+7(499) 1987021
Unido GEF
Работы Всероссийского конкурса «Защити озоновый слой и климат Земли» Рабочая встреча с озоновым офисом Туркменистана Ли Йонг утвержден в должности Генерального директора ЮНИДО

Компоненты проекта:

Нормативная база:

Озоновый слой и его защита:

КОНТАКТЫ

Темы:

юнидо,   фторсодержащие газы,   гхфу,   озоноразрушающие вещества,   озонобезопасные вещества,   минприроды россии,   природные хладагенты,   ГЭФ,   Холодильная техника,   монреальский протокол,   ГФУ,   охрана окружающей среды,   охрана озонового слоя,   CO2,   озонобезопасные технологии,   углеводороды,   фреон 22,   аммиак,   защита озонового слоя,   ХФУ,   день охраны озонового слоя,   хлорфторуглероды,   пропан,   передача технологий,   день защиты озонового слоя,   потенциал глобального потепления,   Конкурс,   закон об охране озонового слоя,   утилизация ОРВ,   МЦНТИ,   юнеп,   DuPont,   холодильный бизнес,   r141,   Колледж № 23,   Honeywell,   циклопентан,   озоноразрушающий потенциал,   ГалоПолимер,   технологии,   изобутан,   сертификация монтажников,   метилформиат,   Аммиак - международный опыт,   ПОЗиС,   озоновые дыры,   гидрофторолефины,   r142,   выбросы парниковых газов,   минобрнауки россии,   климатический бизнес,   парниковые газы в атмосфере,   парниковый эффект,   Daikin,   Россоюзхолодпром,   ГХФУ-21,   метан,   WorldSkills,   профессиональные стандарты,   фтс россии,   Химпром,   директивы ес,   Мир Климата выставка,   Мероприятия,   мвд россии,   борьба с глобальным потеплением,   пентан,   озоновый слой атмосферы,   глобальное потепление в мире,   институциональная поддержка,   СЭПО-ЗЭМ,   озоновая дыра,   Аммиак в России,   глобальное потепление земли,   Владипур,   Аммиак и природные хладагенты,   ИСЗС-Монтаж

Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой

16 сентября 1987 г. в Монреале (Канада) представители 46 стран подписали Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. В связи с тем что к этому времени роль как хлора, так и брома в воздействии на стратосферный озон уже была доказана, в приложения к Протоколу были включены хлорфторуглероды (ХФУ) и бромсодержащие галоны, подлежащие регулированию его Сторонами посредством обязательств по ограничению потребления, производства, импорта и экспорта. Отдельной статьей Монреальского протокола (ст. 5) было оговорено особое положение развивающихся стран (для которых расчетный уровень ежегодного потребления озоноразрушающих веществ (ОРВ) не превышал 0,3 кг на душу населения), заключавшееся в предоставлении 10-летней отсрочки в выполнении обязательств по сравнению с остальными (развитыми) странами.

Монреальский протокол 1987 г. предусматривал замораживание на уровне 1986 г. производства пяти наиболее применяемых ХФУ и галонов, а затем сокращение их производства на 20 % к 1993 г. и на 30 % — к 1998 г. Также предусматривались введение ограничений на экспорт и импорт ОРВ и оказание помощи развивающимся странам по переводу промышленности на озонобезопасные вещества и технологии. Итогом реализации мер, предусмотренных Монреальским протоколом, должно было стать значительное снижение объемов мирового производства ОРВ, но не его полное прекращение. Тем самым промышленности предоставлялось время на разработку и внедрение технически и экономически приемлемых альтернатив (ТЭПА).

В последующем к Монреальскому протоколу были приняты поправки и корректировки, которые расширили перечень контролируемых веществ, сроки прекращения их производства и потребления, а также меры по ограничению экспортно-импортных операций и т. д.

По состоянию на 25 сентября 2013 г. Сторонами Монреальского протокола являются 197 стран. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан (1997–2006 гг.) отметил, что «возможно, единственным очень успешным международным соглашением можно считать Монреальский протокол».

Бывшим Советским Союзом текст был запарафирован, а подписан 29 декабря 1987 г. Ратифицирован Монреальский протокол 10 ноября 1988 г. (Распоряжение Совета Министров СССР от 10.12.1987 № 2663р «О подписании Советским Союзом Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой»). Российская Федерация является Стороной Монреальского протокола с 31 декабря 1991 г.

