Выполнение целевых показателей проекта
1. Укрепление институционального потенциала
Ожидаемые результаты:
- ускоренный вывод ГХФУ и снижение потребления ГФУ;
- определение уровня остаточной потребности в ГХФУ;
- установление связей и координация усилий заинтересованных сторон;
- повышение осведомленности об экологической политике и нормативно-правовых актах, связанных с выводом ГХФУ, среди потребителей ОРВ и заинтересованных сторон;
- повышение осведомленности и эффективности работников таможни.
Задачи в рамках компонента:
- создание системы сбора данных и мониторинга производства, потребления, экспорта и импорта ОРВ;
- разработка норм и сценариев потребления ГХФУ и ГФУ;
- согласование потребностей заинтересованных сторон;
- совершенствование системы информирования и экологического менеджмента;
- нормативная база для мониторинга и контроля потребления, экспорта и импорта ГХФУ и ГФУ в Российской Федерации;
- разработка пособий и организация обучения сотрудников ФТС.
Итоги реализации
Соблюдение требований Монреальского протокола:
- согласно данным Озонового Секретариата и отчета Минприроды России, Российская Федерация выполнила взятые на себя обязательства по сокращению потребления ОРВ к 2015 году.
- Изменения законодательства РФ за период реализации проекта:
- установлен порядок ежегодного расчета допустимого уровня производства и потребления ОРВ;
- введена система государственного мониторинга производства, импорта, экспорта и использования ОРВ;
- запрещено проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство ОРВ и содержащей их продукции;
- обращение ОРВ допускается только в таре многократного использования (за исключением тары объемом менее 3 литров для лабораторного и аналитического использования);
- юридические лица и индивидуальные предприниматели должны организовать ведение учета произведенных, использованных, транспортированных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных ОРВ;
- запрещено захоронение содержащих ОРВ отходов без рекуперации ОРВ;
- установлена уголовная ответственность за незаконный ввоз (контрабанду) ОРВ на территорию Российской Федерации;
- ограничено количество таможенных постов для ввоза ОРВ на территорию Российской Федерации;
- установлена административная ответственность за несоблюдение норм при обращении с ОРВ;
- в состав государственного экологического надзора включен государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ;
- утвержден перечень и порядок применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации (в техсредства идентификации товаров включены средства инструментального контроля озоноразрушающих веществ).
Изменения законодательства ЕАЭС (бывш. Таможенного союза):
- запрещен ввоз на территорию ЕАЭС всех ОРВ за исключением ГХФУ;
- установлена процедура ввоза ОРВ и содержащей ОРВ продукции на таможенную территорию ЕАЭС и вывоза с нее;
- подписано соглашение об обмене информацией о выданных разрешениях, документах на перемещение ОРВ, а также отчетности лиц, осуществляющих ввоз и вывоз ОРВ в страны и из стран ЕАЭС, и лиц, производящих эти вещества.
В ходе реализации проекта подготовлены и обсуждены профессиональный стандарт «Климатехник кондиционерного и холодильного оборудования» и межгосударственный стандарт «Холодильные системы и тепловые насосы. Компетентность персонала».
Для разработки институциональных предложений и общественного обсуждения готовящихся законодательных и нормативно-правовых актов по инициативе Минприроды России была создана Рабочая группа «ЮНИДО — бизнес».
Группой реализации проекта (ГРП) подготовлены и переданы в Минприроды России:
- проекты отчетов Российской Федерации о производстве, потреблении, ввозе и вывозе ОРВ в 2010, 2011, 2012, 2013 и 2014 годах; проекты заявок Российской Федерации на предоставление исключений в отношении важнейших видов применения ОРВ (ХФУ-11 и ХФУ-12 в производстве медицинских дозированных ингаляторов) на 2013 и 2014 годы;
- проекты отчета Российской Федерации об основных видах применения ОРВ, кроме применений для лабораторных и аналитических целей, за 2010, 2011, 2012, 2013 и 2014 годы;
- более 30 аналитических документов, среди которых отчеты, информационно-аналитические записки, рекомендации и предложения рабочей группы «ЮНИДО — бизнес».
- ГРП оказала консультационную поддержку российским делегациям, принимавшим участие в совещаниях Сторон Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, и заседаниях Рабочей группы открытого состава Сторон Монреальского протокола.
При внесении изменений в действующее законодательство учитывались предложения рабочей группы «ЮНИДО — бизнес» и ГРП.
Процедура государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой, разработана и скорректирована с учетом предложений рабочей группы «ЮНИДО — бизнес».
Специалистами ЮНИДО разработано программное обеспечение для учета ОРВ в рамках ведения электронной отчетности. В будущем ПО может быть использовано для учета ГФУ.
