Гидрохлорфторуглероды: современное состояние и прогноз производства и потребления в Российской Федерации до 2020 года
Гидрохлорфторуглероды (ГХФУ) все еще широко применяются в различных секторах экономики России в качестве хладагентов или компонентов смесевых хладагентов, вспенивателей (порообразователей) в ряде технологий производства изделий из полиуретана, растворителей (компонентов смесевых растворителей) в технологических процессах обезжиривания, очистки и промывки, а также теплоносителей в кондиционерах воздуха и тепловых насосах. Ограничения, накладываемые на их производство и потребление Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, предопределяют принятие законодательными и федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации соответствующих решений.
К переходным озоноразрушающим веществам относятся фторхлорсодержащие органические химические соединения — ГХФУ, обладающие относительно небольшим озоноразрушающим портенциалом (ОРП) и не вошедшие в первоначальный объем веществ, контролируемых в рамках Монреальского протокола.
Потребление и производство этих веществ Сторонами Монреальского протокола подлежат регулированию на основании Копенгагенской (1992 г.) и Пекинской (1999 г.) поправок, вступивших в силу для Российской Федерации с 14.12.2005 (постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 № 539 «О принятии Российской Федерацией поправок к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой»).
Из 40-ка ГХФУ, перечисленных в группе I приложения С к Монреальскому протоколу, в Российской Федерации в качестве хладагентов, вспенивателей (порообразователей), пропеллентов и технологических средств очистки, обезжиривания и промывки используются лишь 4: ГХФУ 21, ГХФУ 22, ГХФУ 141b и ГХФУ 142b. При этом самыми массовыми в производстве и потреблении являются в Российской Федерации ГХФУ 22 и ГХФУ 141b. Ранее в стране имелось незначительное потребление ГХФУ 122, ГХФУ 122a и ГХФУ 123.
Обращение ГХФУ в Российской Федерации в 2007–2012 гг.
В согласованном заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и статью 82 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях в части обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, к Венской конвенции об охране озонового слоя» дано определение термина «обращение озоноразрушающих веществ», под которым понимается «производство, использование, транспортировка, хранение, рекуперация, восстановление, рециркуляция и уничтожение озоноразрушающих веществ, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ».
В рамках настоящей статьи ограничимся рассмотрением производства ГХФУ, их использования в качестве сырья для синтеза озонобезопасных веществ, а также ввоза и вывоза этих веществ. При этом в соответствии с Монреальским протоколом «производство» означает количество произведенных регулируемых веществ за вычетом того количества веществ, которое уничтожается с применением технологий, подлежащих утверждению его Сторонами, а также того количества веществ, которое используется исключительно как сырье для производства других химических веществ. Количество веществ, подвергшихся рециркуляции и повторному использованию, не рассматривается как «производство». Также в этом международном соглашении дано определение термина «потребление», который означает «производство» плюс «импорт» минус «экспорт» минус «основные виды применения» регулируемых веществ. С признанием Сторонами Монреальского протокола основными видами применения того или иного использования ГХФУ российские экологические, экономические и дипломатические ведомства столкнутся не ранее 2020 г., а пока исключим этот фактор из расчетов.
В таблицах 1-4 представлена информация о потреблении ГХФУ в Российской Федерации ГХФУ в течение 2007–2012 гг.
