Уважаемый посетитель! Сайт www.ozoneprogram.ru использует файлы cookie и похожие технологии, чтобы с помощью достоверной и персонализированной информации улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с предупреждением об использовании файлов cookie на сайте www.ozoneprogram.ru. Если вы не согласны с использованием файлов cookie, настройте браузер или откажитесь от посещения сайта. Закрыть
Вывод озоноразрушающих веществ
и фторсодержащих газов в Российской Федерации
Назад

Дни озоноразрушающих хладагентов в холодильной и климатической отрасли сочтены. Выполняя обязательства по Монреальскому протоколу, Российская Федерация соблюдает график поэтапного вывода ГХФУ и постоянно ужесточает меры контроля над оборотом ОРВ.

График сокращения потребления ГХФУ для Российской Федерации

С 1 июля 2014 года в России запрещено проектирование объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции. С 1 января 2015 года строительство таких объектов также под запретом.

Запрещено обращение озоноразрушающих веществ в одноразовой таре, за исключением емкостей объемом менее 3 литров для лабораторных и аналитических видов использования, определенных международными договорами Российской Федерации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести учет произведенных, использованных, транспортированных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществ, и ежегодно, начиная с 2015 года, не позднее 1 апреля, предоставлять в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации соответствующую отчетность.

Оборудование, содержащее озоноразрушающие вещества и утратившее свои потребительские свойства, не может направляться на захоронение до изъятия этих веществ для регенерации или экологически безопасного уничтожения.

За нелегальный ввоз на территорию Российской Федерации ОРВ, отнесенных к стратегически важным товарам и ресурсам, предусматривается лишение свободы от 3 до 12 лет и большие штрафы (при крупном размере ввозимой партии).

В 2015 году предприятия холодильной и климатической индустрии уже столкнулись с серьезным дефицитом ГХФУ — сократившегося в два с половиной раза разрешенного объема потребления озоноразрушающих хладагентов стало едва хватать для обслуживания уже установленных систем.

В 2020 году разрешенный объем ежегодного потребления ГХФУ сократится в 20(!) раз, с 10% до 0,5% от базового уровня. Это значит, что у абсолютного большинства российских предприятий просто не будет легальной возможности приобрести ГХФУ.

Предлагать заказчикам холодильное и климатическое оборудование, использующее вместо ГХФУ озонобезопасные гидрофторуглероды (ГФУ) – не лучшее решение. Принятая в 2016 году и вступающая в силу 1 января 2019 года Кигалийская поправка распространяет действие Монреальского протокола и на эти вещества, отличающиеся высоким потенциалом глобального потепления (ПГП) и потому крайне негативно влияющие на климат Земли. Ратификация поправки Российской Федерацией, судя по всему, вопрос времени.

Что же делать предприятиям холодильной и климатической отрасли? Лучший выход – рассматривать перемены не как угрозу бизнесу, а как новые возможности для его развития.

Ужесточение требований к холодильному оборудованию и квалификации обслуживающего персонала приводит к росту востребованности сервисных услуг и избавляет рынок от неквалифицированных «диких бригад» и «шабашников». Появляются новые рынки – утилизации оборудования, восстановления хладагентов для повторного использования…

Необходимость перехода на озонобезопасные технологии создает спрос на оборудование, работающее с альтернативными хладагентами, прежде всего — природными.

Участие в проектах, реализуемых международными организациями, такими как ЮНИДО, не просто облегчает предприятиям переход на технологии и вещества, безопасные для озонового слоя и климата Земли, но и способствует тому, чтобы мнение профессионалов холодильного и климатического бизнеса принималось во внимание при разработке новых правовых норм и регламентов.

Так, в рамках Проекта ЮНИДО/ГЭФ – Минприроды России по выводу ГХФУ было не только осуществлено техническое перевооружение ряда предприятий для выпуска оборудования на природных хладагентах, но и организована рабочая группа «ЮНИДО – бизнес», благодаря которой конкретные предложения представителей индустрии были отражены в текстах нормативно-правовых актов, определяющих состояние отрасли.

Полезные ссылки: