Вывод озоноразрушающих веществ и фторсодержащих газов в Российской Федерации
  • Арктический совет
  • Нефко
  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • МЦНТИ
Назад

Китай наконец присоединился к международному соглашению по климату. Теперь начинается самое трудное

11 Октября 2021

China Just Entered a Major International Climate Agreement. Now Comes the Hard Part На аэроснимке, сделанном 12 сентября этого года, изображен химический завод в городе Хуайань провинции Цзянсу, который демонтируется и перемещается вдоль Великого канала. Авторские права: He Jinghua/Costfoto/Barcroft Media через Getty Images

На прошлой неделе Китай начал исполнять Кигалийскую поправку к Монреальскому протоколу, и то, что стране предстоит сделать, окажет колоссальное воздействие на климат.

Международное соглашение требует, чтобы в ближайшее десятилетие Китай и другие стороны сократили производство и потребление гидрофторуглеродов (ГФУ), парниковых газов с огромным потенциалом глобального потепления, и немедленно прекратили выбросы ГФУ-23, самого сильного из них, нагревающего атмосферу в 14 600 раз сильнее, чем углекислый газ.

ГФУ-23 образуется при производстве гидрофторхлоруглерода-22 (ГХФУ-22), вещества, которое используется как хладагент и компонент тефлонового покрытия и других продуктов.

Молекула углекислого газа устойчива, а ГФУ-23 нет: его можно легко и недорого сжечь, и этим он отличается от других ГФУ, стоимость уничтожения которых в несколько раз выше.

Расчеты показывают, что ежегодно в воздух выбрасывается около 15 900 тонн ГФУ-23, что эквивалентно выбросам парниковых газов 50 миллионов автомобилей в год. Если же выбросы этого и других ГФУ прекратить, то к концу века рост температуры может уменьшиться на полградуса.

Но сделать это мировому лидеру по производству ГФУ-23 — Китаю — будет трудно.

И без того трудную задачу осложняет то, что некоторые китайские химические компании не исполняли ранее действовавшие требования по сжиганию этого вещества, а сектор его производителей быстро растет даже сегодня. Об этом говорят отчеты некоммерческой организации журналистов Inside Climate News, подготовленные на базе документов ООН, а также отчеты китайского правительства и компаний.

Одновременно эксперты из Китая и США говорят о неоднозначности Кигалийской поправки и в своих интервью объясняют, что даже при самом благоприятном раскладе контролировать многочисленные китайские химические заводы, которые производят ГХФУ-22 и получают побочный продукт его производства, ГФУ-23, сложно.

Монреальский протокол был согласован в 1987 году и изначально был нацелен на предотвращение роста озоновой дыры над Антарктидой за счет отказа от производства озоноразрушающих веществ. В 2016 году была подписана Кигалийская поправка к нему, которая предусматривает постепенное прекращение производства и использования ГФУ с тем, чтобы замедлить изменение климата.

Руководитель климатической кампании некоммерческой организации Агентства по расследованию экологических преступлений Авипса Махапатра говорит об этом так: «Вы можете принять прекрасные законы, вы можете подписать Кигалийскую поправку, вы можете делать все, что вы, как правительство, способны сделать, но результата ваших действий не будет, пока не появится полноценная программа мониторинга, отчетности, проверки и надзора за исполнением законодательства».

Трудности мониторинга

Исследование, опубликованное в прошлом году в журнале Nature Communications, показало, что выбросы ГФУ-23 по всему миру выросли с 2018 года, последнего года, за который имеются данные.

Климатолог из Бристольского университета Кирен Стенли со своими соавторами не смогли определить источники этих выбросов. Хотя они считают Китай наиболее вероятным источником, июньский доклад Программы ООН по окружающей среде этого не подтверждает.

Национальное управление океанических и атмосферных исследований США и Глобальная программа по изучению атмосферных газов также зафиксировали выбросы ГФУ-23 и других сильных парниковых газов и озоноразрушающих веществ, контролируемых Монреальским протоколом, но определить регионы, в которых эти выбросы образуются, не удалось.

Сейчас на базе результаты исследования Nature Communications 2020 года проводится новое исследование выбросов в Восточной Азии, но его результаты могут быть ограничены особенностями мониторинга.

Специалист по ГФУ из американского Национального совета по охране природных ресурсов Алекс Хиллбранд объясняет: «Возможности мониторинга на большей части поверхности планеты и доступность данных довольно ограничены. Меня беспокоит, что мы оказываемся в ситуации, где действуют требования о выводе ГФУ из оборота и немедленном уничтожении ГФУ-23, но средств убедиться в достоверности предоставленных отчетов у нас просто нет».