Основные положения Монреальского протокола

Основные положения Монреальского протокола содержатся в следующих его статьях:

  • Статья 2. Меры регулирования. График поэтапного прекращения производства и потребления ОРВ.
  • Статья 4. Контроль торговли ОРВ. Эти меры предназначены как для того, чтобы поощрять страны присоединяться к Монреальскому протоколу, так и предотвращать передачу в обход мер регулирования произведенных ОРВ странам, не являющимся Сторонами Монреальского протокола.
  • Статья 5. Специальный статус развивающихся стран. Одной из характерных особенностей Монреальского протокола является предусмотренный в нем особый режим в отношении развивающихся стран. В соответствии с этой Статьей развивающиеся страны с уровнем потребления ОРВ ниже установленного предела (страны, действующие в рамках Статьи 5) имеют право отсрочить на 10 лет соблюдение мер регулирования, предусмотренных в Статье 2, «для удовлетворения своих основных внутренних потребностей».
  • Статья 6. В соответствии с этой Статьей не реже одного раза в 4 года проводится пересмотр мер регулирования на основе обзора и оценки самой последней информации о научных, экологических, технических и экономических аспектах разрушения озонового слоя. В частности, именно подобные научные оценки послужили основой для принятия Сторонами поправок и корректировок к Монреальскому протоколу.
  • Статья 7. Статья предусматривает ежегодное представление в Секретариат по озону статистических данных о производстве, импорте и экспорте каждого из регулируемых веществ. На основе этих данных формулируются соответствующие меры по регулированию ОРВ, разрабатываются стратегии поэтапного сокращения производства и применения их, а также обеспечивается необходимая и финансовая помощь для выполнения Монреальского протокола.
  • Статья 8. Несоблюдение. В соответствии с этой Статьей принята процедура, касающаяся несоблюдения Монреальского протокола. Эта процедура предусматривает принятие мер в отношении Сторон, которые не соблюдают его положения, включая требования о представлении данных, мер регулирования и положения, касающиеся торговли. Комитет по выполнению, созданный в соответствии с этой процедурой, рассматривает обстоятельства случаев возможного несоблюдения. О случаях несоблюдения Монреальского протокола Комитет представляет информацию на совещаниях Сторон и рекомендует принятие соответствующих мер, таких как:
    • оказание технической или финансовой помощи;
    • вынесение предупреждений;
    • приостановление статуса Стороны Монреальского протокола.
  • Статья 10. Финансовые механизмы. Эта статья посвящена передаче технологий и требует от Сторон принятия всех возможных мер для обеспечения передачи развивающимся странам наилучших из имеющихся в наличии экологически безопасных заменителей и связанных с ними технологий на справедливых и наиболее благоприятных условиях. Статьей учрежден механизм финансирования для содействия передаче заменителей и связанных с ними технологий.

Этот механизм включает Многосторонний фонд Монреальского протокола (далее — МФМП), а также другие формы многостороннего, регионального и двустороннего сотрудничества. Из средств МФМП покрываются «согласованные дополнительные расходы», которые несут развивающиеся страны, действующие в рамках пункта 1 Статьи 5, по соблюдению мер регулирования, предусмотренных Монреальским протоколом.

Оригинальный текст Монреальского протокола

Поправки и корректировки к Монреальскому протоколу

Первая редакция протокола была одобрена 16 сентября 1987 г. и вступила в силу 1 января 1989 г.

В протоколе предусмотрено положение о корректировках, позволяющее Сторонам оперативно реагировать на новые научные данные и изменять график вывода веществ, включенных в него. Корректировки автоматически распространяются на все страны, ратифицировавшие Протокол. С момента принятия Протокол корректировался пять раз: на втором, четвертом, девятом, одиннадцатом и девятнадцатом заседании Сторон.

Помимо корректировок Протокол предусматривает поправки, которые, помимо прочего, служат включению в сферу его действия новых веществ и разработке финансового механизма, обеспечивающего выполнение Протокола развивающимися странами. За время действия Протокола были приняты поправки: Лондонская, Копенгагенская, Монреальская и Пекинская. В отличие от корректировок поправки должны быть ратифицированы.

Помимо корректировок и поправок ежегодно проходят заседания Сторон протокола, на которых принимаются решения по его реализации. На 22 заседаниях было принято более 720 решений.