С целью определения остаточной потребности в ГХФУ была разработана соответствующая процедура и создан специальный опросник. Собранные с его помощью данные легли в основу распределения квот на ГХФУ.
Для повышения информированности общественности использовались:
- рабочая группа «ЮНИДО — бизнес»;
- сайт проекта www.ozoneprogram.ru;
- Союз производителей и потребителей экологически чистых изделий из пенополиуретанов и сайт организации www.foamunion.ru;
- сайт для подготовки специалистов в области кондиционирования и холодильного оборудования www.hvaccenter.ru;
- публикации в федеральных СМИ («Известия», «Аргументы и факты») и специализированных изданиях («ЮНИДО в России», «Мир климата», «Холодильное оборудование», «Империя холода»).
В 2011 году в Российской Федерации впервые состоялось празднование Дня охраны озонового слоя.
В 2013 году Минприроды России, Министерство образования РФ и ЮНИДО организовали Всероссийский конкурс «Защити озоновый слой и климат Земли».
В рамках проекта:
- разработаны учебные и сертификационные курсы по безопасному обращению с природными хладагентами, монтажу, ремонту и обслуживанию холодильных систем, производству пеноматериалов, международному и российскому озоновому законодательству;
- созданы учебные центры по подготовке и повышению квалификации специалистов;
- проведены конференции и мастер-классы;
- реализованы демопроекты с использованием озонобезопасных природных хладагентов;
- осуществлена поставка экспресс-анализаторов для МВД России / ФТС России, проведено обучение специалистов ФТС России, Росграницы, МВД России, разработан учебный курс «Средства и методы обнаружения озоноразрушающих веществ», оснащен учебный класс.
2. Анализ жизненного цикла ГХФУ и ГФУ
Ожидаемые результаты:
- внедрение устойчивой стратегии вывода ГХФУ из различных секторов потребления;
- возможность адаптации к разрабатываемым сценариям вывода, международным климатическим соглашениям и технологическим решениям.
Задачи в рамках компонента:
- определение контрольных показателей климатического воздействия для Российской Федерации;
- определение четких критериев выбора альтернативных технологий с учетом климатического воздействия;
- выработка стратегии уменьшения воздействия на климат.
Итоги реализации
Правительство приняло стратегию, направленную на уменьшение воздействия на климат.
Проведен анализ жизненного цикла оборудования, использующего ГХФУ и ГФУ, на различных объектах, от промышленных предприятий до международного аэропорта, подготовлен отчет «Проектирование и подбор оборудования с учетом минимизации воздействия на климат».
Разработана и поддержана Минприроды концепция создания энергоэффективных демопроектов для холодильного сектора, использующих природные хладагенты. В 2015 году концепция была использована при создании двух демопроектов и разработке их технико-экономического обоснования.
Сценарии и механизмы поэтапного отказа от ГХФУ могут быть использованы для ГФУ и адаптированы к разрабатываемым графикам вывода, международным климатическим соглашениям и технологическим разработкам. Все компоненты проекта предполагают использование технологий без применения как ГХФУ, так и ГФУ в секторах холодильного оборудования, кондиционирования воздуха и производства пеноматериалов. Эти технологии продемонстрировали высокую производительность, энергоэффективность и коммерческую приемлемость для российского рынка.
3. Вывод ГХФУ из холодильного сектора и сектора пеноматериалов
Ожидаемые результаты:
- потребление ГХФУ на уровне, определяемом требованиями Монреальского протокола;
- четкое понимание технической возможности вывода ГХФУ в каждом секторе;
- вывод 600 тонн ОРС ГХФУ (R-22, R-141b, R-142b), сокращение прямых и косвенных парниковых выбросов за счет вывода ГХФУ и повышения энергоэффективности.
Задачи в рамках компонента:
- серия показательных переводов предприятий с ГХФУ на озонобезопасные технологии;
- техническая помощь (передача технологий, инженерное обслуживание, поставка оборудования), необходимая для реализации пилотных проектов;
- реализация демопроектов для разных секторов потребления ГХФУ и ГФУ.
Итоги реализации
По графику, установленному Монреальским протоколом, уровень потребления ОРВ для российской Федерации с 2015 года не должен превышать 399,69 тонны ОРС. Изменения в российском законодательстве и перевод предприятий на озонобезопасные технологии позволили выполнить это требование. По данным Озонового Секретариата, потребление ОРВ в России в 2015 году составило 344,67 тонны ОРС.
Сокращение парниковых выбросов газов было достигнуто за счет вывода ОРВ, обладающих высоким ПГП. Достижению этой цели также способствовали переход на не содержащие ГФУ технологии и институциональная поддержка использования энергоэффективных природных хладагентов.
