+7(499) 9430021
Unido GEF
День защиты Озонового слоя – в России Аммиак как хладагент Европейская система сертификации специалистов климатического и холодильного бизнеса

Сайт временно не поддерживается
Tech support temporarily suspended

Компоненты проекта:

Нормативная база:

Озоновый слой и его защита:

КОНТАКТЫ

Темы:

юнидо,   фторсодержащие газы,   гхфу,   озоноразрушающие вещества,   озонобезопасные вещества,   минприроды россии,   природные хладагенты,   ГЭФ,   Холодильная техника,   монреальский протокол,   ГФУ,   охрана окружающей среды,   охрана озонового слоя,   CO2,   озонобезопасные технологии,   углеводороды,   фреон 22,   аммиак,   защита озонового слоя,   ХФУ,   день охраны озонового слоя,   хлорфторуглероды,   пропан,   передача технологий,   день защиты озонового слоя,   потенциал глобального потепления,   Конкурс,   закон об охране озонового слоя,   утилизация ОРВ,   МЦНТИ,   юнеп,   холодильный бизнес,   DuPont,   r141,   Колледж № 23,   Honeywell,   циклопентан,   озоноразрушающий потенциал,   ГалоПолимер,   технологии,   изобутан,   Аммиак - международный опыт,   сертификация монтажников,   метилформиат,   гидрофторолефины,   r142,   ПОЗиС,   озоновые дыры,   выбросы парниковых газов,   минобрнауки россии,   климатический бизнес,   парниковые газы в атмосфере,   парниковый эффект,   ГХФУ-21,   Daikin,   Россоюзхолодпром,   WorldSkills,   профессиональные стандарты,   фтс россии,   метан,   Химпром,   директивы ес,   Мероприятия,   мвд россии,   Мир Климата выставка,   озоновый слой атмосферы,   борьба с глобальным потеплением,   пентан,   СЭПО-ЗЭМ,   глобальное потепление в мире,   институциональная поддержка,   Аммиак и природные хладагенты,   ИСЗС-Монтаж,   озоновая дыра,   Аммиак в России,   глобальное потепление земли,   Владипур

Институциональные предложения ЮНИДО для Минприроды России

Предложения по институциональному усилению в сфере государственного регулирования оборота озоноразрушающих веществ (далее — ОРВ) и продукции, их содержащей, в Российской Федерации были подготовлены в рамках компонента по институциональной поддержке Проекта ЮНИДО/ГЭФ-Минприроды России «Поэтапное сокращение потребления гидрохлорфторуглеродов и стимулирование перехода на не содержащее гидрофторуглероды энергоэффективное холодильное и климатическое оборудование в Российской Федерации посредством передачи технологий» на основании писем, поступивших от саморегулируемых организаций, отраслевых ассоциаций, производителей оборудования, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений в ответ на запрос директора Центра международного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации С. А. Короткова.

1. Необходимо в короткие сроки запретить импорт и производство оборудования, работающего на ОРВ

При отсутствии запрета будет продолжаться накопление проблем с сервисным обслуживанием этого оборудования, которые станут критичными для потребителей в Российской Федерации после 2015 г.

В 2010 г., по предварительным оценкам, в Россию было завезено только бытовых и полупромышленных кондиционеров с озоноразрушающим потенциалом (далее — ОРП) в 135 тонн ОРП. Ввоз и производство техники на ОРВ активно продолжалось и в 2011 г. В условиях 90%-ного сокращения потребления гидрохлорфторуглеродов (далее — ГХФУ) к 2015 году от базового уровня и отсутствия запрета на импорт оборудования на ГХФУ основными представителями рынка холодильной и климатической техники прогнозируется появление серьезных проблем у потребителей, которым с 2015 г. ее будет фактически нечем легально обслуживать. В качестве примера приведен положительный зарубежный опыт заблаговременного запрета производства и импорта оборудования на ГХФУ в Европейском союзе.

Производители озонобезопасного оборудования (без ГХФУ) указывают также на то, что отсутствие запрета на импорт и производство оборудования на ГХФУ ставит их в неконкурентные условия по сравнению с производителями и дистрибьюторами, которые до настоящего времени активно распространяют и пропагандируют преимущества использования оборудования, заправленного ГХФУ. Как известно, оборудование на ОРВ имеет более низкую стоимость и гораздо проще в установке. Поэтому отсутствие запрета способствует тому, что озонобезопасное оборудование не распространяется на территории Российской Федерации.

