цюриха, Хитроу и ряде других активно используются системы с аммиаком (R717) , озоноразрушающий потенциал и потенциал глобального потепления которого равны нулю. Системы с R717 аэропорта Цюриха обслуживают как само здание, так и используются для предварительного охлаждения самолетов во время стоянки. Они работают там более 10 лет и отлично себя зарекомендовали в плане безопасности и надежности. Помещения с данными установками полностью герметичны, оснащены необходимыми средствами защиты персонала, имеют датчики обнаружения утечек и системы вентиляции на случай аварии, средства безопасности, предупредительные знаки, а также расположенные недалеко резервуары с водой для поглощения паров аммиака в случае аварии.
Системы полностью закрыты для доступа сотрудникам аэропорта и обслуживаются сторонней компанией. Российских специалистов удивила возможность получения разрешения на безопасную эксплуатацию мощной (более мегаватта) установки с аммиаком, которая расположена, пусть и в изолированной комнате, но в одном техническом помещении с другими климатическими системами аэропорта.
Система предварительного кондиционирования воздуха

В зависимости от ситуации установки кондиционирования воздуха снабжают воздушные суда теплым или холодным воздухом. Они подсоединяются к шланговым барабанам при помощи выдвижной трубы, проходящей под телескопическими трапами. Гейты воздушных судов категории D и E оборудуются двумя шлангами, С — одним.

В ночное время льдогенераторы производят жидкий гелеобразный лед (перекачиваемый лед), который хранят в накопителе. Накопленного таким образом холода достаточно для холодоснабжения в течение стандартного рабочего дня. Отсутствие необходимости вырабатывать холод непосредственно в часы пик приводит к снижению энергозатрат. Для контроля потребления тепла и льда разными типами воздушных судов служит система дозирования, установленная на гейте.
Тепло и холод к каждому гейту подаются отдельно, по разным трубопроводам. Такая конструкция позволяет снабжать воздушное судно теплом и холодом одновременно. Все нужные для анализа и оценки данные отображаются в системе управления.

Таблица 1. Технические данные предварительно обработанного воздуха гейта Е
Производительность | ||
---|---|---|
Льдогенераторы (аммиак) | 2 | – 410 кВт |
Ледниковый аккумулятор холода Накопленная энергия |
1 | 220 м3 10,000 МВт•ч |
Трансформатор обогрева | 2 | 1,100 кВт каждый |
Установки кондиционирования воздуха (двушланговые) | 16 | 12,000 м3/ч |
Тепловая мощность установки | 190 кВт | |
Холодопроизводительность установки | 225 кВт | |
Установки кондиционирования воздуха (одношланговые) | 11 | 6,000 м3/ч |
Тепловая мощность установки | 80 кВт | |
Холодопроизводительность установки | 105 кВт |

Сокращение потребления энергии
В 1997 году основные потребители энергии в аэропорту объединились и определили принципы работы. Было принято решение принять уровень потребления 1994 года в качестве базы и снижать этот показатель на 2% в год вплоть до 2014 года. Кроме того, аэропорт Цюриха активно использует возобновляемые источники энергии, в том числе излучение солнца.
Качество воздуха
С 1991 года в аэропорту ведется учет различных загрязнителей воздуха. Контроль качества воздуха вокруг аэропорта осуществляет бюро по отходам, воде, энергии и воздуха кантона Цюрих. Получаемые данные свидетельствуют о том, что содержание оксидов азота, взвешенных частиц и озона не выше, чем в других городских районах Швейцарии.

Отходы и вторичное сырье
С 1992 года в аэропорту реализуется собственная концепция ликвидации отходов. Основным ее механизмом является систематическое отделение материалов, пригодных для переработки и вторичного использования, при помощи соответствующей инфраструктуры и электронной системы учета.
Мы благодарим руководство аэропорта Цюрих за предоставленную возможность ознакомления с системами аэропорта!