Уважаемый посетитель! Сайт www.ozoneprogram.ru использует файлы cookie и похожие технологии, чтобы с помощью достоверной и персонализированной информации улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с предупреждением об использовании файлов cookie на сайте www.ozoneprogram.ru. Если вы не согласны с использованием файлов cookie, настройте браузер или откажитесь от посещения сайта. Закрыть
Вывод озоноразрушающих веществ
и фторсодержащих газов в Российской Федерации
Назад

Подавляющее большинство хладагентов, в том числе озоноразрушающие вещества (ОРВ) и парниковые фторсодержащие газы (F-газы), поступают к российскому потребителю в одноразовых баллонах объемом около 15 литров. В странах Евросоюза использование одноразовой тары для хранения хладагентов (за исключением ряда особых случаев) запрещено. Авторы данной статьи, опираясь на зарубежный опыт и мнения отраслевых экспертов, считают, что аналогичный запрет необходимо ввести и в Российской Федерации.

Тара для транспортировки хладагентов, в том числе озоноразрушающих веществ и фторсодержащих газов, в Российской Федерации

Основной источник поставок хладагентов в Россию – Китайская Народная Республика. Одноразовые баллоны заполняются на заводах-производителях хладагентов, при этом эти производители, как правило, не делают баллоны сами, а закупают их у сторонних поставщиков.

Конструкция баллона, предназначенного для одноразовой заправки, позволяет многократно откачивать хладагент. Тем не менее, баллон не имеет достаточного запаса прочности для многократного использования, что зачастую приводит к утечкам хладагента.

После использования баллоны подлежат утилизации, которая, в силу особых требований к утилизации герметичных конструкций, затруднена и требует затрат времени и ресурсов. Кроме этого, в каждом баллоне остается хладагент в газовой фазе. В зависимости от типа газа и температуры окружающей среды его количество варьируется от 0,2 до 0,4 кг. Собрать эти остатки без использования специального оборудования (которого, как правило, нет у обычных пользователей) невозможно. В результате опасные вещества попадают в атмосферу.

Альтернативным способом хранения и транспортировки хладонов всех типов является многооборотная тара. Ассортимент используемых в качестве многооборотной тары баллонов шире: 5, 15, 60, 1000, 20000 литров. Конструкция таких баллонов усилена и рассчитана на многократное использование. Один баллон рассчитан более чем на 1000 циклов использования и имеет разборную конструкцию, облегчающую инспекцию и ремонт. Ремонту (замене), как правило, подлежит только вентиль. Вентили многооборотной тары имеют иную, чем у одноразовой, конструкцию. Они более функциональны и надежны. Кроме этого, предохранительный клапан вентиля (для сброса избыточного давления, например, при непреднамеренном нагреве) имеет пружинную конструкцию, и в случае необходимости открывается для сброса лишь избыточного объема хладона, в отличие от клапана на одноразовом баллоне, который срабатывает для сброса всего объема хранимого в баллоне хладона.

Нормативно-правовым основанием для использования многооборотной тары при импорте/экспорте и внутреннем обращении хладагентов может служить, в частности, приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N119н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», в котором присутствуют понятия многооборотной тары и тары для однократного использования, а также изложены правила учета тары.

Запрет на использование одноразовой тары для озоноразрушающих веществ и фторсодержащих газов в странах Евросоюза

В странах Евросоюза запрет использования одноразовой тары при обороте озоноразрушающих веществ и парниковых газов закреплен законодательно.
В частности, Статья 5, п.2 второй главы Регламента ЕС №1005/2009 «Вещества, разрушающие озоновый слой» гласит:

«Контролируемые вещества не поставляются на рынок в одноразовых контейнерах за исключением поставок для лабораторных и аналитических целей, указанных в Статьях 10 и 11(2)».

А в тексте Регламента ЕС №842/2006 «О некоторых фторсодержащих парниковых газах» сказано:

«СТАТЬЯ II, п. 13

контейнер однократного применения» означает контейнер, не предназначенный для повторного наполнения и используемый при обслуживании, содержании или заполнении холодильного или теплонасосного оборудования или оборудования для кондиционирования воздуха, систем противопожарной защиты или распределительных устройств высокого напряжения, либо при хранении или перевозке растворителей, содержащих фторсодержащие парниковые газы.

СТАТЬЯ IV, п. 2
По достижении окончания срока эксплуатации контейнера однократного или многократного применения для фторсодержащих парниковых газов лицо, использующее такой контейнер для перевозки или хранения, отвечает за осуществление надлежащего сбора остатков газа, содержащихся в таком контейнере, с целью их рециклирования, регенерации или уничтожения».