Пилотные проекты по переводу производства на энергоэффективные озонобезопасные технологии были реализованы на 16 предприятиях (14 из сектора пеноматериалов, 2 из холодильного сектора).
Для подготовки рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти и заинтересованных сторон были проведены соответствующие исследования и встречи с участниками рынка, были организованы ознакомительные поездки для изучения новых альтернативных технологий и методов утилизации. Был подготовлен набор информационно-аналитических материалов, включающий перечень технологий, пригодных для внедрения в секторах, использующих ОРВ, с учетом специфики российского рынка.
4. Разработка схемы утилизации ОРВ
Ожидаемые результаты:
- оценка технической и коммерческой возможности организации предприятий по уничтожению ОРВ;
- разработка стратегии уничтожения ОРВ в масштабах страны.
Задачи в рамках компонента:
- детальный анализ технологий уничтожения и выбор наиболее подходящего способа для каждого ОРВ;
- проектирование и монтаж линии по уничтожению ОРВ-содержащей продукции и переработке пеноматериалов.
Итоги реализации
Ключевые участники рынка ознакомились с методикой расчета коммерческой привлекательности создания предприятий по уничтожению ОРВ, разработанной ЮНИДО, а также с опытом стран ЕС в этой сфере.
Руководством проекта была выбрана компания-бенефициар для создания предприятия по уничтожению содержащего ОРВ оборудования. Ранее компания сотрудничала с ведущими торговыми сетями по продаже бытовой техники, организовывая программы сбора старых холодильников.
Подготовлено и представлено в Минприроды и Минпромторг России практическое руководство по безопасному обращению и уничтожению ОРВ в Российской Федерации.
ЮНИДО и группа «ЮНИДО — бизнес» выработали предложения по сбору, восстановлению, рециркуляции и уничтожению ОРВ и ОРВ-содержащей продукции.
В 2015 году в рамках проекта прошли подготовку инспекторы Росприроднадзора, в ведомство которого переданы функции мониторинга потребления ОРВ.
5. Стимулирование рыночной доли энергоэффективного холодильного и климатического оборудования
Ожидаемые результаты:
- увеличение рыночной доли энергоэффективного холодильного и климатического оборудования;
- снижение парниковых выбросов от холодильного и климатического оборудования на 10 млн тонн CO2-эквивалента каждые 5 лет;
- повышение осведомленности потребителей и рост востребованности энергоэффективных технологий;
- распространение знаний о методах повышения энергоэффективности на этапах проектирования, монтажа и эксплуатации оборудования.
Задачи в рамках компонента:
- переход производителей к выпуску более энергоэффективного оборудования;
- публикация материалов о мерах повышения энергоэффективности и подходах к преодолению барьеров, стоящих на этом пути;
- публикация исследований и методик проведения оценок рынка;
- продвижение энергоэффективных технологий (создание и поддержка спроса).
Итоги реализации
Стратегия проекта в данной области заключается в том, чтобы побудить участников рынка отказаться от ГХФУ, а затем продемонстрировать им возможности энергосбережения и сокращения эксплуатационных расходов в результате перехода на природные хладагенты и вспениватели.
При поддержке Минприроды запущены демопроекты, демонстрирующие энергоэффективность и экологическую безопасность природных хладагентов.
Запрет оборудования, содержащего ГХФУ, подчеркнул важность выбора решений, безопасных для климата и озонового слоя, что привело к увеличению востребованности энергоэффективного оборудования (и, соответственно, его доли на рынке).
Председателем Правительства РФ подписано распоряжение о разработке оборудования с низким ПГП, включая небольшие аммиачные установки, в рамках федеральной целевой программы. Для поддержки разработки создан специализированный интернет-портал.
Организовано широкое участие учебных заведений различного уровня, общественных организаций и органов государственной власти в праздновании Дня охраны озонового слоя.
Сокращению парниковых выбросов в секторе холодильного и климатического оборудования способствовали следующие меры:
- разработка профессиональных и образовательных стандартов для сектора HVAC&R;
- запуск демопроектов с использованием озонобезопасных технологий;
- организация двух производственных линий по выпуску оборудования на УВ-хладагентах и CO2;
- организация учебных центров, разработка сертификационных и учебных курсов по безопасному обращению с природными хладагентами для холодильной и климатической отрасли и образовательного сектора РФ;
- разработка стандартов для стран ЕАЭС, регламентирующих использование ОРВ;
- запуск системы учета ОРВ, разработанной при участии Группы реализации проекта, планируемый переход на цифровой формат учета с использованием опыта ЕС и Турции.
