Вывод озоноразрушающих веществ и фторсодержащих газов в Российской Федерации
  • Арктический совет
  • Нефко
  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • МЦНТИ
Назад

Аннотация к заключительному отчету «Разработка технико-экономического обоснования и технической документации по созданию системы восстановления и уничтожения ОРВ и Ф-газов в рыбохозяйственном комплексе Мурманской области». Целиков В. Н.

Международный центр научной и технической информации (МЦНТИ)

Проект «Вывод из обращения Ф-газов и ОРВ на предприятиях по переработке рыбы и морепродуктов в Мурманской области (Арктическая зона Российской Федерации). Фаза 2»

Аннотация

Целиков В. Н. Разработка технико-экономического обоснования и технической документации по созданию системы восстановления и уничтожения озоноразрушающих веществ и фторсодержащих парниковых газов в рыбохозяйственном комплексе Мурманской области. Заключительный отчет. – М.: МЦНТИ, 2022. –126 с.

Заключительный отчет «Разработка технико-экономического обоснования и технической документации по созданию системы восстановления и уничтожения озоноразрушающих веществ (ОРВ) и фторсодержащих парниковых газов (Ф-газов) в рыбохозяйственном комплексе Мурманской области (далее – РК МО)» включает разделы:

  1. Разработка технической документации для создания системы восстановления и уничтожения ОРВ и Ф-газов в РК МО
  2. Разработка технико-экономического обоснования по созданию системы восстановления и уничтожения ОРВ и Ф-газов в МО
  3. Выводы
  4. Рекомендации

В разделе «Разработка технической документации для создания системы восстановления и уничтожения ОРВ и Ф-газов в РК МО», в частности, рассмотрены технологии уничтожения ОРВ и Ф-газов, утвержденные Сторонами Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, и разрешенные действующими нормативными правовыми документами Российской Федерации.

К технологиям, потенциально пригодным для уничтожения ОРВ и Ф-газов в Российской Федерации, отнесены:

  • цементообжигательные печи;
  • окисление в газовой среде/окисление дымом;
  • сжигание во вращающейся печи;
  • переносная плазменная дуга;
  • реактор с перегретым паром.

В отчете показано, что в Мурманской области в настоящее время отсутствуют какие-либо возможности для экологически безопасного уничтожения ОРВ и Ф-газов.

Имеющиеся в Российской Федерации установки окисления в газовой среде/окисления дымом находятся на предприятиях холдинга АО «ГалоПолимер» в Перми и Кирово-Чепецке и рассчитаны на внутризаводское применение. Перспектива их использования для уничтожения сторонних галогенсодержащих отходов маловероятна.

В Российской Федерации имеется по меньшей мере один производитель барабанных вращающихся печей, потенциально пригодных для уничтожения ОРВ и Ф-газов, – ООО «НПО «Декантер» (г. Домодедово, Московская обл.). Мобильные термодеструкционные установки, выпускаемые предприятием, предназначены для термической утилизации нефтяных шламов с крайне высоким содержанием механических примесей, замазученных грунтов, буровых шламов, нефтесодержащих отходов, образующихся при аварийных разливах нефти и нефтепродуктов, твердых коммунальных отходов (ТКО) и других сыпучих и пастообразных отходов.

По техническим и технологическим показателям эти печи вполне соответствуют требованиям Монреальского протокола, но возможность экологически безопасного уничтожения в них ОРВ и Ф-газов должна быть подтверждена соответствующими испытаниями. Представляется, что размещение подобной установки на АО «Завод по термической обработке твердых бытовых отходов», г. Мурманск (АО «Завод ТО ТБО») позволило бы рационально решить проблему уничтожения этих веществ не только в РК МО, но и в других секторах экономики региона в целом.

В отчете представлен подробный перечень технологического оборудования для рекуперации, восстановления и рециркуляции (рециклирования) ОРВ и Ф-газов, предназначенного для создания системы восстановления и уничтожения ОРВ и Ф-газов на базе ООО «БаренцКул». Согласованный с ООО «БаренцКул» список дополнительного оборудования подготовлен с учетом наличия уже находящихся в эксплуатации у предприятия приборов, аппаратов, специальных инструментов и материалов и является достаточным для включения в техническое задание с целью проведения соответствующего тендера.