Как программа ООН привела к нежелательным результатам

Впервые ООН заговорила о выбросах ГФУ-23 в Китае в 2006 году, когда программа Механизм чистого развития (МЧР) начала стимулировать уничтожение выбросов ГФУ-23 производителями ГХФУ-22. В рамках программы за сокращение выбросов китайским производителям ГХФУ-22 выделялись углеродные кредиты, которыми они потом обменивались с развитыми странами, чтобы выполнить свои цели по Киотскому протоколу.

Меры стимулирования, предусмотренные МЧР для сокращения выбросов ГФУ-23, были настолько выгодны, что привели к нежелательным результатам. Производители — большинство из которых находилось в Китае — увеличили производство ГХФУ-22 и его побочного продукта ГФУ-23, чтобы получить как можно больше ГФУ для уничтожения, за которые им предоставлялись дополнительные углеродные кредиты.

Авипса Махапатра объясняет: «Эти компании заработали миллиарды долларов на пустом месте за счет продажи углеродных кредитов. Производство ГФУ-23 ради уничтожения стало их целью».

Китай наконец присоединился к международному соглашению по климату. Теперь начинается самое трудное

В ответ в 2013 году Евросоюз, крупнейший покупатель кредитов МЧР, прекратил финансировать программу, и они обесценились.

Выбросы ГФУ-23 тут же превысили уровень, который был зафиксирован до введения МЧР. Китай и Индия, второй по значимости производитель ГХФУ-22, обязались сократить выбросы, но в отсутствие финансовых стимулов многие компании просто стали выпускать ГФУ-23 в атмосферу.

Китайская программа добровольного сокращения выбросов

В 2015 году китайское правительство потребовало, чтобы все компании, которые строят заводы и линии по производству ГХФУ-22, сократили выбросы ГФУ-23, и запустило программу добровольного сокращения выбросов. Страна выделила средства на программу по соглашению с ООН, на основании которого Китай получал дополнительные 350 млн долларов за защиту атмосферного озона путем сокращения производства ГХФУ-22 для использования в качестве хладагентов и компонента пеноматериалов.

При попадании в атмосферу ГХФУ-22 разрушает атмосферный озон, защищающий нас от опасного ультрафиолетового излучения. Смешиваясь с другими веществами в продуктах, ГХФУ уже не угрожает озону.

Китай согласился «приложить максимум усилий» для снижения воздействия на климат ГФУ-23, который образуется при производстве ГХФУ-22. С ростом производства ГХФУ-22 для использования с другими соединениями, китайская промышленность получала все больше ГФУ-23.

Стремясь не допустить ошибок, возникших в работе Механизма чистого развития, китайская программа предлагала вознаграждение в меньшем размере и ограничивалась только теми заводами, которые были построены до ее запуска.

По данным ООН, в частности, Всемирного банка, эта программа была очень успешна и позволила предотвратить 98 процентов выбросов ГФУ-23 одиннадцати производителей ГХФУ-22.

Возможные пробелы в действиях Китая

Тем не менее по экспертным оценкам, Китай отвечает за значительную долю выбросов ГФУ-23, ежегодно выпуская в атмосферу почти 16 тысяч тонн этого вещества.

Как стало известно из государственных отчетов, публикаций самих компаний или китайских СМИ, с апреля 2015 года десять китайских компаний построили новые производственные мощности или строят их прямо сейчас, и эти мощности не попадут в государственную программу.

К ним стоит добавить еще три компании, которые хотя участвуют в программе, но расширили или расширяют производство ГХФУ-22. Производство, которое они запустили после апреля 2015 года, субсидий за уничтожение ГФУ-23 не получает.

Когда новые мощности тринадцати компаний заработают в полную меру, их производительность достигнет 411 400 тонн ГХФУ-22 в год, а большая их часть с большой вероятностью уже работает, сообщает Inside Climate News, хотя точными данными организация не располагает.

Если исходить из предположения, что эти заводы и линии производят столько же ГФУ-23, как аналогичные по мощности и применяемым технологиям и вошедшие в государственную программу, то при работе в полную мощность они будут вырабатывать около 9200 тонн этого вещества.

Это количество составляет около 58 процентов от 15 900 тонн выбросов ГФУ-23, о которых сообщает исследование Nature Communications 2020 года и эквивалентно выбросам 29 миллионов автомобилей в год.