2. Необходимы меры нормативно-правового характера по обязательной переработке и утилизации оборудования, содержащего ОРВ, а также комплекс соответствующих документов, регулирующих проведение этих работ и стимулирующих потребителей к утилизации ОРВ

Огромное количество выброшенного потребителями на свалку оборудования содержит не только опасные для озонового слоя ХФУ и ГХФУ, но и различные ядовитые вещества. Выброшенные холодильники и кондиционеры, не прошедшие утилизацию, «утилизируются» собирателями цветных металлов. Учитывая отсутствие обязательной системы утилизации ОРВ и оборудования, их содержащего, можно быть уверенным, что не менее 90% ОРВ, которые содержатся в выброшенной технике, окажутся в атмосфере.

Представители бизнеса указывают также на необходимость разработки эффективных механизмов реализации данных мер, а также признают важность изыскания средств из федерального бюджета на поддержку программ по утилизации ОРВ и внедрение финансового стимулирования организаций, которые такую работу будут вести. Также предлагается создать централизованную систему утилизации старых заправленных ХФУ-12 холодильников для откачки и регенерации хладонов (по аналогии с утилизацией старых автомобилей и приобретения новых со скидкой) с целью охраны озонового слоя и поддержки российских производителей холодильной техники.

3. Необходима разработка механизма квотирования импорта и производства ОРВ с учетом существующих нужд промышленности и народного хозяйства.

Отсутствие механизма квотирования, по мнению представителей рынка, не позволяет заинтересованным бизнес-структурам планировать свою деятельность и создает предпосылки для злоупотреблений (в том числе и для монополизации рынка).

При разработке таких механизмов необходим учет потребностей в ГХФУ особо важных потребителей (военно-промышленный комплекс, атомная промышленность, медицина и др.). Компании просят создать ясный и прозрачный механизм квотирования, а также допустить к распределению квот тех российских производителей, которые до 2010–2011 гг. эти вещества не импортировали, а закупали на местном рынке. При этом они являются крупными производителями компонентов для сотен российских промышленных потребителей.

4. Необходимо создать систему обязательной аттестации и обучения специалистов, которые монтируют и обслуживают климатические и холодильные системы, а также сформировать Единый общероссийский реестр таких специалистов

Без создания Единого реестра и системы аттестации специалистов технически невозможно выполнение обязательств России по Монреальскому протоколу. Об этом также говорит европейский опыт, где создана система сертификации именно конкретных специалистов в рамках программ по отказу от потребления ОРВ.

Известно, что не менее 70 % специалистов в России, устанавливающих и обслуживающих климатические и холодильные системы, — это самоучки. Многие из них не имеют должных знаний и навыков и подтверждающих эти знания и навыки документов. При неквалифицированном монтаже и особенно демонтаже значительное количество ОРВ попадает в атмосферу и разрушает озоновый слой Земли. Работа с озонобезопасными хладагентами, которые либо работают при более высоком давлении, либо ядовиты, либо пожароопасны, несет потенциальную угрозу безопасности людей и зданий.

Кроме того, наличие системы подготовки квалифицированных специалистов и единой системы аттестации приветствуется производителями, которым по российскому законодательству приходится отвечать за результат установки оборудования монтажными организациями перед конечным потребителем (низкая квалификация означает дополнительные затраты на гарантийное обслуживание).

В связи с этим Минприроды России предлагается инициировать следующие институциональные шаги:

  • создание системы аттестации специалистов, работающих с ОРВ;
  • создание и ведение Единого общероссийского реестра технических специалистов, работающих с ОРВ;
  • разработка и апробация новых учебных программ, внесение в существующие учебные программы профессионального образования и общеобразовательные программы изменений, позволяющих выполнить стоящие перед страной цели;
  • разработка Национального плана действий по поэтапному сокращению производства и потребления ГХФУ и стимулированию перехода на не содержащее ГФУ энергоэффективное холодильное и климатическое оборудование в Российской Федерации;
  • организация переобучения, аттестации и внесения в Общероссийский реестр технических специалистов, работающих с ХФУ, ГХФУ, ГФУ и озонобезопасными альтернативными хладагентами.