Кроме того, в отчете приведен подробный анализ действующих в Российской Федерации законодательных и нормативных правовых документов, регулирующих сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности для окружающей природной среды, к которым должны относится ОРВ и Ф-газы.

По информации Росприроднадзора в настоящее время рекуперация ОРВ (и Ф-газов) в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения не относится к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Соответственно, в настоящее время необходимость в получении лицензии на ведение такого рода деятельности для ООО «БаренцКул» отсутствует.

В случае вероятного установления Минприроды России классов опасности для отходов ОРВ и Ф-газов ООО «БаренцКул» придется получить соответствующую лицензию, что потребует существенных временных и материальных затрат. С целью минимизации сопутствующих этому процессу рисков подготовлена детализированная инструкция по поэтапному решению проблемы получения соответствующей лицензии и сопутствующих документов.

В отчете достаточно подробно рассмотрены вопросы получения разрешительной документации, необходимой для создания и функционирования специализированного центра по уничтожению ОРВ и Ф-газов на базе как действующих хозяйствующих субъектов, занимающихся обезвреживанием ТКО и промышленных отходов, так и вновь созданного юридического лица.

Создание такого центра в Арктической зоне Российской Федерации позволит упростить и удешевить транспортирование не подлежащих восстановлению ОРВ и Ф-газов до места уничтожения, а также создаст предпосылки для самоокупаемости системы по восстановлению и уничтожению ОРВ и Ф-газов в целом.

В разделе «Разработка технико-экономического обоснования по созданию системы восстановления и уничтожения ОРВ и Ф-газов в МО» представлен подробный обзор международного и национального законодательства по рекуперации, восстановлению, рециркуляции (рециклированию) и уничтожению ОРВ и Ф-газов.

Рассмотрены подходы к регулированию этих вопросов в рамках Монреальского протокола, Кодекса рационального хозяйствования, принятого Сторонами Монреальского протокола, опыт Агентства по охране окружающей среды США. Приведены соответствующие нормативные правовые документы ЕС, Республик Казахстан и Беларусь, изложены положения действующих в Российской Федерации нормативных правовых актов, а также межгосударственных и национальных стандартов в этой сфере.

Для отчета уточнен подготовленный ранее прогноз потребления (утечек) ОРВ и Ф-газов в рыбодобывающем и рыбоперерабатывающем секторах РК МО с 2021 по 2035 гг. и на период до 2043 г. с учетом фактических изменений в потреблении ОРВ и Ф-газов в РК МО в 2018-2021 гг.

В случае непринятия соответствующих мер обобщенное воздействие рыбодобывающего и рыбоперерабатывающего секторов РК МО на озоновый слой атмосферы и климат Земли с 2021 по 2035 гг. и на период до 2043 г. оценивается в 19,22 т ОРС и 785 469,33 т СО2-экв., соответственно.

В рамках отчета оценены ресурсы, необходимые для функционирования системы восстановления и уничтожения ОРВ и Ф-газов в РК МО, проанализированы имеющиеся у ООО «БаренцКул» возможности, а также представлены развернутые рекомендации руководству ООО «БаренцКул» по организации работы с учетом действующих в настоящее время в Российской Федерации законодательных и нормативных ограничений.

Подготовлены графики восстановления и уничтожения ОРВ и Ф-газов в РК МО на период с 2023 по 2043 гг. (прогноз).

Одним из наиболее рациональных путей избавления от ОРВ и Ф-газов является их уничтожение вместе со стойкими органическими загрязнителями (СОЗ) при условии, что применяемые для этого технологии будут соответствовать требованиям Монреальского протокола. В этой связи были оценены возможности реализуемого Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в рамках Национального проекта «Экология» Федерального проекта «Создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I–II классов опасности». К сожалению, анализ технологических возможностей создаваемой инфраструктуры показывает, что обработка, утилизация и обезвреживание СОЗ (полихлорированные бифенилы (ПХБ), пестициды и др.), а также ОРВ и Ф-газов в ее рамках не предусмотрена и не может быть реализована с учетом применяемых технологий. Исходя из этого были сформулированы предложения по разработке нового федерального проекта для включения в Национальный проект «Экология».

