Уважаемый посетитель! Сайт www.ozoneprogram.ru использует файлы cookie и похожие технологии, чтобы с помощью достоверной и персонализированной информации улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с предупреждением об использовании файлов cookie на сайте www.ozoneprogram.ru. Если вы не согласны с использованием файлов cookie, настройте браузер или откажитесь от посещения сайта. Закрыть
Вывод озоноразрушающих веществ
и фторсодержащих газов в Российской Федерации
Назад

Законодательство Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации в сфере охраны озонового слоя атмосферы и климата Земли включает в себя:

Законодательные акты

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

Пункт 8 статьи 16 Федерального закона запрещает «проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя атмосферы, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды».

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ)

Статья 1 Федерального закона содержит определение основных понятий, среди которых «озоноразрушающие вещества» (ОРВ), «обращение, рекуперация, восстановление, рециркуляция, уничтожение и потребление ОРВ».

Статья 18.1 предусматривает экономическое стимулирование прекращения производства и использования ОРВ и содержащей их продукции.

Статья 51 содержит требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления и запрещает захоронение отслужившего свой срок оборудования, содержащего ОРВ, без их извлечения для последующего восстановления или уничтожения.

Статья 54 говорит о том, что охрана озонового слоя атмосферы обеспечивается путем регулирования производства и использования ОРВ нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации. Это регулирование производится в соответствии с международными договорами, нормами международного права, а также законодательством Российской Федерации.

Статья 69.1 описывает цели, содержание и порядок государственного учета обращения ОРВ.

Федеральный закон от 23.07.2013 № 226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон создает правовую основу для выполнения Российской Федерацией обязательств по Монреальскому протоколу, устанавливает перечень ОРВ, обращение которых подлежит государственному регулированию, а также допустимые объемы производства и потребления таких веществ.

Кроме того, законом устанавливается административная ответственность за несоблюдение требований при обращении с озоноразрушающими веществами.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

(ред. от 23.04.2018, вступ. в силу с 14.05.2018)

Статья 8.2 предусматривает наказание за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

ГражданеАдминистративный штраф от 1000 до 2000 рублей
Должностные лицаАдминистративный штраф от 10 000 до 30 000 рублей
Предприниматели без образования юридического лицаАдминистративный штраф от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридические лицаАдминистративный штраф от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ

(ред. от 29.07.2018)

Статья 226.1 предусматривает наказание за незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза или государственную границу Российской Федерации стратегически важных товаров и ресурсов (к которым Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2012 № 923 отнесены ОРВ и содержащая их продукция) в крупных размерах: лишение свободы на срок от 3 до 7 лет (от 7 до 12 лет, если преступление совершено организованной группой) и штраф в размере до 1 000 000 рублей.

Федеральные подзаконные акты

Указ Президента Российской Федерации от 30.09.2013 № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов»

Указ предписывает к 2020 году обеспечить сокращение объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 % от объема парниковых выбросов в 1990 году.

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.07.1992 № 378 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой»

(в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 20.05.1997 № 612, от 26.07.2004 № 380)

В числе прочего, данное постановление поручает соответствующим организациям и ведомствам разработать государственную программу по производству озонобезопасных хладонов и оценить объем финансирования, требуемого для проведения соответствующих научно-исследовательских разработок.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 № 539 «О принятии Российской Федерацией поправок к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой»

С принятием этого документа Российская Федерация присоединилась к Копенгагенской, Монреальской и Пекинской поправкам к Монреальскому протоколу.

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 № 687 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается прибытие на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ»

Постановление и приложение к нему устанавливают список пунктов пропуска, через которые допускается ввоз озоноразрушающих веществ на территорию Российской Федерации. В список вошли:

  • Автомобильный пункт пропуска Убылинка (российско-латвийский участок государственной границы).
  • Железнодорожные пункты пропуска Ивангород (российско-эстонский участок государственной границы), Себеж (российско-латвийский участок государственной границы).
  • Морские пункты пропуска Большой порт Санкт-Петербург, Владивосток, Восточный, Калининград, Новороссийск.

Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2014 № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» (с изменениями и дополнениями)

Документ, подготовленный Минприроды России в целях реализации Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработан с учетом предложений рабочей группы «ЮНИДО-бизнес», созданной в рамках реализации проекта ЮНИДО/ГЭФ — Минприроды России по выводу ГХФУ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2014 № 1229 были внесены изменения в предусмотренные документом формы отчетности о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных веществах, разрушающих озоновый слой земли, обращение которых подлежит государственному регулированию.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.04.2014 № 504-р «Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению к 2020 г. сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 г.»

Документом утверждается план мероприятий по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 30.09.2013 № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2014 года №2327-р «Об установлении на 2015 год количества озоноразрушающих веществ и допустимого объёма их производства»

Распоряжение, подготовленное в целях реализации постановления Правительства от 24 марта 2014 года №228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой», определяет объёмы производства и потребления для каждого озоноразрушающего вещества с учётом общего допустимого объёма потребления на 2015 год.

В соответствии с документом, допустимые объемы потребления ОРВ в РФ составили: ГХФУ-22 — 6588,73 м. т. (допустимый объем производства — 40791,33 м. т., из которых 34202,6 м. т. предназначены для использования в качестве сырья), ГХФУ-122 — 11,14 м. т., ГХФУ-141b – 332,07 м. т., ГХФУ-225 — 0,008 м. т. Допустимые объемы производства ОРВ для использования в качестве сырья составили: ХФУ-113 — 310 м. т. (и еще 75 м. т., было разрешено произвести для обеспечения основных видов применения, определенных в соответствии с международными договорами Российской Федерации), ЧХУ – 12080 м. т., ГХФУ-21 – 400 м. т., ГХФУ-142b – 280 м. т.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 года №632 «О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ в Российскую Федерацию в 2015 году»

Документ определяет порядок распределения квоты на ввоз озоноразрушающих веществ в 2015 году.

Квота на ввоз ОРВ в пределах установленного допустимого объема (11,14 м. т. ГХФУ-122, 332,07 м. т. ГХФУ-141b, 0,008 м. т. ГХФУ-225) распределяется между импортерами, подавшими в Росприроднадзор до 30 июня 2015 г. заявления о ввозе ОРВ.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 года №2419-р «Об установлении на 2016 год количества озоноразрушающих веществ и допустимого объёма их производства»

В соответствии с документом, на 2016 год допустимые объемы потребления ОРВ в РФ составили: ГХФУ-21 — 24,825 м. т., ГХФУ-22 — 2858,582 м. т. (допустимый объем производства — 36166,582 м. т., из которых 33308 м. т. предназначены для использования в качестве сырья), ГХФУ-141b – 2174,873 м. т., ГХФУ-142b — 34,508 м. т. Допустимые объемы производства ОРВ для использования в качестве сырья составили: ХФУ-113 — 310 м. т., ЧХУ – 14600 м. т., ГХФУ-21 – 400 м. т., ГХФУ-142b – 2508 м. т.

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 503 «О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ в Российскую Федерацию в 2016 году и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2014 года N 228»

Документ определяет порядок распределения квоты на ввоз озоноразрушающих веществ в 2016 году.

Квота на ввоз ОРВ (ГХФУ-141b) в пределах установленного допустимого объема (2174,873 м. т.) распределяется между импортерами, подавшими в Росприроднадзор до 15 июня 2016 г. заявления о ввозе ОРВ.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2016 года №2693-р «Об установлении на 2017 год количества озоноразрушающих веществ и допустимого объёма их производства»

В соответствии с документом, на 2017 год допустимые объемы потребления ОРВ в РФ составили: ГХФУ-22 — 5014,5 м. т. (допустимый объем производства — 23014,5 м. т., из которых 18000 м. т. предназначены для использования в качестве сырья), ГХФУ-141b – 1126,36 м. т. Допустимые объемы производства ОРВ для использования в качестве сырья составили: ХФУ-113 — 1400 м. т., ЧХУ – 9100 м. т., ГХФУ-142b – 250 м. т.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 2017 года N 888 «О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ в Российскую Федерацию в 2017 году»

Документ определяет порядок распределения квоты на ввоз озоноразрушающих веществ в 2018 году.

Квота на ввоз ОРВ (ГХФУ-141b) в пределах количества, установленного Распоряжением Правительства РФ от 15 декабря 2016 года №2693-р, распределяется между импортерами, подавшими в Росприроднадзор до 7 августа 2017 г. заявления о ввозе ОРВ.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 октября 2017 года №2371-р «Об установлении на 2018 год количества озоноразрушающих веществ и допустимого объёма их производства»

В соответствии с документом, на 2018 год допустимые объемы потребления ОРВ в РФ составили: ГХФУ-21 – 132,345 метрической тонны (м. т.), ГХФУ-22 — 4852,64 м. т. (допустимый объем производства — 34852,64 м. т., из которых 30000 м. т. предназначены для использования в качестве сырья), ГХФУ-141b – 1159,1 м. т. Допустимые объемы производства ОРВ для использования в качестве сырья составили: ХФУ-113 – 1750 м. т., ЧХУ – 4600 м. т., ГХФУ-142b – 500 м. т.

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 г. № 935 «О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ в Российскую Федерацию в 2018 году»

Документ определяет порядок распределения квоты на ввоз озоноразрушающих веществ в 2018 году.

Квота на ввоз ОРВ (ГХФУ-141b) в пределах количества, установленного Распоряжением Правительства РФ от 27 октября 2017 года №2371-р, распределяется между импортерами, подавшими в Росприроднадзор до 21 августа 2018 г. заявления о ввозе ОРВ.

Внимание! Для получения сведений о распределении допустимого для ввоза в Российскую Федерацию в 2018 году объема озоноразрушающих веществ между участниками внешнеторговой деятельности отправьте запрос на .

Ведомственные акты

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.11.2011 № 907 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение ОРВ и содержащей их продукции»

(ред. от 15.07.2013)

Приказом утверждаются: Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение ОРВ и содержащей их продукции; перечень территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; процедура выдачи разрешений на трансграничное перемещение ОРВ и содержащей их продукции.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.07.2014 № 319 «Об утверждении порядка ежегодного расчета допустимого объема производства ОРВ в Российской Федерации и ежегодного расчета количества конкретных ОРВ в допустимом объеме потребления ОРВ в Российской Федерации»

(ред. от 01.04.2016)

Приказом утвержден порядок расчета допустимого объема производства и потребления ОРВ. Минпромторгу России рекомендовано ежегодно предоставлять в Минприроды информацию о производителях ОРВ и предложения по объему производства, а юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям рекомендовано направлять информацию о потребности в ОРВ, производство которых на территории Российской Федерации отсутствует, а также данные о фактическом ввозе таких ОРВ за предшествующие 5 лет.

Распоряжение Минприроды России от 16.04.2015 № 15-р «Об утверждении методических рекомендаций по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации»

Распоряжением утверждаются методические рекомендации по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации. Документ направлен на исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.04.2014 № 504-р «Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению к 2020 г. сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 г.».

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 14.11.2017 № 754 «Об утверждении Комплексной системы статистических показателей охраны окружающей среды в Российской Федерации с учетом международных рекомендаций»

Документом утверждается Комплексная система статистических показателей охраны окружающей среды в Российской Федерации, включающая такие данные, как потребление ОРВ, выбросы парниковых газов, производство и потребление энергии (общее и с использованием возобновляемых источников).

Статья 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей Подробнее