Роль субсидий в переходе на природные хладагенты на примере Японии
21 Февраля 2024
29 февраля 2024 года в рамках деловой программы 19-й Международной специализированной выставки «Мир Климата Экспо» в Москве пройдет конференция «Кигалийская поправка: вчера, сегодня, завтра», одной из тем которой станет обсуждение мирового опыта государственной поддержки отказа от ГФУ с высоким ПГП. Одна из мер такой поддержки – субсидирование перехода на альтернативные технологии, в частности, на природные хладагенты.
По словам Масафуми Окуды, менеджера департамента корпоративной социальной ответственности международной розничной компании AEON, головной офис которой расположен в городе Тиба, в Японии субсидии играют ключевую роль в распространении природных хладагентов, таких как CO2 (R744) и углеводороды.
– Чтобы снизить издержки инвестирования, мы хотим увеличить число магазинов, использующих природные хладагенты (и добиться тем самым экономии за счет масштаба), максимально задействуя субсидии, – сказал Окуда.
Компания, в управлении которой находятся около 2300 супермаркетов, более 3100 аптек и тысячи продуктовых магазинов по всему Азиатско-Тихоокеанскому региону, осуществляет постепенный переход на природные хладагенты с 2009 года.
Правительственные субсидии играют важную роль в реализации ряда проектов AEON по переходу на природные хладагенты. Например, в новом магазине AEON STYLE, открытом в городе Тоёкава в апреле 2023 года, субсидии покрыли примерно треть закупочной цены и стоимости монтажа холодильной системы на CO2 и 424 метров охлаждаемых витрин.
По состоянию на 2022 год AEON полностью оборудовала системами на природных хладагентах 1407 своих магазинов в Японии, в том числе 623 мини-супермаркета, 578 аптек и 136 полномасштабных супермаркета.
– Мы взяли за правило отдавать приоритет оборудованию на природных хладагентах при оснащении новых магазинов и при масштабной модернизации существующих объектов, – заявил Окуда, отметив, что компания также отдает приоритет модернизации систем на ГФУ с большим объемом утечки.
Подробностями перехода AEON на природные хладагенты г-н Окуда поделился на круглом столе конечных пользователей в рамках конференции ATMOsphere APAC Summit 2024, проходившей в Токио с 6 по 7 февраля.
В июне 2023 года Министерство окружающей среды Японии объявило о продлении субсидирования монтажа оборудования на природных хладагентах до конца 2027 финансового года. Программа получила название «Продвижение декарбонизации и отказа от ГФУ в холодильном оборудовании, обеспечивающим работу холодильной цепи».
Цель – отказ от ГФУ
По словам Окуды, сознавая свое значительное воздействие на окружающую среду, в 2011 году компания разработала Принципы устойчивости, пересмотренные в 2018 году, охватывающие все аспекты деятельности, от производства и логистики до продаж и потребления.
Цель AEON – нулевой уровень выбросов к 2040 году, и для ее достижения компания принимает меры по отказу от ГФУ путем «превентивного внедрения» природных хладагентов.
Впервые оборудование на природных хладагентах компания установила в 2009 году в магазине MaxValu Express в пригороде Токио. В 2011 году AEON объявила, что будет использовать природные хладагенты во всех новых магазинах, однако, по словам Окуды, выполнить это оказалось нелегко.
К 2020 году компания установила оборудование на природных хладагентах уже более чем в 1000 своих магазинов.
– Заглядывая в будущее, мы все еще видим препятствия, которые необходимо преодолеть, – сказал Окуда. – Чтобы расширить использование природных хладагентов, наших собственных усилий может быть недостаточно. Нам нужно сотрудничать с различными заинтересованными сторонами для дальнейшего продвижения природных хладагентов.
Экономия до 60% энергии
Помимо внедрения холодильных технологий на основе CO2, AEON часто устанавливает в своих магазинах оборудование на пропане (R290), а именно – холодильные витрины со встроенным агрегатом.
В 2022 году компания запустила новый формат магазинов под названием @Frozen, занимающихся продажей замороженных продуктов. Для этих магазинов были заказаны морозильные витрины со встроенным агрегатом на R290. В первом заведении @Frozen были установлены 55 таких витрин – все от принадлежащего Daikin бренда AHT.
С тех пор компания открыла еще пять таких заведений в столичном регионе Токио, и планирует дальнейшее расширение.
Согласно Окуде, этот подход дает множество преимуществ, включая сокращение энергопотребления на 60% и снижение тепловыделения на 80% по сравнению с «традиционными моделями».
Магазины MaxValu, принадлежащие AEON, также используют витрины на R290.
Хотя основная масса магазинов AEON расположена в Японии, компания действует еще в 13 странах Азиатско-Тихоокеанского региона. На сегодняшний день AEON, по словам Окуды, еще не разработала стратегию внедрения природных хладагентов для своих магазинов в Юго-Восточной Азии, что отчасти связано с недостатком осведомленности.
Опыт использования природных и других хладагентов и с низким ПГП в различных отраслях будет рассматриваться 4 апреля 2024 года на конференции, организованной Международным центром научно-технической информации (МЦНТИ), Россоюзхолодпромом и «Академией КриоФрост».