Индия: проблемы управления жизненным циклом хладагентов
08 Августа 2023

В мае 2023 года индийский Совет по энергетике, окружающей среде и воде (CEEW) опубликовал исследование, посвященное текущему положению дел с извлечением, восстановлением, повторным использованием и уничтожением хладагентов в Индии.
В последние годы в Индии растет производство хладагентов. Ожидается, что годовой объем их производства, составлявший в 2018 году 24 300 тонн, к 2028 году достигнет 75 000. Для сравнения, в 2020 году производственные мощности Китая, крупнейшего производителя ГФУ, составляли более 238 000 тонн R134a, 272 000 тонн R32 и 106 000 тонн R125. При этом в Индии прогнозируется снижение спроса на ГХФУ и ГФУ с высоким ПГП на 25-30% благодаря Плану действий в области охлаждения в Индии (India Cooling Action Plan, ICAP) и плану ускоренного поэтапного вывода ГХФУ.
За прошедшие годы Индия запустила несколько проектов, направленных на ограничение выбросов хладагентов. Например, в рамках национального плана поэтапного прекращения потребления ХФУ (NCCoPP) в 15 индийских штатах была создана образовательная инфраструктура, призванная пропагандировать передовые методы работы среди компаний по сервисному обслуживанию бытовых кондиционеров воздуха, особенно среди предприятий, потреблявших свыше 50 кг ХФУ в год.
На долю сектора сервисного обслуживания приходится около 40% потребления хладагентов в Индии. Действительно, неправильный монтаж и ненадлежащее обслуживание приводят к утечкам. Поэтому стратегия NCCoPP была направлена на подготовку специалистов-сервисников. Участники изучали методы обращения с альтернативными хладагентами, передовые техники сервисного обслуживания, способы извлечения, восстановления, переработки и повторного использования ХФУ. В результате потребность в ХФУ была существенно снижена. Те же программы обучения способствовали созданию рынка извлеченных и восстановленных хладагентов, и потребность в хладагентах для дозаправки в ходе обслуживания стала удовлетворяться за счет повторного использования восстановленных ХФУ. Всего сервисным предприятиям и Институтам промышленного обучения по всей стране было поставлено 955 станций для рекуперации и восстановления хладагентов. Кроме того, в Индии открылись 18 мини-центров по восстановлению, куда стал свозиться хладагент, собранный передвижными станциями сервисного обслуживания.
К сожалению, на практике эти программы оказались не слишком эффективны из-за недостаточной инициативности производителей, нехватки схем материального поощрения, логистических проблем, отсутствия указаний и механизмов внедрения, которые обеспечили бы перестройку цепи поставок. Авторы исследования обнаружили, что несмотря на субсидирование инструментов извлечения и восстановления, переработка хладагента останется недоступной и экономически невыгодной для небольших мастерских и отдельных специалистов-сервисников.
Подробнее о возникающих на пути переработки хладагентов препятствиях и мерах по их преодолению можно узнать в полной версии исследования на сайте CEEW или в базе публикаций Международного института холода (МИХ) FRIDOC.