Уважаемый посетитель! Сайт www.ozoneprogram.ru использует файлы cookie и похожие технологии, чтобы с помощью достоверной и персонализированной информации улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с предупреждением об использовании файлов cookie на сайте www.ozoneprogram.ru. Если вы не согласны с использованием файлов cookie, настройте браузер или откажитесь от посещения сайта. Закрыть
Вывод озоноразрушающих веществ
и фторсодержащих газов в Российской Федерации
Назад
  • Завершен региональный этап Конкурса, близок к завершению федеральный этап Конкурса «Защити озоновый слой и климат Земли». Более 400 лучших работ в настоящий момент оценивается экспертами и членами жюри, по результатам решения которых будут определены участники финального этапа.
  • Финальный этап пройдет с 14 по 16 сентября 2013 года, а победители будут объявлены 16 сентября – именно в этот день во всем мире отмечается «Международный день защиты озонового слоя».

Проведенные многими участниками Конкурса опросы показывают, что при ответе на вопрос «Знаете ли вы о проблеме защиты озонового слоя?» в большинстве случаев от 50 до 90% российских ребят ответили положительно (чаще встречался ответ—80-90%).

Положительно оценивая общую осведомленность наших конкурсантов, хотелось бы поделиться некоторыми наблюдениями, которые могут быть полезны для увеличения экологической грамотности по проблеме защиты озонового слоя в России. Ну и, конечно, помочь нашим финалистам в подготовке к участию в финале Конкурса!

1. На конкурс «Защити озоновый слой и климат Земли» было прислано определенное количество нетематических работ, предлагающих анализ региональных экологических проблем, политическую поддержку руководителей региона, очистку святых источников и программы по озеленению территорий. При всей важности данных вопросов, их освещения не достаточно для того, чтобы стать конкурсной работой по теме защите озонового слоя.

Практическая рекомендация – необходимо внимательнее изучать прилагаемые методические материалы и улучшить качество проверки работ на региональном этапе Конкурса. Также, возможно, с учетом популярности темы «экология в моем регионе», стоит организовать проведение отдельных конкурсов по этой тематике.

2. Значительный процент присланных работ показал, что участники Конкурса (а значит и их научные руководители) смешивают и путают проблему разрушения озонового слоя и проблему глобального потепления и изменения климата Земли, озоноразрушающие вещества и фторсодержащие парниковые газы, Монреальский и Киотский протоколы. Не будем скрывать, что это типовая ошибка не только для детей, но и для многих представителей взрослого населения. Безусловно, многие озоноразрушающие вещества являются парниковыми газами, но механизмы разрушения озонового слоя и механизмы изменения климата различны и это должно быть учтено или отражено в конкурсных работах.

Практическая рекомендация – при подготовке следующих конкурсных работ более тщательно изучить эти механизмы, раскрыть их для детей и сделать акцент на разнице двух этих проблем, не отрицая и показывая также их взаимосвязь.

3. Большинство разобравшихся в механизмах разрушения озонового слоя – тем не менее не очень ясно представляют себе:

  • актуальность решаемых для Российской Федерации задач. Например, в ряде работ рассказывается о необходимости запрета хлорфторуглеродов – хотя в настоящий момент в России выводятся из обращения менее опасные гидрохлорфторуглероды, а производство ХФУ было полностью прекращено в России уже в 2000-м году;
  • необходимые меры по защите озонового слоя. Так, в качестве наиболее часто предлагаемых мер по защите озонового слоя предлагается массовое высаживание деревьев, переход на использование электромобилей и другие меры, не имеющие прямого отношения к защите озона.

Практическая рекомендация – при подготовке следующих работ подробно рассказать об истории защиты озонового слоя и о современных задачах, стоящих перед Россией, а также подробно осветить эффективные меры по защите именно озонового слоя.

4. Очень небольшое количество работ посвящено проблемам вывода озоноразрушающих веществ в конкретных секторах – в кондиционировании и холодильном оборудовании, в производстве пеноматериалов, в медицинских дозированных ингаляторах. Это особенно удивительно, так как именно для обучающихся в соответствующих учебных заведениях проблема отказа от старых технологий и перехода на новые должна быть сверхактуальной – это и новые вещества, и повышенные требования к специалистам, и новые рынки (изъятие и утилизация хладагентов, проверка герметичности установленных систем).

Практическая рекомендация – проверить учебные программы соответствующих учебных заведений на актуальность и освещение соответствующей проблемы и альтернатив. В дальнейшем привлечь к участию в данном Конкурсе большее количество специализированных профессиональных учебных заведений по данным направлениям.

5. Направленные работы позволили вскрыть ряд важных проблем – например, широкую распространенность оборудования на хлорфторуглеродах (их вывод был осуществлен еще в конце 90-х – начале 2000-х) в некоторых регионах России. По данным участников, фактические продажи оборудования с ХФУ были завершены совсем недавно и их еще можно встретить на розничном рынке. Эта информация действительно очень важна и мы будем изучать ее достоверность.

В завершении хотелось бы поблагодарить всех участников Конкурса за подготовленные работы. Будем ждать подведения итогов федерального этапа, когда станут известны финалисты Конкурса.

Огромное спасибо и удачи!