С 4 июля 2007 года в странах Евросоюзе запрещен оборот фторсодержащих парниковых газов в одноразовых контейнерах.

Кроме указанных документов, в ЕС действуют правила маркировки оборудования и контейнеров. Маркировка должна содержать, в частности, отсылку к соответствующему международному соглашению (например, «Содержит фторсодержащие парниковые газы, регулируемые Киотским протоколом»); сокращенное название вещества, используемое в промышленности; количество вещества (для контейнеров – максимальное количество вещества, возможное для данного контейнера).

Аргументы против использования одноразовой тары

Участниками совещания «Предотвращение нелегального ввоза озоноразрушающих веществ в Российскую Федерацию и снижение их выбросов и утечек при обслуживании оборудования, содержащего данные вещества», состоявшегося 25 января 2013 года в Минприроды России, и заседания Рабочей группы «ЮНИДО – бизнес» (1 марта 2013 г.) было рекомендовано инициировать запрет использования одноразовой тары для всех хладонов (как озоноразрушающих веществ, так и других, которые могут использоваться как «товары прикрытия»).

В пользу введения запрета на использование одноразовой тары, помимо упоминавшегося выше международного опыта, говорят следующие аргументы:

1. Сложность осуществления контроля над импортом/экспортом и внутренним потреблением ОРВ при использовании одноразовой тары

  • Импорт хладонов, поставляемых в небольшой по объему одноразовой таре крайне сложно контролировать из-за большого количества ввозимых баллонов (ежегодно в страну ввозится 400-600 тысяч баллонов).
  • Для выявления наличия ОРВ в одноразовых баллонах необходимо оснастить уполномоченные пункты пропуска дорогостоящими экспресс-анализаторами и обучить работе с ними сотрудников ФТС России. Точно определить химический состав импортируемых веществ можно лишь в специальных лабораториях. При этом один морской контейнер содержит 1140 одноразовых баллонов. Оперативно проверить содержимое каждого баллона в крупной партии практически невозможно.
  • Основное количество нелегальных ОРВ (преимущественно R22) ввозится в Россию в одноразовых баллонах, предназначенных для хладонов R134a, R404A других, ввоз которых никак не лимитирован. Груз декларируется как озонобезопасное вещество и ввозится через пункты пропуска, не включенные в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 № 687 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается прибытие на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ».
  • Дополнительные трудности для контроля оборота ОРВ создаются в результате фактического отсутствия таможенного контроля на границах с государствами – членами Таможенного союза.
    В то же время хладагенты в оборотной таре осуществляется, как правило, в крупнотоннажной упаковке (обычно 20 т), которую значительно проще проверить, что делает затруднительным несанкционированный ввоз ОРВ.
  • Использование одноразовых баллонов также осложняет организацию контроля над внутренним оборотом ОРВ после пересечения границы, так как эти баллоны являются массовым и фактически неконтролируемым конечным продуктом. В отличие от них многооборотная тара, как правило, имеет индивидуальные идентификационные номера и подлежит учету. Количество хозяйствующих субъектов, располагающих необходимым оборудованием для перезаправки оборотных баллонов и имеющих установленную документацию на работу с газами под давлением, будет естественным образом ограничено, а их деятельность будет легче контролировать уполномоченным федеральным органам исполнительной власти.

2. Экологический ущерб, связанный с выбросами озоноразрушающих и парниковых газов в атмосферу

  • При срабатывании предохранительного клапана одноразового баллона в случае нарушения условий хранения или транспортировки, как правило, в атмосферу выбрасывается весь, находящийся в емкости газ.
  • Распространенная в Российской Федерации практика многократного использования одноразовых баллонов, предполагающая внесения изменений в конструкцию клапана в кустарных условиях, приводит к значительным выбросам ОРВ и Ф-газов при перезаправке одноразовой тары.
  • Как упоминалось выше, после использования одноразового баллона в нем остается от 0,2 до 0,4 кг хладагентов в газовой фазе, которые неизбежно попадают в атмосферу.
  • Наконец, в связи с особыми требованиями к утилизации герметичных конструкций при отсутствии в Российской Федерации эффективно действующей системы утилизации такого вида отходов, приблизительно от 1,2 до 2,0 тыс. т стального лома (в том числе использованные одноразовые баллоны) попадают на свалки бытового мусора.

