Вывод озоноразрушающих веществ и фторсодержащих газов в Российской Федерации
  • Арктический совет
  • Нефко
  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • МЦНТИ
Назад

29.04.2014 - 30.04.2014 - Рабочая встреча в Министерстве окружающей среды и урбанизации Турецкой Республики (МОСиУ)

Общая информация о системе учета ОРВ Турецкой Республики:

Рабочая встреча в Министерстве окружающей среды и урбанизации Турецкой Республики МОСиУ

Турецкая Республика является страной 5-ой статьи Монреальского Протокола. Тем не менее система учета озоноразрушающих веществ (ОРВ) в Турецкой Республике была создана уже в 2009 г. и доработана в 2011 с учетом замечаний представителей бизнеса с целью удобства пользования. Учет ведется комплексно в электронном виде (через онлайн-доступ к системе по адресу http://online.cevre.gov.tr) и в виде обычного документооборота (твердые копии документов, хранятся в компаниях 5 лет). При этом в базе данных скан-копии не хранятся, а содержатся только наиболее важные сведения из них для контроля деятельности компаний и подготовки отчетов о потреблении ОРВ.

В целом данная система напоминает европейскую, см.:
https://circabc.europa.eu/sd/a/6e32df10-ab7d-4bc0-83e1-ae3ef90cc45e/130820%20general%20manual%20EN%20v1.0.pdf
https://circabc.europa.eu/sd/a/31fc5933-faa3-49e7-a901-5586fdf20f5b/Registration%20Manual%20v1-2.pdf,
но имеет и свои особенности, например, в программе учета ОРВ нет формы для использования ОРВ в качестве лабораторных и аналитических реагентов, оформляется только в твердых копиях).

Участники рабочей встречи в Министерстве окружающей среды и урбанизации Турецкой Республики

Основа созданной системы учета ОРВ Турецкой Республики будет использована для создания системы учета фторсодержащих парниковых газов, которая начнет действовать уже в 2015 году (Турецкая Республика принимает за основу первую, «старую» версию F-regulation, тогда как в странах Евросоюза в 2015 году начнет действовать новая версия F-regulation). Причина введения контроля фторсодержащих газов, кроме экологических, заключается в том, что:

  • на территории Турецкой Республики расположены различные европейские производства HVAC&R;
  • продукция турецкого производства поставляется на рынки стран Евросоюза;
  • тесным сотрудничеством Турецкой Республики с Евросоюзом в целом, в том числе гармонизация законодательства.

Программа учета ОРВ была разработана под контролем МОСиУ фирмой-подрядчиком, но в настоящий момент поддерживается и дорабатывается техническими специалистами министерства. База данных для программы учета частично используется Министерства финансов Турции (общие регистрационные сведения о компаниях), тем не менее вся вводимая для учета информация об ОРВ хранится только в МОСиУ и выдается по требованиям правоохранительных и других органов только по официальным запросам.

Программа учета ОРВ

Учет ведется отдельно по каждому веществу. Программа учета ОРВ дает возможность МОСиУ создавать необходимые отчеты в соответствии с требованиями Монреальского Протокола и видеть подробные данные о каждом из отчитывающихся участников рынка.

Подотчетные юридические и физические лица: 4 основные категории подотчетных юридических лиц, конечные пользователи, специалисты по монтажу и обслуживанию оборудования:

4 основные категории подотчетных юридических лиц.

В программу учета ОРВ самостоятельно, но под контролем МОСиУ, заносят данные 4 основные категории подотчетных юридических лиц:

  1. Импортеры – те организации, которые осуществляют только импорт и экспорт хладагентов и дальнейшую его продажу производителям (группа 2), дистрибьюторам (группа 4) и также сервисным и монтажным компаниям, имеющим лицензию на работу с хладагентами (не относятся к 4 основным категориям подотчетных юридических лиц).
  2. Производители оборудования— данные организации не осуществляют импорт хладагента, он используется только для целей производства техники в Турецкой Республике;
  3. Импортеры-производители— данные компании могут импортировать хладагенты как с целью дальнейшей перепродажи, так и для производства оборудования;
  4. Дистрибьюторы— данные организации закупают хладагенты у группы 1 (импортеры) и группы 3 (импортеры-производители).
Страница импортера

Непосредственно производителей хладагентов в Турции нет и по этой причине данная категория подотчетных юридических лиц отсутствует в данной системе.

Кроме основных подотчетных юридических лиц, в программе учета ОРВ присутствуют еще и так называемые конечные пользователи (End users).