В то время как масштабы производства ГХФУ-22, о котором нет данных, могут быть огромными, китайское правительство сообщает лишь о двух случаях принудительно прекращенного нелегального производства ГХФУ-22: в 2013 и 2014 году.

Недавно расследование Агентства по расследованию экологических преступлений, газеты «Нью-Йорк Таймс» и научных исследований рассказало о масштабном производстве запрещенного Монреальским протоколом ХФУ-11, используемого в производстве пеноматериалов вещества с высоким потенциалом глобального потепления и озоноразрушающей способностью.

После обнародования этой информации Стенли с соавторами написал в исследовании для Nature Communications, что нельзя исключать возможное существование крупномасштабного производства ГХФУ-22 с выпуском ГФУ-23 в атмосферу в Китае.

Выбросы могут быть меньше

Китай может оказаться не самым крупным источником выбросов ГФУ-23, поскольку предприятия, не включенные в программу стимулирования, вполне могут сжигать его выбросы. По данным отчета программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) 2019 года, годом ранее все китайские заводы предотвращали попадание в атмосферу 99,8 процента ГФУ-23, который они получали. На 11 предприятиях, участвующих в программе добровольного сокращения выбросов, этот показатель выше тех 98 процентов, о которых было сказано ранее.

В 2020 году исследователи китайского Министерства экологии и охраны окружающей среды оценили программу добровольного сокращения выбросов ГФУ-23 и пришли к выводу, что не включенные в нее новые заводы и линии по производству ГХФУ-22 «требуют внимания», потому что являются «потенциальными источниками выбросов».

Циркулярное письмо Министерства экологии требовало, чтобы компании, построившие заводы и линии после 2015 года, уничтожали выбросы ГФУ-23 без предусмотренных программой субсидий, однако письмо как документ не имеет такой значимости, как официальное предписание.

«Согласно циркулярному письму, необходимо отчитываться, но данные не проверяются. Компании сообщают, что сожгли ГФУ-23, но проверить, действительно ли они это делали, довольно трудно», — комментирует профессор экологии и инженерного искусства Пекинского университета Ху Цзяньсинь.

Попытка Inside Climate News обсудить этот вопрос с четырьмя производителями, не получившими субсидии, успехом не увенчалась: они отказались предоставлять информацию.

Ситуация после окончания программы в 2019 году

В конце 2019 года субсидии перестали выплачивать, поэтому теперь не имеет значения, о каком предприятии идет речь. По мнению ученых и экспертов, в отсутствие новых программ и нормативов в 2020 году объем выбросов ГФУ-23 мог существенно увеличиться, как в 2014 году, когда была закрыта программа ООН.

Обе программы — инициированная ООН и правительством Китая — стали хорошим стимулом для бизнеса, говорит Хань Вэй, заместитель директора промышленной программы некоммерческой организации Energy Foundation China с офисами в Сан-Франциску и Пекине, которая финансирует климатические проекты в Китае.

По данным исследования 2020 года программы добровольного уничтожения выбросов, проведенного исследователями Министерства экологии, с окончанием программы будущее сокращения выбросов крайне «неопределенно». Подробных комментариев получить у исследователей не удалось.

Китай наконец присоединился к международному соглашению по климату. Теперь начинается самое трудное
Провинция Город Компания Производство ГХФУ-22
(в качестве сырья, в тоннах)
1ЧжэцзянЦюйчжоуZhejiang Jusheng Fluorochemical Co.20,000
2ШаньдунЛяочэнLiaocheng Fu’er New Materials Technology Co.20,000
3ФуцзяньСаньминFujian Sannong New Materials Co.24,000
4ФуцзяньШаоуFujian Shaowu Yonghe Jintang New Materials Co.60,000
5ФуцзяньШаоуFujian Haidefu New Materials Co.20,000
6ЦзянсиГаньчжоуZhongfu Chemical Material Technology Co.20,000
7Внутренняя Монголия УланчабInner Mongolia Yonghe Fluorochemical Co.30,000
8ЦзянсиЦзюцзянJiangxi Liwen Chemical Co.60,000
9ЦзянсуТайсинTaixing Meilan Chemical Co.80,000*
10ШаньдунЦзинаньShandong Hua Fluorochemical Co.8,400
11СычуаньЦзыгунChemical Industry Zhonghao Chenguang Research Institute 20,000
12ЦзянсуЧаншуChangshu San’ai Fuhao Huagong New Materials Limited Co. 36,000
13ЧжэцзянЦзиньхуаJinhua Yonghe Fluorochemical Co.13,000

 * Вероятно, строительство не завершено

Профессор Ху Цзяньсинь говорит об этом еще более прямо: «Без новых стимулирующих программ 2020 год станет годом без нормативов».