Внедрение многооборотной тары для транспортировки и хранения хладагентов на территории Российской Федерации

Шестилетний европейский опыт показывает, что запрет на одноразовую тару и внедрение многооборотной тары не создают сколько-нибудь значимых проблем ни потребителям, ни поставщикам хладонов.

Наиболее востребованными в Европе оказались баллоны 14,3 л и 63 л. В странах ЕС имеется как минимум два предприятия по производству таких баллонов (и их разновидностей), крупнейший из которых находится в Португалии. Также существует несколько производителей многооборотной тары в КНР, где цены на аналогичную продукцию на 30-40% ниже. Так, цена на многооборотный баллон в КНР емкостью 14,3 л составляет 25-35 долл. США на условиях ФОБ, а на 63 л – 60-70 долл. США на условиях ФОБ.

  • Вопросы логистики
    Важным фактором при использовании многооборотной тары становится логистика – в отличие от одноразовых баллонов, многооборотную тару требуется возвращать к месту заправки (поставщику, дилеру, производителю). Уровень развития транспортной инфраструктуры страны вполне позволяет осуществить такой возврат. Доставка многооборотной тары может осуществляться теми же средствами и с соблюдением тех же правил транспортировки, что и для одноразовой тары. Ожидается, что стоимость доставки (с учетом возврата порожней тары) может вырасти в 1,5-2 раза для удаленных регионов страны. Для существующего уровня цен на хладагенты это может составить около 2-3% от общей цены товара.
  • Создание необходимого парка оборотной тары
    В настоящее время как у поставщиков (дилеров), так и у потребителей недостаточно оборотной тары. Переход на многооборотную тару можно использовать для стимулирования развития производства данной продукции на территории Российской Федерации и стран Таможенного союза.
    В Российской Федерации и в Республике Беларусь есть предприятия, обладающие необходимой технологической оснасткой и опытом для насыщения рынка оборотной тарой востребованного ассортимента. Эти предприятия могут получить значительные преференции в связи с действующей таможенной пошлиной в размере 15% на баллоны импортного производства при их ввозе на территорию стран, входящих в состав Таможенного союза.
    Также после проведения необходимых ремонтных и профилактических работ и освидетельствования могут оказаться востребованными для доставки хладагентов в регионы 1 тонные контейнеры, использовавшиеся российскими предприятиями – производителями ХФУ-11 и ХФУ-12 до 2000 г.
  • Экономическая целесообразность перехода на многооборотную тару
    Цены на предлагаемые в настоящее время дилерами хладагенты в оборотной таре, как правило, ниже, поскольку не включают в себя стоимость невозвратной упаковки.
    Учитывая то, что количество циклов использования оборотного баллона может достигать 1000, а его цена лишь в 4-5 раз дороже аналогичного по вместимости одноразового баллона, его стоимость, отнесенная к стоимости хладагента, будет существенно ниже стоимости одноразового баллона.
    При этом отсутствуют затраты на утилизацию баллонов, а также потери из-за невыбираемого остатка хладагента (характерного для одноразовой тары).
  • Улучшение контроля потребления ОРВ и Ф-газов в Российской Федерации
    После внедрения многооборотной тары с индивидуальными идентификационными номерами и создания соответствующей системы учета (по аналогии с действующей на территории ЕС) заинтересованные федеральные органы исполнительной власти смогут дополнительно получать необходимую и реалистичную информацию о потреблении ОРВ и Ф-газов на территории Российской Федерации.

Выводы и рекомендации

С учетом вышеизложенного предлагается организовать поэтапный отказ от использования одноразовой тары и переход на многооборотную тару для транспортировки и хранения хладагентов.

Первый этап (предположительно с 01.07.2013) – введение запрета на ввоз на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ в одноразовой таре.

Второй этап (предположительно с 01.01.2014) – аналогичный запрет в рамках Таможенного союза.

Третий этап (предположительно с 01.01.2015) – поставки всех видов хладагентов (на основе гидрофторуглеродов и углеводородов) в одноразовых баллонах осуществлять через пункты пропуска, включенные в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 № 687 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается прибытие на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ». Данная мера позволит практически свести на нет контрабандный ввоз ОРВ под видом озонобезопасных хладагентов.

Четвертый этап (предположительно с 01.07.2015) – запрет на обращение одноразовых баллонов на территории Российской Федерации.

По материалам аналитической записки ЮНИДО, подготовленной на основе информации, представленной участником рабочей группы «ЮНИДО-Бизнес», генеральным директором ООО «Холодон» А. В. Скоренко