Таблица 1. Потребление ГХФУ 21 (Код ТН ВЭД ТС 2903791100) в Российской Федерации в 2007 – 2012 гг. (в метрических тоннах – мт)
Годы | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
---|---|---|---|---|---|---|
Производство | 353,8 | 110,0 | 89,4 | 202,7 | 213,5 | 277, 5 |
Сырье | 344,8 | 110,0 | 54,6 | 0 | 0 | 0 |
Экспорт | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Импорт | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Потребление | 9,0 | 0 | 34,8 | 202,7 | 213,5 | 277,5 |
Таблица 2. Потребление ГХФУ 22 (Код ТН ВЭД ТС 2903710000) в Российской Федерации в 2007 – 2012 гг. (в мт)
Годы | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
---|---|---|---|---|---|---|
Производство | 31.144, 4 | 30.707,5 | 18.742,8 | 28.382,2 | 32.475,1 | 31.533,8 |
Сырье | 26.657,7 | 26.043,1 | 13.512,4 | 18.601,3 | 23.770,3 | 23.288,7 |
Экспорт | 53,3 | 0 | 70,2 | 16,0 | 4,4 | 0 |
Импорт | 7.767,2 | 8.021,2 | 5.801,0 | 250,0 | 0 | 0 |
Потребление | 12.200,6 | 12.685,6 | 10.961,2 | 10.014,9 | 8.700,4 | 8.245,1 |
Таблица 3. Потребление ГХФУ 141b (Код ТН ВЭД ТС 2903730000) в Российской Федерации в 2007 – 2012 г.г. (в мт)
Годы | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
---|---|---|---|---|---|---|
Производство | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Сырье | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Экспорт | 0,3 | 2,5 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Импорт | 2.758,7 | 3.271,9 | 2.842,6 | 1.357,0 | 3.156,5 | 1.821,0 |
Потребление | 2.758,4 | 3.269,4 | 2.842,6 | 1.357,0 | 3.156,5 | 1.821,0 |
Таблица 4. Потребление ГХФУ 142b (Код ТН ВЭД ТС 290374000) в Российской Федерации в 2007 – 2012 гг. (в мт)
Годы | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
---|---|---|---|---|---|---|
Производство | 1.024,4 | 797,3 | 347,9 | 579,6 | 773,6 | 450,2 |
Сырье | 496,5 | 452,4 | 301,3 | 476,5 | 644,2 | 418,9 |
Экспорт | 10,2 | 0 | 0 | 24,0 | 0 | 0 |
Импорт | 304,4 | 829,0 | 255,0 | 5,8 | 0 | 0 |
Потребление | 822,1 | 1.173,9 | 301,6 | 84,9 | 129,4 | 31,3 |
Международные обязательства Российской Федерации по сокращению производства и потребления ГХФУ
Резюме мер регулирования потребления ГХФУ в Российской Федерации:
- Базовый уровень потребления ГХФУ, установленный для Российской Федерации в рамках Монреальского протокола, составляет 3.996,9 т ОРП (потребление ГХФУ в 1989 г. + 2,8 % от потребления хлорфторуглеродов (ХФУ) в 1989 г.).
- Замораживание — 1996 г.
- 35 %-ное сокращение (2.597,99 т ОРП) — 01.01.2004.
- 75 %-ное сокращение (999,23 т ОРП) — 01.01.2010.
- 90 %-ное сокращение (399,69 т ОРП) — 01.01.2015.
- 99,5 %-ное сокращение (19,98 т ОРП) — 01.01.2020 (после этой даты потребление ГХФУ ограничивается обслуживанием холодильного оборудования и оборудования для кондиционирования воздуха, существующего на эту дату).
- 100 %-ное сокращение — 01.01.2030.
Резюме мер регулирования производства ГХФУ в Российской Федерации:
- Базовый уровень производства ГХФУ, установленный для Российской Федерации в рамках Монреальского протокола, составляет 4.066,1 т ОРП (усредненный показатель от производства ГХФУ в 1989 г. + 2,8 % от объема производства ХФУ в 1989 г. и от потребления ГХФУ в 1989 г. + 2,8 % от потребления ХФУ в 1989 г.).
- Замораживание — 01.01.2004.
- 75 %-ное сокращение (1.016,25 т ОРП) — 01.01.2010.
- 90 %-ное сокращение (406,61 т ОРП) — 01.01.2015.
- 99,5 %-ное сокращение (20,33 т ОРП) — 01.01.2020 (после этой даты производство ГХФУ ограничивается обслуживанием холодильного оборудования и оборудования для кондиционирования воздуха, изготовленного до этой даты).
- 100 %-ное сокращение — 01.01.2030.
Анализ выполнения обязательств Российской Федерации по сокращению производства и потребления ГХФУ в 2007–2012 гг.
Пересчет в т ОРП производства и потребления ГХФУ в Российской Федерации был осуществлен на основании индивидуальных ОРП, определенных Приложением С к Монреальскому протоколу, следующих веществ:
- ГХФУ 21 0,04
- ГХФУ 22 0,055
- ГХФУ 141b 0,11
- ГХФУ 142b 0,065
Предельный уровень производства ГХФУ, установленный Монреальским протоколом на период до 31.12.2009, составляет 4.066,1 т ОРП, на период с 01.01.2010 до 31.12.2014–1.016,25 т ОРП, а на период с 01.01.2015 до 31.12.2019–406,61 т ОРП. С учетом информации, представленной в таблице 5 можно отметить, что Российская Федерация в период с 2007 по 2012 гг. находилась в режиме соблюдения обязательств по Монреальскому протоколу в части производства ГХФУ.