График выполнения требований Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой График выполнения требований Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой

Лондонская поправка к Монреальскому протоколу (1990)

Решением II Совещания Сторон Монреальского протокола (г. Лондон, 27–29 июня 1990 г.) была принята поправка, в соответствии с которой был расширен список ОРВ за счет ряда новых ХФУ, а также метилхлороформа (МХФ) и четыреххлористого углерода (ЧХУ). Также был введен термин «переходные вещества», т. е. соединения, оказывающие воздействие на озоновый слой, срок производства которых не был ограничен (т. е. они рассматривались в качестве технически и экономически приемлемых альтернатив или ТЭПА). К этим веществам были отнесены гидрохлорфторуглероды (ГХФУ) и их бромсодержащие аналоги гидробромхлорфторуглероды (ГБФУ). Кроме того, была принята корректировка Монреальского протокола, согласно которой был установлен срок окончания производства и потребления пяти видов ХФУ (ХФУ-11, ХФУ-12, ХФУ-113, ХФУ-114, ХФУ-115) и трех видов галонов — 1 января 2000 г. Было предусмотрено создание Многостороннего фонда Монреальского протокола (МФМП) для покрытия издержек, связанных с реализацией Протокола развивающимися странами.

Лондонская поправка была принята бывшим Советским Союзом во исполнение постановления Кабинета Министров СССР от 23.04.1991 № 198 и вступила в силу для Российской Федерации после сдачи ратификационной грамоты 13 января 1992 г.

По состоянию на 25 сентября 2013 г. Сторонами Лондонской поправки к Монреальскому протоколу являются 197 стран.

Копенгагенская поправка к Монреальскому протоколу (1992)

На IV Совещании Сторон Монреальского протокола (г. Копенгаген, 23–25 ноября 1992 г.) была принята Копенгагенская поправка к Монреальскому протоколу, в соответствии с которой был установлен срок окончания производства ГХФУ: 2030 г. для Сторон Статьи 2 и 2040 г. для Сторон Статьи 5. Срок вывода ГБФУ для всех Сторон — 1996 г. В число регулируемых Протоколом ОРВ был введен метилбромид (бромистый метил), применяемый в качестве фумиганта, чье потребление было заморожено на уровне 1995 г. для Сторон Статьи 2, и 2002 г. для Сторон Статьи 5. Также были скорректированы сроки прекращения производства пяти ХФУ, ЧХУ и МХФ — с 1 января 1996 г., а галонов — с 1 января 1994 г.

Российская Федерация является Стороной Копенгагенской поправки к Монреальскому протоколу с 14 декабря 2005 г. По состоянию на 25 сентября 2013 г. Сторонами Копенгагенской поправки к Монреальскому протоколу являются 197 стран.

Монреальская поправка к Монреальскому протоколу (1997)

На IX Совещании Сторон Монреальского протокола (г. Монреаль, 15–17 сентября 1997 г.) была принята Монреальская поправка к Монреальскому протоколу, в соответствии с которой было предусмотрено создание глобальной системы лицензирования и регулирования импорта и экспорта ОРВ, скорректирован (в сторону сокращения) график прекращения производства метилбромида, а также введен запрет на импортно-экспортные операции с этим веществом со странами, не являющимися Сторонами Копенгагенской поправки с 10 ноября 2000 г.

Российская Федерация является Стороной Монреальской поправки к Монреальскому протоколу с 14 декабря 2005 г.

По состоянию на 25 сентября 2013 г. Сторонами Монреальской поправки к Монреальскому протоколу являются 194 страны. Не ратифицирована Ливией, Папуа — Новой Гвинеей, Саудовской Аравией.

Текст Монреальского протокола c учетом Лондонской, Копенгагенской и Монреальской поправок

Пекинская поправка к Монреальскому протоколу (1999)

Решением XI Совещания Сторон Монреальского протокола (г. Пекин, 29 ноября — 3 декабря 1999 г.) была принята Пекинская поправка к Монреальскому протоколу, в соответствии с которой были введены дополнительные, более жесткие сроки поэтапного прекращения потребления ГХФУ, установлен запрет на торговлю любыми ОРВ, в том числе ГХФУ, со странами, не ратифицировавшими данную поправку, введены меры регулирования производства ГХФУ, ХФУ и галонов для удовлетворения потребностей развивающихся стран, а также прекращения производства и потребления бромхлорметана во всех странах с 1 января 2002 г. Производство ГХФУ, в частности, было заморожено на уровне 1 января 2004 г. для Сторон Статьи 2 и на уровне 1 января 2016 г. для Сторон Статьи 5.

Российская Федерация является Стороной Пекинской поправки к Монреальскому протоколу с 14 декабря 2005 г.

На данный момент Пекинскую поправку приняли все страны. Последней страной, которая приняла поправку, была Мавритания (декабрь 2014).

Текст Пекинской поправки к Монреальскому протоколу

Монреальская корректировка к Монреальскому протоколу

Решением IXX Совещания Сторон Монреальского протокола (г. Монреаль, 17–21 сентября 2007 г.) была принята Монреальская корректировка к Монреальскому протоколу, в соответствии с которой были введены дополнительные, более жесткие сроки поэтапного прекращения потребления ГХФУ (для периодов с 2010 г. и с 2014 г.).

Согласно Копенгагенской поправке и Монреальской корректировке с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2014 г. Россия может ежегодно потреблять до 999,23 тонн озоноразрушающего потенциала (ОРП) ГХФУ. С 1 января 2015 г. по 31 декабря 2019 г. потребление должно составлять уже 339,69 тонн ОРП, а с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2029 г. — 19,98 тонн ОРП.

Проект поправки к Монреальскому протоколу, предложенный Канадой, Мексикой и США, 2011 г., так называемая Североамериканская поправка (не принята!)

В настоящее время идет рассмотрение так называемых Североамериканских поправок к Монреальскому протоколу. Они были внесены совместно Канадой, Мексикой и Соединенными Штатами Америки и поддержаны многими развитыми странами. Предлагаемые поправки касаются поэтапного сокращения потребления гидрофторуглеродов (ГФУ). Эти вещества хотя и не разрушают озоновый слой, но являются парниковыми газами и способствуют изменению глобальной климатической системы. Их связь с Монреальским протоколом очевидна — ГФУ стали широко распространяться и влиять на климат именно вследствие отказа от использования озоноразрушающих веществ.

Основная идея этой поправки заключается во введении мер регулирования (производство, импорт и экспорт) в отношении ГФУ. С этой целью было предложено добавить в группу I Приложения С Монреальского протокола 100-летний ПГП для ряда ГХФУ, а также добавить новое Приложение F, включающее ГФУ и относительно недавно появившиеся ГФО (гидрофторолефины).

Следует отметить, что предложенная поправка уважает принцип общей, но дифференцированной ответственности, поскольку предполагает разные сроки для поэтапного отказа от ГФУ для Сторон, действующих в рамках пункта 1 Статьи 5 (развивающиеся страны), и для Сторон, не действующих в его рамках (развитые страны). Монреальский протокол является одним из первых многосторонних природоохранных соглашений, обеспечивших на практике реализацию этого принципа, в частности, в том, что касается создания МФМП и выполнения в международном масштабе графиков поэтапного прекращения производства и потребления ОРВ.

Предварительный анализ этой поправки показал принципиальную приемлемость для Российской Федерации предусмотренных ею международных обязательств по поэтапному сокращению производства и потребления ГФУ.

Следует отметить, что во время встречи Президента США Барака Обамы и Председателя КНР Си Цзиньпина, состоявшейся 8 июня 2013 г., была достигнута договоренность о сокращении производства и потребления ГФУ в рамках предложений, сформулированных в Проекте Североамериканской поправки к Монреальскому протоколу. В этой связи вероятность ее принятия в ближайшие год-два существенно возросла (ее самыми активными противниками являются Индия и в меньшей степени Бразилия).

Предлагаемая поправка к Монреальскому протоколу, представленная совместно Канадой, Мексикой и Соединенными Штатами Америки


Многосторонний фонд Монреальского протокола

Многосторонний фонд Монреальского протокола был организован в 1991 г. с целью предотвращения ухудшения состояния озонового слоя Земли через содействие развивающимся странам в выполнении обязательств, принятых в рамках Монреальского протокола. Руководство фондом осуществляет исполнительный комитет, в котором развитым и развивающимся странам принадлежит одинаковое число голосов. Секретариат фонда находится в Монреале. С 1991 г. фонд одобрил мероприятия по конверсии промышленности, оказанию технической поддержки, организации обучения и наращиванию потенциала на сумму более 3 млрд долл. США. Подробнее


Озоновый секретариат

Озоновый секретариат — это секретариат Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой. Подробнее


Официальный Интернет-сайт Проекта ЮНИДО/ГЭФ-Минприроды России № GF/RUS/11/001 «Поэтапное сокращение потребления гидрохлорфторуглеродов и стимулирование перехода на не содержащее гидрофторуглероды энергоэффективное холодильное и климатическое оборудование в Российской Федерации посредством передачи технологий»


Карта сайта