Меры по сохранению озонового слоя в России
Российская Федерация стала Стороной Монреальского протокола с 31 декабря 1991 года, приняв на себя обязательства Советского Союза, ратифицировавшего это международное соглашение 10 ноября 1988 года.
К 2001 году в России было прекращено производство озоноразрушающих веществ, перечисленных в приложениях А, В и Е к Монреальскому протоколу, — хлорфторуглеродов (ХФУ), четыреххлористого углерода (ЧХУ), метилхлороформа (МХФ), галонов и бромистого метила. В настоящее время перед страной стоит задача обеспечить поэтапный вывод из обращения ОРВ, перечисленных в приложении C – гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ).
В 2015-2019 годах, согласно требованиям Монреальского протокола, объем потребления ГХФУ в России не должен превышать 90% от базового уровня, что соответствует 399,6 тонны ОРС в год.
Чтобы предотвратить потенциально возможный выход страны из режима соблюдения этого международного соглашения в 2015 году, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) была инициирована разработка проекта по сокращению потребления озоноразрушающих веществ.
Проект ЮНИДО/ГЭФ № GF/RUS/11/001 «Поэтапное сокращение потребления гидрохлорфторуглеродов и стимулирование перехода на не содержащее гидрофторуглероды энергоэффективное холодильное и климатическое оборудование в Российской Федерации посредством передачи технологий» стартовал в марте 2011 года после одобрения его Советом ГЭФ.
Главная цель проекта — непосредственный вывод из потребления ГХФУ (преимущественно — R-21, R-22, R-141b и R-142b) в объеме около 600 тонн ОРС из секторов производства пеноматериалов и холодильного оборудования. С учетом того, что ГХФУ являются мощными парниковыми газами, это позволит одновременно сократить объем парниковых выбросов примерно на 15,6 млн тонн CO2-эквивалента.
За период реализации проекта в нормативно-правовом регулировании обращения ОРВ в Российской Федерации произошли следующие изменения:
- запрещено проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство ОРВ и содержащей их продукции;
- обращение ОРВ допускается только в таре многократного использования (за исключением тары объемом менее 3 литров для лабораторных и аналитических видов применения);
- для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей введен обязательный учет произведенных, использованных, транспортированных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных ОРВ;
- введен запрет на захоронение продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей ОРВ, без рекуперации данных веществ;
- введена уголовная ответственность в Российской Федерации за незаконное перемещение (контрабанду) ОРВ;
- ограничено количество таможенных постов для ввоза ОРВ на территорию Российской Федерации;
- введено государственное регулирование производства, импорта/экспорта, обращения ОРВ.
В рамках проекта российским предприятиям оказывалось содействие в переходе от использования ГХФУ на энергоэффективные озонобезопасные вещества и технологии, было организовано информирование общественности о проблемах охраны озонового слоя, обучение специалистов для секторов холодильной и климатической техники, производства пеноматериалов.
Во многом благодаря реализации проекта Российской Федерации удалось выполнить взятые на себя обязательства — по данным Озонового секретариата потребление ОРВ в России в 2015 году составило 344,67 тонны ОРС.