Таблица 5. Производство всех видов ГХФУ в Российской Федерации в 2007 – 2012 гг. (в т ОРП)
Годы | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
---|---|---|---|---|---|---|
Производство | 281,4 | 279,0 | 292,1 | 552,8 | 495,7 | 466,6 |
Предельный уровень потребления ГХФУ, установленный Монреальским протоколом на период до 31.12.2009, составляет 2.597,99 т ОРП, на период с 01.01.2010 до 31.12.2014–999,23 т ОРП, а на период с 01.01.2015 до 31.12.2019–399,69 т ОРП. С учетом информации, представленной в таблице 6, Российская Федерация в период с 2007 по 2012 гг. также находилась в режиме соблюдения обязательств по Монреальскому протоколу в части потребления ГХФУ.
Таблица 6. Потребление всех видов ГХФУ в Российской Федерации в 2007 – 2012 гг. (в т ОРП)
Годы | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
---|---|---|---|---|---|---|
Производство | 1.028,3 | 1.133,6 | 940,4 | 733,8 | 842,7 | 666,9 |
Из приведенных выше значений фактического производства и потребления ГХФУ следует, что Российская Федерация в большей степени ограничена уровнями потребления этих веществ, в связи с чем была предпринята попытка оценить возможность выполнения обязательств страны по Монреальскому протоколу именно в этой сфере с 2013 по 2020 гг.
Прогноз структуры потребления ГХФУ в Российской Федерации ГХФУ в 2013–2014 гг., в 2015–2019 гг. и в 2020–2029 гг. (таблицы 7-11).
Таблица 7. Максимальное потребление всех видов ГХФУ в Российской Федерации в соответствии с Монреальским протоколом до 2030 г. (в т ОРП)
Годы | 2013—2014 | 2015—2019 | 2020—2029 | 2030 |
---|---|---|---|---|
Производство | 999,3 | 399,69 | 19,98 | 0 |
Таблица 8. Прогноз структуры потребления ГХФУ в Российской Федерации в 2013 – 2014 гг. (в мт и т ОРП)
Потребление | 2013 г. | 2014 г. | Примечание | ||
---|---|---|---|---|---|
мт | т ОРП | мт | т ОРП | ||
ГХФУ 21 | 300,0 | 12,0 | 250,0 | 10,0 | Производство |
ГХФУ 22 | 12.400,0 | 682,0 | 12.800,0 | 704,0 | Производство |
ГХФУ 141b | 2.500,0 | 275,0 | 2.000,0 | 220,0 | Импорт |
ГХФУ 142b | 450,0 | 29,25 | 1.000,0 | 65,0 | Производство |
Всего: | 15.650,0 | 998,25 | 16.050,0 | 999,0 |
Таблица 9. Прогноз структуры потребления ГХФУ в Российской Федерации в 2015 – 2016 гг. (в мт и т ОРП)
Потребление | 2015 г. | 2016 г. | Примечание | ||
---|---|---|---|---|---|
мт | т ОРП | мт | т ОРП | ||
ГХФУ 21 | 150,0 | 6,00 | 125,0 | 5,0 | Производство |
ГХФУ 22 | 4.270,0 | 234,85 | 4.790,0 | 263,45 | Производство |
ГХФУ 141b | 1.000,0 | 110,00 | 750,0 | 82,5 | Импорт |
ГХФУ 142b | 750,0 | 48,75 | 750,0 | 48,75 | Производство |
Всего: | 6.170,0 | 399,6 | 6.415,0 | 399,7 |
Таблица 10. Прогноз структуры потребления ГХФУ в Российской Федерации в 2017 – 2018 гг. (в мт и т ОРП)
Потребление | 2017 г. | 2018 г. | Примечание | ||
---|---|---|---|---|---|
мт | т ОРП | мт | т ОРП | ||
ГХФУ 21 | 100,0 | 4,0 | 75,0 | 3,00 | Производство |
ГХФУ 22 | 5.600,0 | 308,0 | 6.240,0 | 343,2 | Производство |
ГХФУ 141b | 500,0 | 55,0 | 250,0 | 27,5 | Импорт |
ГХФУ 142b | 500,0 | 32,5 | 400,0 | 26,0 | Производство |
Всего: | 6.700,0 | 399,5 | 6.965,0 | 399,7 |
Таблица 11. Прогноз структуры потребления ГХФУ в Российской Федерации в 2019 – 2020 гг. (в мт и т ОРП)
Потребление | 2019 г. | 2020 г. | Примечание | ||
---|---|---|---|---|---|
мт | т ОРП | мт | т ОРП | ||
ГХФУ 21 | 40,0 | 1,6 | 0 | 0 | Производство |
ГХФУ 22 | 6.750,0 | 371,25 | 363,3 | 19,98 | Производство |
ГХФУ 141b | 125,0 | 13,75 | 0 | 0 | Импорт |
ГХФУ 142b | 200,0 | 13,0 | 0 | 0 | Производство |
Всего: | 7.115,0 | 399,6 | 363,3 | 19,98 |
Прогноз структуры производства ГХФУ в Российской Федерации ГХФУ в 2013–2014 гг., в 2015–2019 гг. и в 2020–2029 гг.