В рамках создания экономической модели была осуществлена оценка стоимости и потенциального объема продаж восстановленных ОРВ и Ф-газов в РК МО в 2023-2043 гг.

Следует отметить, что объемы продаж восстановленных хладагентов, оцениваемые в 6 385 500 евро, рассчитаны для всего РК МО, а доля, приходящаяся на создаваемую на базе ООО «БаренцКул» систему восстановления и уничтожения ОРВ и Ф-газов, будет зависеть от ее удельного веса на рынке этих услуг в этом секторе экономики региона.

ООО «БаренцКул» предложены пять различных финансовых схем поступления ОРВ и Ф-газов на рекуперацию и последующее восстановление.

Показатели прогнозируемых годовых объемов продаж восстановленных ОРВ и Ф-газов позволяют предположить, что обособленное предприятие, специализирующееся только на рекуперации и восстановлении хладагентов, не будет рентабельно из-за больших сопутствующих расходов (электроэнергия, транспорт, аренда, заработная плата и т.д.), неравномерного (по годам) поступления средств от этой деятельности, а также высокого уровня конкуренции со стороны сервисных и ремонтных предприятий, оказывающих комплексные услуги. Таким образом, рациональным решением, обеспечивающим устойчивость и стабильность бизнеса в рассматриваемый период времени, представляется создание системы восстановления и уничтожения ОРВ и Ф-газов в РК МО в качестве вспомогательного подразделения предприятия, специализирующегося на производстве, монтаже, ремонте и сервисном обслуживании холодильного и климатического оборудования.

В рамках создания логистической модели системы восстановления и уничтожения ОРВ и Ф-газов в РК МО рассмотрены:

  • экологические и технологические особенности рекуперации и рециркуляции (рециклирования) ОРВ и Ф-газов в РК МО;
  • некоторые теоретические аспекты логистических операций по оказанию услуг в сфере хранения, рекуперации, восстановления, рециркуляции (рециклирования), транспортирования и уничтожения ОРВ и Ф-газов;
  • практические особенности логистических операций по оказанию услуг в сфере хранения, рекуперации, восстановления, рециркуляции (рециклирования) и транспортирования ОРВ и Ф-газов;
  • практические особенности логистических операций по оказанию услуг в сфере уничтожения ОРВ и Ф-газов.

Также сформулированы предложения руководству ООО «БаренцКул» по улучшению логистической составляющей деятельности по хранению, рекуперации, восстановлению, рециркуляции (рециклированию), транспортированию и уничтожению ОРВ и Ф-газов.

Третий раздел отчета содержит следующие выводы:

  • Создание специализированного центра для оказания услуг по хранению, рекуперации, восстановлению, рециркуляции (рециклированию), транспортированию и уничтожению ОРВ и Ф-газов на базе ООО «БаренцКул», обладающего значительным (свыше 20 лет) опытом проектирования, поставки, монтажа, ввода в эксплуатацию и сервисного обслуживания холодильного и климатического оборудования, обеспечит необходимые условия для устойчивого функционирования РК МО в течение всего периода поэтапного отказа от использования ОРВ и Ф-газов. Документы, предусмотренные российским законодательством для осуществления юридическими лицами уставной деятельности, у ООО «БаренцКул» имеются в полном объеме.
  • Согласно Уставу ООО «БаренцКул» к основным видам деятельности общества отнесены «Иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации», что позволяет осуществлять сбор, транспортирование, хранение, рекуперацию, восстановление, рециркуляцию (рециклирование) ОРВ и Ф-газов.
  • После поставки дополнительного технологического оборудования и проведения обучения персонала в рамках Проекта Арктического совета ООО «БаренцКул» будет располагать ресурсами, необходимыми для функционирования системы восстановления и уничтожения ОРВ и Ф-газов в РК МО на первоначальном этапе.
  • Действующие в настоящее время межгосударственные и национальные стандарты позволяют должным образом осуществлять деятельность по рекуперации, восстановлению и рециркуляции (рециклированию) ОРВ и Ф-газов в рамках создаваемой системы восстановления и уничтожения ОРВ и Ф-газов на базе ООО «БаренцКул» (при условии соблюдения ООО «БаренцКул» требований этих документов).
  • В соответствии с действующими требованиями российского законодательства деятельность по хранению, транспортированию, рекуперации, восстановлению, рециркуляции (рециклированию) ОРВ и Ф-газов не подлежит лицензированию. В случае вероятного инициирования Минприроды России установления классов опасности для ОРВ и Ф-газов жизнеспособность созданной системы по восстановлению и уничтожению этих веществ в РК МО будет в значительной степени зависеть от готовности ООО «БаренцКул» к оперативной подготовке необходимого пакета документов для получения лицензии. Деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов I-IV классов опасности без получения соответствующей лицензии является административным правонарушением, предусмотренным п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
  • Одно из условий получения лицензии Росприроднадзора – наличие санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора по Мурманской области о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих лицензируемый вид деятельности. Получение такого заключения и лицензии займет, ориентировочно, от 4 до 6 месяцев.
  • Создание в рамках РК МО отдельного предприятия, специализирующегося исключительно на рекуперации и восстановлении хладагентов, не может быть рентабельным из-за больших сопутствующих расходов, неравномерного (по годам) поступления средств от этой деятельности, а также высокого уровня конкуренции со стороны сервисных и ремонтных предприятий, оказывающих комплекс услуг рыбоперерабатывающим предприятиям и рыбодобывающим судам.
  • Предпочтительным вариантом создания специализированного центра по уничтожению ОРВ и Ф-газов в Арктической зоне Российской Федерации представляется дооснащение соответствующим технологическим оборудованием одного из действующих в Мурманской области предприятий по обезвреживанию коммунальных и промышленных отходов I-IV классов опасности, что позволит существенно сократить инвестиционные издержки на реализацию проекта за счет использования (даже частичного) имеющихся инфраструктуры, производственных и транспортных мощностей, а также опыта работы с отходами. Персонал, уже обладающий необходимыми навыками обращения с отходами, может быть привлечен к работе по уничтожению ОРВ и Ф-газов после прохождения соответствующего переобучения (повышения квалификации).
  • Создание специализированного предприятия (центра) по уничтожению (обезвреживанию) ОРВ и Ф-газов на базе существующих в регионе предприятий по обезвреживанию коммунальных и промышленных отходов I-IV классов опасности потребует переоформления имеющейся у предприятия лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Условиями переоформления лицензии являются наличие у лицензиата санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора по МО о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, а также положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы. Ориентировочный срок получения необходимых документов и переоформления лицензии составляет от 5 до 7 месяцев.
  • У хозяйствующих субъектов, осуществляющих сопряженную с обращением ОРВ и Ф-газов производственную деятельность в РК МО, имеется достаточная мотивация для привлечения ООО «БаренцКул» к работам по рекуперации ОРВ и Ф-газов, содержащихся в продукции, утратившей свои потребительские свойства, перед ее утилизацией или захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления, т.к. в соответствии со ст. 8.2.1. КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой» они могут быть подвергнуты административному штрафу в значительном размере или приостановке производственной деятельности на срок до 90 суток.
  • В рыбодобывающем и рыбоперерабатывающем секторах РК МО в период с 2018 по 2021 гг. наблюдалось сокращение количества судов, приписанных к порту Мурманск, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих переработку рыбы и морепродуктов, обусловленное управленческими, экономическими и внеэкономическими причинами.
  • В период с 2018 по 2021 гг. использование хладагентов на основе ОРВ и Ф-газов (за исключением R-507A) в холодильном оборудовании отрасли сократилось. Рост применения смесевого хладагента R-507A преимущественно обусловлен тем, что контракты на поставку нового оборудования с этим хладагентом были подписаны до принятия Российской Федерацией Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу, недостаточным информированием общественности, а также другими причинами (привлекательными ценами, повышенными требованиями к обеспечению безопасности строительства и эксплуатации аммиачных холодильных установок).
  • За период с 2023 по 2043 гг. объемы рекуперированных ОРВ и Ф-газов в РК МО предположительно составят: 452,52 мт / 27,62 т ОРС / 921 883,4 т CO2-экв.; объемы безвозвратных потерь при проведении рекуперации ОРВ и Ф-газов: 21,71 мт / 1,34 т ОРС / 44 567,9 т CO2-экв.; объемы восстановленных ОРВ и Ф-газов для повторного использования в РК МО (с учетом безвозвратных потерь при рекуперации и веществ, не подлежащих восстановлению (направляемых на уничтожение)): 398,0 мт / 24,31 т ОРС / 810 446,3 т CO2-экв.
  • Предполагается, что в период с 2023 по 2043 гг. за счет восстановления для повторного использования ОРВ и Ф-газов (с учетом уничтожения и безвозвратных потерь этих веществ при рекуперации) в РК МО будет предотвращено негативное воздействие на озоновый слой атмосферы и климат Земли в объеме 24,93 т ОРС и 838 573,0 т CO2-экв., соответственно.
  • Предполагается, что в период с 2023 по 2043 гг. за счет уничтожения ОРВ и Ф-газов в РК МО будет предотвращено негативное воздействие на озоновый слой атмосферы и климат Земли в объеме 1,96 т ОРС и 67 035,9 т CO2-экв., соответственно.
  • Средний выход восстановленных ОРВ и Ф-газов в РК МО в период с 2023 по 2043 гг. после их рекуперации вероятно составит 87,9%, уничтоженных – 6,9%, безвозвратно утраченных – 5,2%.
  • Предполагается, что создаваемый на базе ООО «БаренцКул» специализированный центр по восстановлению и уничтожению ОРВ и Ф-газов в РК МО на первом этапе своей деятельности (до 2024-2025 гг.) будет накапливать и складировать ОРВ и Ф-газы, не подлежащие восстановлению, на своей территории, для чего необходимо зарезервировать соответствующие емкости общей вместимостью от 3 до 4,5 мт. В последующем (после создания мощностей по экологически безопасному уничтожению ОРВ и Ф-газов) эти отходы будут направлены к месту уничтожения.

