Уважаемый посетитель! Сайт www.ozoneprogram.ru использует файлы cookie и похожие технологии, чтобы с помощью достоверной и персонализированной информации улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с предупреждением об использовании файлов cookie на сайте www.ozoneprogram.ru. Если вы не согласны с использованием файлов cookie, настройте браузер или откажитесь от посещения сайта. Закрыть
Вывод озоноразрушающих веществ
и фторсодержащих газов в Российской Федерации

Рекомендации Конференции «Вывод из обращения гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) – национальная стратегия Российской Федерации»

Назад

С целью выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, и предотвращения выхода Российской Федерации из режима соблюдения Монреальского протокола:

Минприроды России с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов в 2009–2010 гг. разработать План национальной стратегии Российской Федерации по поэтапному сокращению производства и потребления ГХФУ (далее — План национальной стратегии), а затем на его основе — Национальный план мероприятий по поэтапному сокращению производства и потребления ГХФУ в Российской Федерации в 2010–2015 гг. (далее — Национальный план мероприятий).

План национальной стратегии предоставит исходные материалы и первоначальные стратегические рекомендации для последующей подготовки официального Национального плана мероприятий в формате Федеральной целевой программы, который в соответствии с решением Сторон Монреальского протокола XIX/6 должен быть подготовлен каждой Стороной Монреальского протокола в качестве основы для достижения ускоренного поэтапного отказа от потребления ГХФУ. Для финансирования Национального плана мероприятий предусмотреть возможность использования механизма государственно-частного партнерства, а также средств доноров (Глобальный экологический фонд и др.).

Национальный план мероприятий должен включать: этапы обоснованного выбора (или разработки) веществ, альтернативных ГХФУ, не снижающих энергетическую эффективность их применения; этапы модернизации производства и конечной продукции, использующей заменители ГХФУ. Применение рекомендуемых веществ, альтернативных ГХФУ, не должно повышать себестоимость производимой с их использованием конечной продукции.

В Национальном плане мероприятий предусмотреть выделение средств для информирования общественности через средства массовой информации.

Минприроды России, Минпромторгу России, ФТС России и Ростехнадзору с целью оптимизации системы сбора информации о производстве, потреблении, экспорте и импорте озоноразрушающих веществ (ОРВ) в Российской Федерации, а также улучшения ее достоверности разработать в 2009–2010 гг. Методические рекомендации по представлению данных в рамках Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.

Информация, получаемая на основании этих Методических рекомендаций должна быть доступна объединениям хозяйствующих субъектов в области производства и потребления ГХФУ.

Минприроды России, Минпромторгу России, Минэкономразвития России и Ростехнадзору в 2009–2010 гг. рассмотреть целесообразность введения квот на ввоз ГХФУ в Российскую Федерацию с 2010 г.

Введение квот является одной из возможных мер по заблаговременному сокращению уровня потребления ГХФУ в стране до уровня, установленного Монреальской корректировкой (2007 г.) к Монреальскому протоколу, при одновременном сохранении, увеличении или освоении (в необходимых случаях) их производства на российских предприятиях.

Система квотирования в номенклатурном и количественном отношениях должна базироваться на репрезентативных данных, полученных от производителей и потребителей ГХФУ в соответствии с Методическими рекомендациями, указанными в п. 3 и исходящих от профессиональных объединений производящих, импортирующих и потребляющих ГХФУ хозяйствующих субъектов.

Система квот должна быть дифференцирована в зависимости от наличия или отсутствия производства данного ГХФУ в Российской Федерации.

Квоты на потребление ГХФУ, производимые в Российской Федерации, должны выделяться непосредственно предприятиям — потребителям или их объединениям. Квоты на импорт выделяются на ГХФУ в случаях отсутствия или недостаточности их производства в Российской Федерации, а также при несоответствии их физико-химических характеристик или фасовки требованиям потребителей.

Минпромторгу России, Минэкономразвития России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами рассмотреть с использованием механизма государственно-частного партнерства возможность создания или перепрофилирования существующих производственных мощностей для производства в Российской Федерации безопасных для озонового слоя и климата альтернативных ГХФУ веществ.

В связи с широким распространением в развитых странах принципиально нового поколения холодильного оборудования на аммиаке и необходимостью его освоения российской промышленностью Ростехнадзору с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов рассмотреть возможность пересмотра соответствующих требований или их унификации с законодательством ЕС.

Ростехнадзору, Минпромторгу России и ФТС России организовать оперативные каналы связи с целью обеспечения сквозного контроля импорта/экспорта ОРВ. Во всех случаях ввоза/вывоза ХФУ, галлонов ГХФУ, ответственные сотрудники Минпромторга России и ФТС России должны уточнять объемы и описание веществ, разрешенных к ввозу/вывозу в соответствующем структурном подразделении Ростехнадзора.

Во избежание изменения номенклатуры и стоимости импортируемых ОРВ рассмотреть целесообразность последовательного визирования уполномоченными сотрудниками Ростехнадзора и Минпромторга России каждой страницы представляемых для получения решений/лицензий копий контрактов и последующего таможенного оформления импорта/экспорта ОРВ.

