Уважаемый посетитель! Сайт www.ozoneprogram.ru использует файлы cookie и похожие технологии, чтобы с помощью достоверной и персонализированной информации улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с предупреждением об использовании файлов cookie на сайте www.ozoneprogram.ru. Если вы не согласны с использованием файлов cookie, настройте браузер или откажитесь от посещения сайта. Закрыть
Вывод озоноразрушающих веществ
и фторсодержащих газов в Российской Федерации
Назад

12 Апреля 2019

9 апреля Агентство по расследованию экологических преступлений (EIA) опубликовало новый отчет, и мы предлагаем вам его тезисы.

С частью 1 можно ознакомиться здесь.

Нелегальная торговля

По данным представителей отрасли, сообщений СМИ и маркетинговых исследований, объемы нелегальных поставок ГФУ в ЕС растут.

ГФУ поставляются напрямую из Китая и через соседние страны, в частности Россию, Украину, Турцию и Албанию. Хотя расхождение данных таможни указывает, что наиболее вероятными основными пунктами ввоза на территорию ЕС являются Дания, Греция, Латвия, Польша и Мальта, EIA рекомендует всем странам-участницам провести сопоставить данные таможни и Реестра ГФУ.

Многие источники сообщают, что нелегальное происхождение имеют от 50 до 80% хладагентов, представленных на греческом, болгарском и румынском рынках, около 5-10% ГФУ, используемых в автомобильных кондиционерах в Италии и 30% — в Польше.

В этих условиях странам-участницам необходимо не только более последовательно применять Регламент об Ф-газах, в частности на границах ЕС, но и принимать меры к задержанию, преследованию контрабандных поставок и установить достаточно высокие штрафы, которые сегодня недостаточно велики, чтобы быть эффективным средством сдерживания контрабанды, и применяются редко.

Способы нелегального ввоза ГФУ

В основе нелегальной торговли лежат два подхода: ГФУ либо ввозят легально, но сверх разрешенного количества, либо по контрабандным схемам.

По данным EIA, первый подход позволил ввезти 16,3 млн тонн CO2-экв. в 2018 году и более 14,8 млн тонн CO2-экв. в 2017.

Реальную контрабанду ГФУ оценить намного сложнее, потому что таможня не фиксирует объемы, ввезенные не через нее, под видом других продуктов или в сопровождении сфальсифицированных документов с некорректными данными о виде вещества, его назначении или применении. Значительное расхождение между китайскими данными об экспорте и европейскими об импорте может свидетельствовать о применении такой схемы.

Лазейки в законодательстве

Сегодня Европейская комиссия не обязана сверять данные Реестра ГФУ и таможни.

Сотрудники таможни могут проверить в Реестре факт регистрации импортера и наличие у него разрешение на ввоз определенного количества веществ в течение года. Однако из-за отсутствия доступа к информации об уже ввезенных веществах они не могут проверить соблюдение положений Регламента об Ф-газах. Даже если импортер явно ввозит больше разрешенного количества (например, в рамках одной поставки), он может заявить, что часть поставки предназначена для реэкспорта за пределы ЕС, что может соответствовать действительности, а может нет.

Возможностей действующей системы недостаточно, чтобы подтвердить правомочность новых участников рынка и не позволять им импортировать ГФУ сверх разрешенного количества. Компании могут просто закрыться, чтобы избежать последствий, или предоставить в Реестр некорректные данные.

Упущенная прибыль

Нелегальные операции приводят существенному сокращению налоговых поступлений в казну либо напрямую — вследствие неполученных НДС и ввозных пошлин, либо косвенно — в результате снижения цен на легальные хладагенты из-за наличия на рынке нелегально ввезенных веществ.

В 2018 году, например, Польша недополучила 7 млн евро из-за нелегального импорта хладагентов на сумму в 55 млн евро, а Литва и Греция — 5 и 20 млн евро соответственно.

Рекомендации

Европейской комиссии и странам-участницам ЕС

  • Внедрить полнофункциональную систему лицензирования каждой поставки ГФУ, которая позволит сотрудникам таможни получать необходимую информацию о соблюдении разрешенного количества в режиме реального времени. На первом этапе для этого можно использовать систему оперативной проверки разрешенных количеств, при помощи которой сотрудники таможни связываются с Реестром ГФУ по технологии одного окна и проверяют количество хладагента или содержимого оборудования в эквиваленте СО2, указанное в едином административном документе. Система лицензирования каждой поставки должна обеспечить соблюдение разрешенных количеств каждой компанией. Если компания, например, намеревается экспортировать ГФУ, то внесенное в Реестр количество будет исключено только после того, как соответствующий объем пересечет границу.
  • Изучить варианты улучшения учета и мониторинга торговли ГФУ со странами-экспортерами, принимая во внимание, что многие из них ратифицировали Кигалийскую поправку и будут внедрять системы лицензирования. До того, как эти системы будут введены в строй, для мониторинга, регистрации и упорядочивания данных по импорту и экспорту ГФУ можно применять систему iPIC. Для сверки данных об экспорте с данными таможни об импорте можно воспользоваться Системой контроля за импортом (ICS).
  • Повысить прозрачность Реестра ГФУ для улучшения контроля и учета и предоставления широкого доступа к названиям новых участников рынка и данным о разрешенных количествах отдельных компаний.
  • Распределять разрешенные количества ГФУ по фактической стоимости, чтобы снизить нагрузку на таможню, обусловленную быстрым увеличением количества новых участников рынка, и помочь выделить средства на систему лицензирования ГФУ.
  • Ужесточить запрет на одноразовые баллоны, включив в него все виды таких сосудов.
  • Отказаться от положений Статьи 15(2) Регламента об Ф-газах, согласно которой производители и импортеры Ф-газов, в объеме не выше 100 тонн CO2-экв. в год., не обязаны соблюдать требования Статье 15(1).

Странам-участницам ЕС

  • Обеспечить наращивание потенциала, обучение и поддержку таможни, в том числе обеспечить ее снабжение идентификаторами хладагентов, пригодными для обследования крупных контейнеров.
  • Регулярно изучать риски (особенно связанные с поставкой хладагентов) и осуществлять таможенный досмотр.
  • Создать систему, которая обеспечит регулярную сверку данных отчетов, предоставленных во исполнение Регламента об Ф-газах, с данными таможни и расследование расхождений.
  • Увеличить финансирование расследования нелегальной торговли ГФУ, вести регулярное наблюдение и проверку рынка, включая онлайн-площадки.
  • Увеличить штрафы за несоблюдение Регламента и обеспечить их регулярное применение, а также публикацию соответствующей информации в отраслевых и широкодоступных изданиях.
  • Регулярно проводить информационные и учебные мероприятия и обеспечить эффективное взаимодействие между таможней и министерствами охраны окружающей среды, например, в рамках семинаров, вебинаров, подготовки пособий для сотрудников таможни и т. п. Рассмотреть возможность заключения официальных соглашений об обмене информацией между таможней, представителями отрасли и регулирующими органами.
  • Пропагандировать энергоэффективные технологии с низким ПГП за счет внедрения в том числе налоговых льгот и введения дополнительных запретов на оборудование, содержащее ГФУ.
  • Вкладывать средства в сектор установки и обслуживания оборудования, обеспечив обучение подрядчиков и наличие у них необходимого оснащения для проведения работ с горючими хладагентами и эффективного рециклирования и восстановления ГФУ.
  • Снижение спроса на нелегальные ГФУ путем расширения льгот и снижения препятствий к восстановлению ГФУ.