В Турецкой Республике под конечными пользователями понимают не собственников или потребителей систем с хладагентом, а сервисные и монтажные организации – юридические лица, которым в свою очередь продают хладагент импортеры и дистрибьюторы. Контролем за внесением в программу учета ОРВ данных сервисных и монтажных организаций занимаются импортеры, импортеры-производители и дистрибьюторы (1,3, 4), самостоятельно проверяя наличие сертифицированного для проведения работ с ОРВ персонала у данных компаний.

Производители оборудования без права импорта и продажи ОРВ (2) могут вносить в базу данных только свои собственные сервисные центры.

Также в программе содержится информация о техническом персонале (физические лица, специалисты по монтажу и обслуживанию холодильных систем) и сведения об их сертификате для проведения работ с ОРВ.

В отличие от европейской системы с 4 категориями специалистов с различными степенями допуска, в Турецкой Республике выдается только 1 разрешение на работу с ОРВ после соответствующего обучения и сертификации. Обучением и сертификацией специалистов занимаются аккредитованные государственные учебные заведения и учебные центры при ассоциациях. Обученный и сертифицированный специалист заносится в базу данных и «привязывается» только к одному юридическому лицу—его сертификатом не может пользоваться несколько сервисно-монтажных компаний.

Алгоритм работы с программой учета ОРВ на примере компании-импортера:

  1. Компания получает разрешение на проведение импортных операций;
  2. Далее компания регистрируется как импортер в системе. Данная компания может по своему статусу только закупать и продавать ОРВ, но не может их использовать для производства техники или установки систем. Соответствующий пакет документов (что необходимо для регистрации) содержится на сайте.
  3. Далее в Минэкономики подается заявка на получение квоты—это программа не учитывает.
  4. После определения получателей квот Минэкономики и передачи в МОСиУ соответствующих сведений, представитель МОСиУ входит в систему учета и вводит полученные данные.
  5. После введения полученных данных импортер может работать в системе с ОРВ:
    • вносит данные по конкретным импортным операциям в систему (распечатанный комплект документов согласовывается с МОСиУ и только после этого Таможенная служба разрешает импортеру провозить ОРВ через таможенный пост);
    • регистрирует в системе полученные количества ОРВ, которые соответственно числятся на складе;
    • ведет в системе операции по продажам ОРВ конечным пользователям (сервисные и монтажные организации), в том числе регистрирует данные организации в системе и проверяет наличие сертификата по возможности работы с ОРВ у их технического персонала.

Сроки проверки и сдачи отчетности:

  • Отчетность по операциям с ОРВ проводится отчитывающимися юридическими лицами ежемесячно.
  • Срок сдачи итоговой отчетности по ОРВ приурочен к общему сроку сдачи годовой финансовой отчетности юридическими лицами. В случае, если данные из программы не сходятся со складскими остатками—компания лишается возможности получения в дальнейшем лицензии на работу с ОРВ.
  • Обработкой сведений об основных 4 отчетных юридических лицах занимается 6 сотрудников МОСиУ. Это примерно около 1500 организаций.

Штрафные санкции:

В случае работы подотчетными организациями с ОРВ без лицензии—штраф в эквиваленте от 1000 до 100000 евро, в зависимости от степени нанесенного ущерба. В Турецкой Республики еще не было ни одного случая уголовного преследования за нарушение данных правил, так как все процессы хорошо контролируются и в этом нет необходимости.

Дополнительные данные об использовании ОРВ и альтернатив в Турецкой Республике:

  1. В Турецкой Республике в настоящий момент действует 3 основных центра по рециклингу;
  2. Уничтожение ОРВ практически отсутствует: оборудование с ОРВ вывозится специальными компаниями по сбору мусора на специальные места для хранения такого оборудования. Заводов по переработке холодильников и кондиционеров нет (как в Австрии и многих других странах Евросоюза), соответственно учет уничтоженных ОРВ до конца их жизненного цикла, таким образом, системно не ведется;
  3. Ввоз ОРВ может осуществляться через любой таможенный пост, но необходимо заблаговременно проинформировать об этом его представителей. Все посты имеют экспресс-анализаторы для определения типа хладагента и обученный персонал.
  4. В Турецкой Республике очень широко до сих пор применяется R-22 и также в меньшей степени ГФУ, использующиеся в связи с отказом от ОРВ. Аммиак в промышленных системах не популярен.

Уважаемый посетитель! Сайт www.ozoneprogram.ru использует файлы cookie и похожие технологии, чтобы с помощью достоверной и персонализированной информации улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с предупреждением об использовании файлов cookie на сайте www.ozoneprogram.ru. Если вы не согласны с использованием файлов cookie, настройте браузер или откажитесь от посещения сайта.