Минприроды России, Минпромторгу России, Ростехнадзору и ФТС России в 2009–2010 гг. провести анализ случаев ввоза на территорию страны ХФУ-12 и ХФУ-113 в 2006–2009 гг., не подпадающих под разрешенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.1999 № 1368 «Об усилении мер государственного регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» случаи.

Минприроды России и Ростехнадзору рассмотреть возможность сокращения сроков рассмотрения и выдачи решений на ввоз/вывоз ОРВ, необходимых для получения соответствующих лицензий Минпромторга России участниками ВЭД.

Минпромторгу России разработать и утвердить Административный регламент по выдаче лицензий, в котором предусмотреть сокращения сроков выдачи этих разрешительных документов.

Сокращение сроков выдачи решений и лицензий на ввоз и вывоз ОРВ позволит улучшить ритмичность функционирования многих секторов экономики Российской Федерации.

Минприроды России и Ростехнадзору рассмотреть целесообразность организации оперативного обмена информацией с соответствующими уполномоченными органами стран-экспортеров (Китай, Индия, Южная Корея и др.).

Предоставление импортерами при таможенном оформлении груза экспортных деклараций от поставщиков может существенно снизить интенсивность обмена информацией (уточнение может осуществляться только в сомнительных случаях).

ФТС России рассмотреть возможность организации ввоза/вывоза ОРВ участниками ВЭД только через 5 специально уполномоченных таможенных постов (расположенных в городах Владивосток, Хабаровск, Новороссийск, Мурманск, Санкт-Петербург) и их оснащения средствами инструментального обнаружения ОРВ. Одновременно в этих регионах необходимо определить (уполномочить) региональные сертифицированные независимые лаборатории, оснащенные газовыми хроматографами (для выдачи заинтересованным юридическим и физическим лицам соответствующих заключений).

ФТС России и Минприроды России с целью улучшения контроля импортируемых и экспортируемых ОРВ в 2009–2010 гг. разработать инструктивно-методический документ «Краткое руководство по контролю озоноразрушающих веществ», необходимый для обучения сотрудников таможенных постов, а также организовать централизованное обучение инспекторского состава процедурам визуального и инструментального обнаружения ОРВ и содержащей их продукции.

Ростехнадзору разработать Порядок сертификации организаций, работающих с сосудами под давлением, содержащих ХФУ, ГХФУ и ГФУ.

Признать целесообразным осуществление обучения специалистов отраслей, связанных с применением ХФУ, ГХФУ и ГФУ, посредством лицензированных профильных обучающих центров при отраслевых саморегулируемых организациях, обладающих лицензиями Минобрнауки России.

Минприроды России и Ростехнадзору рассмотреть целесообразность создания и ведения специального Реестра сертифицированных организаций на территории Российской Федерации, связанных с производством, импортом, экспортом, распространением, применением, очисткой и утилизацией ХФУ, ГХФУ и ГФУ.

Ростехнадзору, Минпромторгу России и ФТС России применять упрощенный порядок таможенного оформления ввоза в Российскую Федерацию ОРВ и содержащей их продукции добросовестными импортерами, внесенными в Реестр, упомянутый в п. 14.

Минприроды России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в целях поэтапного сокращения внутреннего спроса на ХФУ, ГХФУ и ГФУ рассмотреть целесообразность:

  • введения специальной платы за негативное воздействие на окружающую среду хозяйствующими субъектами, применяющими технологическое оборудование (в том числе промышленное и торговое холодильное оборудование), работающее на ХФУ, ГХФУ и ГФУ;
  • применения системы экономических рычагов, стимулирующих замену технологического, промышленного и торгового холодильного оборудования, климатических установок, работающих на ХФУ, ГХФУ и ГФУ, на новое оборудование, а также регенерацию, ретрофит и рециклирование хладонов, опасных для озонового слоя и климата Земли, и перевод действующего оборудования с ХФУ, ГХФУ и ГФУ на альтернативные рабочие тела и компоненты;
  • доведение заданий хозяйствующим субъектам, применяющим в работе оборудование, действующее на ХФУ, ГХФУ и ГФУ, на сдачу сертифицированным организациям для очистки или утилизации ХФУ, ГХФУ и ГФУ.

Минприроды России и Ростехнадзору на базе сертифицированных региональных сервисных центров организовать мониторинг парка технологического, коммерческого холодильного и климатического оборудования, работающего на ХФУ, ГХФУ и ГФУ, и наладить систему сбора и оперативного обмена информацией, необходимой для принятия решений, связанных с поэтапным сокращением производства и потребления ГХФУ.

Минпромторгу России совместно с Минэкономразвития России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 2010–2011 гг. объявить тендер на проведение НИОКР по темам:

  • «Создать энергоэффективные, безопасные для озонового слоя и климата Земли холодильные установки по охлаждению молока для крестьянских и фермерских хозяйств»;
  • «Создать энергоэффективные, безопасные для озонового слоя и климата Земли холодильные установки по снятию больших тепловых нагрузок в промышленных установках»;
  • «Создать энергоэффективные, безопасные для озонового слоя и климата Земли рабочие тела и приставки к газотурбинным и другим энергетическим установкам, существенно повышающим интегральную эффективность их эксплуатации по прямому их назначению».

01.10.2009, Москва, Минприроды России

Статья предоставлена журналом «Мир Климата»: Рекомендации Конференции «Вывод из обращения гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) – национальная стратегия Российской Федерации»