Следует отметить, что в отличие от ситуации с ХФУ, имевшей место в 2000 году, когда их производство осуществлялось на семи предприятиях, изготовление ГХФУ в Российской Федерации сконцентрировано на трех: ВОАО «Химпром», г. Волгоград, ОАО «ГалоПолимер Пермь», г. Пермь и ООО «ГалоПолимер Кирово-Чепецк», г. Кирово-Чепецк Кировской обл.
С учетом вышеизложенного прогноза уровня потребления ГХФУ в Российской Федерации с 2013 по 2020 гг. возможная структура производства этих веществ (квот на их производство) может иметь следующий вид (таблица 12).
Таблица 12. Прогноз структуры производства ГХФУ в Российской Федерации в 2013 – 2020 гг. (в мт)
Хладон | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
R21 | 300,0 | 250,0 | 150,0 | 125,0 | 100,0 | 75,0 | 40,0 | 0 |
R22 | 12.400,0 | 12,800,0 | 4.270,0 | 4.790,0 | 5.600,0 | 6.240,0 | 6.750,0 | 363,3 |
R142b | 450,00 | 1.000,0 | 750,0 | 750,0 | 500,0 | 400,0 | 200,0 | 0 |
Всего: | 13.150,0 | 14.050,0 | 5.170,0 | 5.665,0 | 6.200,0 | 6.715,0 | 6.990,0 | 363,3 |
При прогнозировании уровней производства ГХФУ в Российской Федерации были учтены максимальные уровни потребления этих веществ, установленные Монреальским протоколом. Предполагается, что квоты на производство ГХФУ предприятиями будут устанавливаться Минприроды России на ежегодной основе.
Производство ГХФУ 21 в период с 2013 по 2020 гг. будет монотонно убывать по мере снижения спроса на него.
Уровни производства ГХФУ 22 в 2013–2014 гг. в объеме 12.400–12.800 мт превышают реальные потребности экономики страны, что позволит предприятиям — производителям ГХФУ и другим заинтересованным хозяйствующим субъектам создать промежуточные запасы (банки) ГХФУ 22 для покрытия дефицита этого хладона в 2015–2017 гг. Возросшие объемы производства ГХФУ 22 в 2018–2019 гг. за счет снижения квот на производство и импорт других хладонов при одновременном сокращении его потребления позволят заложить в запасы (банки) ГХФУ 22 в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей российской экономики (в том числе в специальных и особо важных видах применения) в этом веществе в качестве хладагента с 2020 по 2030 гг. и последующие годы.
Первоначальный рост объемов производства ГХФУ 142b запланирован исходя из предположения, что ряд потребителей ГХФУ 141b, не осуществивших аппаратную (технологическую) конверсию своих производственных мощностей, в связи с дефицитностью последнего будет вынужден перейти на использование смеси ГХФУ 22/142b в качестве вспенивателя.
Одним из возможных механизмов системы квотирования производства ГХФУ может быть перераспределение установленных в мт для отдельных видов ГХФУ квот в рамках общей квоты предприятия в т ОРП по согласованию с Минприроды России и Минпромторгом России.
С 01.01.2020 допустимый уровень производства ГХФУ 22 не может превышать уровень 363,27 мт. При этом следует иметь в виду, что производство этого хладона по всей видимости сохранится для использования в качестве исходного сырья для синтеза политетрафторэтилена (ПТФЭ) — тефлона или фторопласта-4 (- C2F4 -) n.
Сохранение производства других ГХФУ после 31.12.2019 не представляется целесообразным. В соответствии с Монреальским протоколом ГХФУ 22 может ежегодно производиться (до 2030 г.) в указанном выше объеме для использования в сервисном обслуживании холодильного оборудования и оборудования для кондиционирования воздуха, изготовленного до 31.12.2019. По-видимому, это будет холодильное оборудование специального назначения.
Василий Целиков,
старший технический советник ЮНИДО
Статья предоставлена журналом «ЮНИДО в России»: Гидрохлорфторуглероды: современное состояние и прогноз производства и потребления в Российской Федерации до 2020 года