5. Необходимо создание единой системы мониторинга потребителей ОРВ

Эта система могла бы позволить Минприроды России наладить сбор данных по потреблению ОРВ от производителей продукции, содержащей ОРВ; импортеров продукции, содержащей ОРВ; крупных потребителей, использующих ОРВ для собственных нужд. Все организации готовы предоставлять соответствующую их сфере деятельности информацию при наличии соответствующей нормативно-правовой базы.

6. Необходимы внесение изменений в существующие стандарты и нормативы, касающиеся проектирования, монтажа и эксплуатации климатического и холодильного оборудования, а также разработка новых нормативных документов.

Это в первую очередь создание двух национальных стандартов ГОСТ Р на хладагенты на основе международных стандартов ISO: ISO 17584:2005 «Свойства хладагентов» и ISO 817:2005 «Хладагенты органические. Система обозначений». Также рекомендуется внести изменения в стандарты, которые обязательны для членов саморегулируемых организаций.

7. Необходимо продумать эффективные институциональные меры для стимулирования распространения альтернативных озонобезопасных хладагентов.

Данное предложение состоит из двух частей: отмена решений, препятствующих распространению озонобезопасных хладагентов; использование методов стимулирования распространения озонобезопасных технологий и отказа от ОРВ с учетом европейского опыта.

Рядом участников предлагается осуществить «отказ от депрессивных существующих и выработку новых технических регламентов, нацеленных на стимулирование создания холодильных систем, использующих новейшие достижения в плане герметичности и компактности установок, малоемкости по хладагентам и их растворимости с маслами и, более того, исключающее вмешательство надзорных органов в процессе проектирования и эксплуатации не превышающих лимитов по заправке холодильных установок на аммиаке, диоксиде углерода и углеводородах, более того, с фаворизирующими налоговыми бонусами инвесторов, создающих подобные системы и полностью исключающих возникновение коррупционных составляющих подобной деятельности». Данные меры направлены на распространение холодильных систем нового поколения на озонобезопасных хладагентах.

Предлагается также инициировать работу по унификации существующей нормативной базы с законодательством ЕС, а также широко использовать европейский опыт, где процесс отказа от ГХФУ уже состоялся и имеется информация о положительном и отрицательном опыте тех или иных мер.

Также ряд организаций предлагает разработать Федеральную целевую программу, которая бы стимулировала (в том числе с использованием финансовых механизмов) отказ заказчиков от использования ГХФУ и замену оборудования, заправленного ГХФУ, на экологически безопасное и энергоэффективное оборудование.

8. Создание предпосылок для развития экологически безопасного производства в Российской Федерации

Необходимо возрождение производства холодильного оборудования в России с применением экологически безопасных технологий и веществ. Предлагается создать предпосылки «для привлечения инвесторов и развития производства в России новейших компрессоров, аппаратов, современных систем автоматики, например, на базе мощного технологического кластера, включающего в себя три указанных компонента и размещенного компактно в Еврозоне России с развитым высококвалифицированным кадровым персоналом и обеспечивающего создание надежных и безопасных холодильных систем для России и экспорта, в том числе продукции полной заводской готовности».

Отдельные предложения, которые также заслуживают внимания:

  • Минфину России совместно с Минпромторгом России предусмотреть возможность софинансирования предприятий, участвующих в реализации Проекта по выводу ГХФУ;
  • Формулирование и доведение через СМИ официальной позиции государства по данной тематике; пропаганда озонобезопасных и энергоэффективных технологий;
  • Разработка финансовых рычагов для стимулирования участников рынка по переходу на озонобезопасные технологии;
  • Включение требований по отказу от использования систем с ГХФУ при проектировании федеральных объектов;
  • Включение экологических требований (в том числе и требований по отказу от использования ГХФУ) в требования по обязательному энергоаудиту предприятий, т. е. в данном случае Программа по энергоэффективности будет совмещена с экологизацией производства;
  • Сформировать группу технического сопровождения Проекта для выработки институциональных предложений;
  • Компания «Дайкин» (Daikin), участвовавшая в подготовке предложений по парниковым газам для ЕС, выразила готовность к сотрудничеству при проведении такой же работы в Российской Федерации.

Официальный Интернет-сайт Проекта ЮНИДО/ГЭФ-Минприроды России № GF/RUS/11/001 «Поэтапное сокращение потребления гидрохлорфторуглеродов и стимулирование перехода на не содержащее гидрофторуглероды энергоэффективное холодильное и климатическое оборудование в Российской Федерации посредством передачи технологий»


Карта сайта