Исследовательская группа Пекинского университета под его руководством недавно изучила, уничтожали ли китайские производители ГХФУ-22 ГФУ-23 в 2020 году. Большинство компаний подтвердили эту информацию и только одна компания сообщила, что не занималась этим. При этом у двух производителей ГХФУ-22 в 2020 году не было печей для сжигания, поэтому крайне маловероятно, что они уничтожали это вещество, сообщает документ, опубликованный Министерством экологии в августе.

«Я верю, что некоторые компании действительно сжигали ГФУ-23, но достоверность данных ряда компаний вызывает сомнения, несмотря на их заверения, что выбросы были уничтожены», — комментирует профессор Ху Цзяньсинь.

Самый недорогой способ сократить выбросы парниковых газов

Каким бы законопослушным ни был китайский бизнес, Кигалийская поправка дает надежду на успех борьбы с изменением климата. По данным недавней оценки стоимости, подготовленной для ЮНЕП, на уничтожение 15 900 тонн ГФУ-23, а именно таким был объем выбросов в 2018 году, ежегодно требуется 46 млн долларов. Расчеты сделаны по данным производителей с печами для уничтожения из восточного Китая, где производится две трети ГФУ-23 в мире.

По силе воздействия на климат это количество ГФУ-23 эквивалентно 232 миллионам тонн углекислого газа. 50 миллионов долларов в год — довольно низкая цена за возможность уничтожить огромный объем выбросов парниковых газов.

Для сравнения крупная морская ветровая электростанция Vineyard Wind, которая будет построена в штате Массачусетс, США, компенсирует 1,6 млн тонн выбросов углекислого газа в год при стоимости 93 миллиона долларов и сроке службы 30 лет. Иными словами, на уничтожение годового объема выбросов ГФУ-23 требуется около половины стоимости электростанции, а польза для климата будет в 100 раз больше.

Расходование средств на уничтожение выбросов ГФУ-23 не решит проблему, как не решил ее Механизм чистого развития, который подстегнул рост производства ГХФУ-22 и ГФУ-23. Однако колоссальное воздействие на климат и впечатляющее сокращение выбросов путем сжигания приводят к тому, что борцы с изменением климата включают сокращение выбросов ГФУ-23 в повестку насущных проблем.

Президент Института управления и устойчивого развития Дарвуд Зэлке говорит об этом так: «Преступно не сократить выбросы полностью и незамедлительно. Ведь это просто. Ведь это недорого. Мы знаем, как это сделать. Поэтому, когда вы этого не делаете, вы наносите непоправимый ущерб климату, и на устранение этого ущерба уйдут сотни и тысячи лет».

Как исполнять Кигалийскую поправку и контролировать ее исполнение

С 15 сентября, когда Китай официально присоединился к Кигалийской поправке, все китайские производители ГХФУ-22 обязаны немедленно начать уничтожение ГФУ-23.

Китайское экологическое министерство опубликовало это требование в новом циркулярном письме о реализации Кигалийской поправки. Письмо, однако, не объясняет, как предоставлять данные о сокращении выбросов и как Министерство экологии будет их проверять, но ожидается, что уже очень скоро правительство даст нужные пояснения.

«В ближайшем будущем Министерство экологии и охраны окружающей среды вместе с заинтересованными лицами начнет разрабатывать подробные указания и мероприятия по контролю ГФУ и ГФУ-23, чтобы поднять предусмотренный Монреальским протоколом контроль за ними на новый уровень», — объяснил Хань Вэй из Energy Foundation China.

Китайские химические заводы уже работают над методами превращения ГФУ-23 в другие вещества. Рециклирование, пусть еще находящееся на этапе разработки, может стать серьезным стимулом не выпускать газ в атмосферу и оказаться более эффективным стимулом, чем правительственные субсидии.

Одновременно китайское правительство заявило о запуске национальной сети мониторинга состояния атмосферы и экологической обстановки на местах, которая позволит следить за ГФУ в будущем.

Однако с учетом противоречивости самой Кигалийской поправки, даже новые меры могут не принести желаемого сокращения выбросов ГФУ-23, говорят некоторые эксперты.

Уважаемый посетитель! Сайт www.ozoneprogram.ru использует файлы cookie и похожие технологии, чтобы с помощью достоверной и персонализированной информации улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с предупреждением об использовании файлов cookie на сайте www.ozoneprogram.ru. Если вы не согласны с использованием файлов cookie, настройте браузер или откажитесь от посещения сайта.