Раздел отчета «Рекомендации» содержит предложения, адресованные ООО «БаренцКул», МЦНТИ, а также Минприроды России, Росприроднадзору и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти:

ООО «БаренцКул» рекомендуется:

  • рассмотреть целесообразность внесения в список предусмотренных Уставом основных видов деятельности «Деятельность по сбору, транспортированию и обработке отходов I-IV классов опасности» (на случай вероятного установления Минприроды России класса опасности для ОРВ и Ф-газов).
  • разработать и утвердить на уровне предприятия технические условия (ТУ) на повторно используемые (рекуперированные) и восстановленные хладагенты R-12, R-22, R-134a, R-404A и R-507A в связи с отсутствием соответствующих федеральных и межгосударственных стандартов.

МЦНТИ рекомендуется:

  • разработать временную форму справки о проведении работ по рекуперации ОРВ и Ф-газов из продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей ОРВ и Ф-газы, перед ее утилизацией или захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления, а также проинформировать об этом Минприроды России и Росприроднадзор. Эти справки, выданные ООО «БаренцКул» хозяйствующим субъектам РК МО, могут служить подтверждающими документами при проведении Управлением Росприроднадзора по МО проверок соблюдения требований ежегодной отчетности.

Росстандарту рекомендуется:

  • инициировать разработку в установленном порядке Межгосударственного стандарта с предлагаемым наименованием «Оборудование для уничтожения озоноразрушающих веществ и фторсодержащих парниковых газов. Эксплуатационные характеристики».

Минприроды России предлагается:

