Уважаемый посетитель! Сайт www.ozoneprogram.ru использует файлы cookie и похожие технологии, чтобы с помощью достоверной и персонализированной информации улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с предупреждением об использовании файлов cookie на сайте www.ozoneprogram.ru. Если вы не согласны с использованием файлов cookie, настройте браузер или откажитесь от посещения сайта. Закрыть
Вывод озоноразрушающих веществ
и фторсодержащих газов в Российской Федерации

Обучение монтажников на примере колледжа № 19, или что такое станция эвакуации хладагента

Назад

В интервью, опубликованном в первом номере журнала «ЮНИДО в России», эксперт ЮНИДО Александр Любешкин пригласил наших корреспондентов в гости в ГОУ СПО № 19, где он, возглавляя направление климатического и холодильного оборудования, занимается обучением работе с озоноразрушающими веществами. Мы с радостью воспользовались приглашением и отправились туда, где будущих монтажников и сервис-инженеров учат обращаться с хладагентом R22.

Колледж, расположенный в московском районе Новогиреево

Колледж, расположенный в московском районе Новогиреево, оказался вполне современным учебным заведением. И, судя по обилию учащихся, будущих специалистов по установке, ремонту и обслуживанию холодильной и климатической техники, весьма популярным.

«Александра Евгеньевича придется немного подождать, он в нашем сервис-центре, принимает оборудование», — говорят нам. Ждать мы не хотим, поэтому сразу направляемся в сервис-центр, где видим большое количество кондиционеров различных марок. «Договорились с компанией, занимающейся продажей и ремонтом кондиционеров, и та привезла оборудование, которое эксплуатировалось и сломалось, — объясняет Александр Евгеньевич. — На нем учиться куда интереснее, чем на стенде, — так ребята и характерные поломки изучат, и некоторые типичные ошибки монтажников запомнят, и, главное, познакомятся с различными марками кондиционеров». После «учебного» сервис-центра кондиционер отправляется обычному потребителю, так что работать ребятам нужно аккуратно. Более полезную практику для учеников придумать сложно, и неудивительно, что все выпускники колледжа по холодильным и кондиционерным специальностям с легкостью трудоустраиваются («Наши же партнеры с руками отрывают», — улыбается Александр).

Но мы приехали поговорить не столько о безоблачном будущем выпускников, сколько о проблеме отработанного R22. Судьба его, в общем, известна: сбор (эвакуация), очистка (регенерация) и, в зависимости от состояния, повторное использование или утилизация. Однако на практике фреон, остающийся в системе, монтажники часто выпускают в атмосферу. Этому есть две причины: во-первых, до недавнего времени доступность и невысокая цена R22 делали невыгодными эвакуацию и повторное использование фреона, во-вторых, для его сбора нужны специальное оборудование и некоторые навыки, которых у монтажников не было и, судя по «средней температуре по больнице», нет до сих пор. Кроме того, монтажники не видели ничего плохого в том, что вещество, в состав которого входят фтор и хлор, просто вытекало из системы при любой ее разгерметизации.

Сейчас все изменилось. R22 здорово подорожал, кроме того, ввоз этого хладагента в Россию фактически прекращен. И хотя пока ограничения на его использование не так строги, установленная норма на 2011 год практически равна среднему уровню потребления R22 — 990 тонн ОРП, уже через четыре года нужно будет избавиться от двух третей производимого и ввозимого фреона, то есть более чем от 600 тонн ОРП. Нельзя забывать, что уничтожение R22 — процесс нетривиальный, виной тому необычайная стойкость соединения практически в любых условиях.

Таким образом, сейчас появились предпосылки к изменению образа мышления людей, имеющих дело с гидрохлорфторуглеродами, так, чтобы побудить их осуществлять сбор и вторичное использование этого ценного и опасного вещества. Ведь в отличие от смесевых хладагентов R22 представляет собой моновещество и в варианте б/у ничем не хуже нового. Об этом знают все обучающиеся в колледже № 19, в том числе взрослые, повышающие свою квалификацию.

У читателей наверняка сложилось впечатление, что сбор и регенерация отработанного хладагента — невероятно сложный и запутанный процесс. Многие монтажники считают точно так же. На самом же деле эвакуация фреона ничуть не сложнее вакуумирования и проверки контура на герметичность. По словам Александра Любешкина, на рынке есть различные эвакуационные станции с весьма широкой функциональностью, но даже самый простой вариант, тот, на котором учат в колледже № 19, позволяет отделить от хладагента масло и — если в системе не было, скажем, сгоревшего компрессора — тут же использовать собранный хладагент повторно. Сбор R22 — обязательная часть технологии при любом вмешательстве в систему, связанном с ее разгерметизацией, а поскольку студенты колледжа и курсов повышения квалификации сдают практический экзамен, им никуда не деться от приобретения необходимых навыков.

Мы не могли удержаться от немного провокационного вопроса: что будет с этими навыками после того, как студенты закончат колледж? Ведь в конечном счете лишь от монтажника зависит, попадет отработанный R22 в атмосферу или в баллон. Александр Евгеньевич уверен: навык забыт не будет, ведь купить новый хладагент дороже, чем использовать старый, и если сейчас выбор часто за монтажником, то подорожание R22 заставит руководителей фирм быстро сообразить, какое указание нужно дать рабочим и каким оборудованием снабдить для его выполнения. Тем более что станция для эвакуации хладагента стоит от 1000 долл. США, это даже при нынешних ценах на хладагенты не так много, а с учетом того, что дефицит R22 будет только увеличиваться, это вложение очень быстро себя окупит.

Программа ЮНИДО поможет возродить профессиональное образование в HVAC&R-бизнесе

Программа обучения и сертификации Проекта ГЭФ/ЮНИДО призвана содействовать поэтапному сокращению потребления гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) и освоению инновационных технологий, приходящих на смену ГХФУ и гидрофторуглеродам (ГФУ). Программа предполагает создание системы подготовки и сертификации профессиональных кадров для климатической, холодильной и других отраслей.

В рамках Программы решаются следующие задачи:

  • Создание системы сертификации и аттестации.
  • Создание и ведение Единого общероссийского реестра технических специалистов.
  • Разработка и апробация новых учебных программ, внесение в существующие учебные программы изменений, позволяющих выполнить цели Национального плана действий по поэтапному сокращению производства и потребления ГХФУ и стимулированию перехода на не содержащее ГФУ энергоэффективное холодильное и климатическое оборудование.
  • Переобучение, аттестация и внесение в Общероссийский реестр технических специалистов, работающих с ХФУ, ГХФУ, ГФУ и озонобезопасными альтернативными хладагентами, а также специалистов предприятий, получивших с помощью Проекта ГЭФ/ЮНИДО новые технологии и оборудование.

Координация данной программы возложена на Комиссию по обучению и сертификации при Координационном комитете Проекта ГЭФ/ЮНИДО. К подготовке и реализации программы предполагается привлечь федеральные органы исполнительной власти, саморегулируемые организации, общественные объединения, производителей оборудования, сервисные организации. Кроме того, будет подготовлен проект нормативно-правового документа, запрещающего работу неаттестованных специалистов с ХФУ, ГХФУ, ГФУ и озонобезопасными хладагентами, и создана унифицированная система сертификации и аттестации.

В результате реализации перечисленных мер будут подготовлены кадры, обученные профессиональной работе как с озоноразрушающими, так и с озонобезопасными хладагентами, наведен порядок с рабочими специальностями в климатическом и холодильном бизнесе, а также создан Единый общероссийский реестр специалистов. Кроме того, Программа содействует развитию профессионального образования, формированию экологического сознания в обществе и бизнесе, а также внедрению экологических энергоэффективных технологий и оборудования на территории Российской Федерации.

Одно плохо: все это касается только обучающихся сейчас монтажников, а ведь около 70 % работников отрасли вообще нигде никогда ничему по специальности не учились. Конечно, то, что удастся собрать и повторно использовать 30 % R22, тоже своего рода победа, но — только тактическая. Чтобы достичь стратегической цели, придется здорово потрудиться…

Статья подготовлена редакцией журнала «ЮНИДО в России»

Статья предоставлена журналом «ЮНИДО в России»: Обучение монтажников на примере колледжа № 19, или что такое станция эвакуации хладагента