Повышение осведомленности и информирования достигнуто с помощью:
- перевода бенефициаров проекта на энергоэффективные технологии и ознакомления с этими технологиями всех участников рынка;
- запуска двух демопроектов при поддержке Минприроды России, заключавшихся в том числе в распространении информации среди министерств и ведомств;
- подготовки технико-экономического обоснования демопроектов, доказывающего их привлекательность с точки зрения энергоэффективности;
- использования демопроектов для подготовки представителей потенциальных заказчиков и отраслевых ассоциаций, специалистов холодильного и климатического сектора, чиновников;
- открытия Центра микроклимата, энергоэффективности и автоматизации зданий и учебного центра «Верконт Сервис»;
- разработки учебных курсов, подчеркивающих коммерческую привлекательность и энергоэффективность природных хладагентов;
- разработки и распространения пособия «Проектирование и подбор оборудования с учетом минимизации воздействия на климат»;
- участия экспертов ЮНИДО в различных мероприятиях, посвященных вопросам повышения энергоэффективности;
- организации обучения и проведения конференций.
6. Передача технологий
Ожидаемые результаты:
- переход от использования ГХФУ к не содержащим ГФУ альтернативам;
- повышение эффективности бытовых систем кондиционирования, использующихся в РФ;
- повышение энергоэффективности частного сектора;
- распространение энергоэффективного промышленного оборудования.
Задачи в рамках компонента:
- создание центра повышения квалификации специалистов и передача ноу-хау в области проектирования, лицензирования и инженерных решений;
- перевод систем, использующих ГХФУ-хладагенты и вспениватели, на озонобезопасные технологии;
- разработка стандартов энергоэффективности и качества для ключевых технологий;
- продвижение энергоэффективных технологий.
Итоги реализации
В рамках реализации проекта был осуществлен переход от использования ГХФУ на не содержащие ГФУ альтернативы путем передачи технологий:
- организовано производство холодильного оборудования на диоксиде углерода (CO2), реализован демопроект «Организация производства холодильного оборудования на CO2 и презентация действующего макета холодильной установки на диоксиде углерода для магазина продуктового ритейла»;
- осуществлен перевод системного дома на озонобезопасное вспенивание с помощью метилформиата, разработана технология метилформиатного вспенивания полиуретанов;
- организовано производство холодильного и климатического оборудования на УВ-хладагентах, запущен демопроект «Система теплохолодоснабжения мини-отеля со встроенными магазином и прачечной с использованием углеводородных хладагентов»;
- разработаны стандарты энергоэффективности и качества для ключевых технологий, внедрены энергоэффективные технологии, в рамках замены устаревшего оборудования осуществлена поставка производственных линий для выпуска энергоэффективной продукции, создана инфраструктура для обучения безопасному обращению с энергоэффективными и экологически безопасными хладагентами.
С участием представителей индустрии разработан профессиональный стандарт «Климатехник кондиционерного и холодильного оборудования».
Организовано обучение сотрудников предприятий, использующих ГФУ, оказана техническая помощь таким предприятиям в минимизации воздействия на окружающую среду (в ограничении выбросов ГФУ во время производства пены и обслуживания систем кондиционирования и т. д.).
Распространение более энергоэффективных бытовых кондиционеров воздуха поддержано Федеральным законом №261-ФЗ от 23.11.2009.
Разработаны национальные стандарты, сертификационные и учебные курсы по природным хладагентам, организовано регулярное обучение.
Рабочая группа «ЮНИДО — бизнес» приняла участие в разработке нормативной базы в отношении природных хладагентов, вспенивателей и использующего их оборудования.
Мероприятия в рамках компонента обеспечили повышение энергоэффективности выпускаемого оборудования на 20–28% в зависимости от выбранной технологии.
7. Определение наилучшей и всеобъемлющей стратегии прекращения производства ГХФУ
Ожидаемые результаты:
- содействие заинтересованным сторонам в согласовании стратегии прекращения производства;
- сокращение производства на 1840 метрических тонн ГХФУ.
Задачи в рамках компонента:
- разработка стратегии прекращения производства ГХФУ.
Итоги реализации
Разработана концепция «Прекращение производства ГХФУ на предприятиях химического сектора Российской Федерации в 2013–2014 и 2015–2020 годах». Достигнуты соглашения о сотрудничестве с российскими производителями ГХФУ.
Правительству РФ представлены предложения по организации производства озонобезопасных углеводородных и синтетических хладагентов с низким ПГП.
Установлен ежегодный объем потребления ОРВ на 2015–2019 годы в 399,69 тонны ОРС.
Прекращение выпуска ГХФУ на ПАО «Химпром» привело к сокращению производства на 1840 метрических тонн в год.