  • инициировать в установленном порядке определение классов опасности отходов, представляющих собой ОРВ и Ф-газы и продукцию, содержащую эти вещества, для последующего внесения в Федеральный классификационный каталог отходов, в Банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов, а также для оформления соответствующих лицензий. Возможно, потребуется соответствующая корректировка приказа Минприроды России от 04.12.2014 №536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» и других нормативных и правовых документов;
  • во исполнение п. 2 ст. 54 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» инициировать доработку постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2014 №228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» в части конкретизации требований к использованию, транспортировке, хранению, рекуперации, восстановлению, рециркуляции (рециклированию) и уничтожению ОРВ, являющихся составными частями обращения ОРВ (в действующей редакции этого нормативного правового акта на приемлемом уровне прописаны лишь требования в отношении производства ОРВ).
  • инициировать в установленном порядке совместно с МИД России, Росстандартом и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти работу по унификации на территории ЕАЭС терминологии в сфере охраны озонового слоя атмосферы и климата Земли. В настоящее время в законодательных, нормативных и правовых документах стран ЕАЭС наблюдаются разночтения (например, «рекуперация» – «утилизация»; «рециркуляция (рециклирование)» – «рециркулирование» – «рециклинг»; «уничтожение» – «обезвреживание» и т.д.).
  • с целью получения достоверной информации на федеральном и региональном уровнях о реальных объемах ОРВ и Ф-газов в действующем, резервном, находящемся на консервации, демонтированном, выведенном из эксплуатации (при наличии в нем остаточного количества ОРВ и Ф-газов) оборудовании, а также технических устройствах и отходах, содержащих эти вещества, разработать в установленном порядке проект нормативного правового документа, регламентирующего проведение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ежегодной инвентаризации технологического оборудования и технических устройств, содержащих более 3 кг ОРВ и Ф-газов.
  • c целью унификации в рамках ЕАЭС подходов к контролю обращения ОРВ и Ф-газов разработать в установленном порядке проекты следующих документов:
    • Порядок ведения государственного кадастра ОРВ и Ф-газов в Российской Федерации;
    • Порядок выдачи разрешений на производство работ с использованием ОРВ и Ф-газов, ремонт, монтаж, обслуживание оборудования, содержащего ОРВ и Ф-газы, транспортирование, хранение, рекуперацию, рециркуляцию (рециклирование), восстановление и уничтожение ОРВ и Ф-газов;
    • Порядок обращения с ОРВ и Ф-газами в Российской Федерации.
      Следует отметить, что в подавляющем числе стран-членов ЕАЭС аналогичные документы (в виде правил, инструкций, кодексов), касающиеся обращения ОРВ, уже имеются, либо находятся в стадии утверждения.
  • при подготовке будущих изменений и корректировок законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере охраны озонового слоя атмосферы и климата Земли Минприроды России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти целесообразно рассмотреть приемлемость адаптации некоторых положений соответствующих регламентов и исполнительных регламентов ЕС (подробнее см. пп. 2.1.1.3 отчета).
  • совместно с Росрыболовством инициировать в установленном порядке введение ограничений на закупку российскими хозяйствующими субъектами выведенных из эксплуатации в иностранных рыболовных зонах зарубежных судов, холодильные установки которых рассчитаны на применение ОРВ и Ф-газов. Такой подход позволил бы значительно ускорить процесс поэтапного вывода из обращения этих веществ на рыбодобывающих судах России и способствовать выполнению международных обязательств в этой сфере;
  • совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти инициировать в установленном порядке разработку проекта нормативного правового акта, регламентирующего создание полностью отсутствующей в настоящее время в РФ системы сертификации (лицензирования) сервисных компаний и специалистов, работающих с Ф-газами и ОРВ, а также организацию сети соответствующих учебных центров и центров по сбору, рекуперации, восстановлению, рециркуляции (рециклированию) и экологически безопасному уничтожению ОРВ и Ф-газов;
  • инициировать доработку в соответствии с ГОСТ Р 56828.27-2017 «Наилучшие доступные технологии» действующего в настоящее время в Российской Федерации Справочного документа по наилучшим доступным технологиям по обращению с отходами с учетом применяющегося в ЕС с 2018 г. аналогичного документа (№ EUR 29362), описывающего технологии, приемлемые для уничтожения ОРВ, Ф-газов и стойких органических загрязнителей (СОЗ);
  • рассмотреть совместно с Минпромторгом России и заинтересованными хозяйствующими субъектами возможность оперативной разработки нового Федерального проекта по созданию инфраструктуры для экологически безопасного уничтожения ОРВ и Ф-газов в рамках Национального проекта «Экология».

Уважаемый посетитель! Сайт www.ozoneprogram.ru использует файлы cookie и похожие технологии, чтобы с помощью достоверной и персонализированной информации улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с предупреждением об использовании файлов cookie на сайте www.ozoneprogram.ru. Если вы не согласны с использованием файлов cookie, настройте браузер или откажитесь от посещения сайта.