Уважаемый посетитель! Сайт www.ozoneprogram.ru использует файлы cookie и похожие технологии, чтобы с помощью достоверной и персонализированной информации улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с предупреждением об использовании файлов cookie на сайте www.ozoneprogram.ru. Если вы не согласны с использованием файлов cookie, настройте браузер или откажитесь от посещения сайта. Закрыть
Вывод озоноразрушающих веществ
и фторсодержащих газов в Российской Федерации
Назад

Как хорошо известно профессиональному сообществу в сфере разработки, производства, монтажа, эксплуатации и технического обслуживания холодильной техники, 2014 г. является последним годом периода, на который Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреальский протокол), установлено 75%-ое сокращение производства и потребления гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ), а с 1 января 2015 г. начинается период их 90%-го сокращения от базовых уровней или в 2,5 раза по отношению к уровню 2010–2014 гг. Из 40-ка ГХФУ, подлежащих регулированию в рамках Монреальского протокола, в Российской Федерации применяются 4 (ГХФУ-21, ГХФУ-22, ГХФУ-141b и ГХФУ-142b), а производятся 3 (ГХФУ-21, ГХФУ-22 и ГХФУ-142b). Нелишним будет напомнить, что в соответствии с Монреальским протоколом термин «потребление» озоноразрушающих веществ (ОРВ) означает «производство» плюс «импорт» минус «экспорт» минус «основные виды применения» регулируемых веществ.

Сокращения и аббревиатуры

Монреальский протокол — Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, — международный протокол к Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 г., подписанный в г. Монреаль 16 сентября 1987 г. Разработан с целью регулирования производства, потребления, экспорта, импорта и уничтожения озоноразрушающих веществ (ОРВ), перечисленных в приложениях A, B и C к Монреальскому протоколу. Монреальский протокол был дополнен корректировками и поправками в Лондоне (1990 г.), Копенгагене (1992 г.), Вене (1995 г.), Монреале (1997 г.) и Пекине (1999 г.).
Фреоны (хладоны) — название группы насыщенных алифатических хлор-, бром- и (или) фторсодержащих углеводородов, применяемых в качестве хладагентов, пропеллентов, вспенивателей, растворителей и средств огнегашения.
ОРС — озоноразрушающая способность или озоноразрушающий потенциал (ОРП) — расчетная величина, характеризующая активность регулируемых Монреальским протоколом веществ в отношении стратосферного озона. ОРС фреона ХФУ-11 была принята за единицу. ОРС регулируемых веществ рассчитаны на основе имеющихся в настоящее время знаний и подлежат периодическому пересмотру и уточнению.
ХФУ — хлорфторуглероды — фреоны с высокой ОРС (>0,6). Производство ХФУ было прекращено в Российской Федерации 20 декабря 2000 г.
ГХФУ — гидрохлорфторугле-роды — фреоны с низкой ОРС (<0,11).
ГФУ — гидрофторуглероды — озонобезопасные фреоны с нулевой ОРС. Являются парниковыми газами и, как правило, обладают высокими значениями потенциала глобального потепления (ПГП).
ГФО — гидрофторолефины — озонобезопасные фреоны с нулевой ОРС и низкими (близкими к диоксиду углерода) значениями ПГП.
мт — метрическая тонна — единица измерения веса, признанная Международной системой единиц СИ (1 мт = 1 т = 1000 кг).
т ОРС — тонна озоноразрушающей способности — единица измерения, принятая в рамках Монреальского протокола в отношении регулируемых веществ и получаемая посредством перемножения ОРС фреона на его вес в мт.

Уровни ежегодного допустимого потребления этих фреонов, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой», не должны превышать в 2014 г. — 999,2 т озоноразрушающей способности (ОРС), в 2015–2019 гг. — 399,69 т ОРС, в 2020–2029 гг. — 19,98 т ОРС. В этой связи оценка текущего уровня потребления ГХФУ в стране и анализ возможных мер для соблюдения этого напряженного графика могут оказаться полезными для профессионалов, все еще применяющих ГХФУ.

С учетом исторически сложившихся трендов в потреблении ГХФУ в Российской Федерации, а также необходимости инициирования создания резервных запасов (банков) фреонов для обеспечения функционирования имеющегося парка холодильного и климатического оборудования может быть предложена следующая структура производства и потребления этих веществ в 2014 г. и в 2015–2019 гг. в метрических тоннах (мт) и т ОРС1:

Потенциально российские производители могут изготавливать дополнительные объемы ГХФУ, эквивалентные (в т ОРС) объемам их экспорта, но учитывая, что разница между разрешенными Монреальским протоколом уровнями производства и потребления составляет всего лишь 6,92 т ОРС в период с 2015 по 2019 гг., то этот подход следует признать бесперспективным особенно с учетом необходимости создания запасов (банков) ГХФУ в стране. В последние годы Российской Федерацией был полностью утрачен рынок ГХФУ в Республике Казахстан в связи с неприсоединением последней (наряду с Ливией, Мавританией и Саудовской Аравией) к Пекинской поправке к Монреальскому протоколу, которой запрещаются любые экспортно-импортные операции с ГХФУ со странами, не являющимися ее Сторонами. С целью осуществления сбалансированной и скоординированной политики в сфере охраны озонового слоя и минимизации социально-экономических последствий выполнения обязательств по Монреальскому протоколу в рамках Таможенного союза целесообразно рекомендовать соответствующим органам исполнительной власти Республики Беларусь и Республики Казахстан в 2014 г. воспользоваться потенциальной возможностью закупки у российских предприятий ГХФУ-22, а с 2015 г. обеспечить создание своих запасов (банков) ГХФУ за счет импорта этих веществ из развивающихся стран (Китай, Индия и др.).

Таблица 1. Прогноз структуры производства и потребления ГХФУ в Российской Федерации в 2014 г. (в мт / т ОРС)

  ГХФУ-21 ГХФУ-22 ГХФУ-141b ГХФУ-142b
Производство 250,0 / 10,00 17940,9 / 986,75 0,0 / 0,00 300,0 / 19,50
Импорт 0,0 / 0,00 0,0 / 0,00 2000,0 / 220,00 0,0 / 0,00
Экспорт 0,0 / 0,00 4310,9 / 237,10 0,0 / 0,00 0,0 / 0,00
Потребление 250,0 / 10,00 13630,0 / 749,65 2000,0 / 220,00 300,0 / 19,50

Таким образом, потребление всех видов ГХФУ в 2014 г. составит 16180,0 мт или 999,15 т ОРС, а ежегодное потребление этих веществ в 2015–2019 гг. сократится до уровня 7262,5 мт или 399,69 т ОРС, что существенно ниже объемов потребления в 2011–2013 гг.

С целью минимизации социально-экономических последствий выполнения Российской Федерацией международных обязательств по Монреальскому протоколу с 01.01.2015 предлагается:

  • Ограничить ввоз на территорию Российской Федерации всех видов ГХФУ;
  • Сократить нелегальный ввоз ГХФУ на территорию Российской Федерации;
  • Создать федеральные и отраслевые резервные запасы (банки) ГХФУ;
  • Сохранить производство ГХФУ-22 на предприятиях, изготавливающих из него озонобезопасные фторполимеры;
  • Создать отечественное производство фреонов, безопасных для озонового слоя и климата Земли.

Рассмотрим эти меры подробнее:

1. Ограничение ввоза (импорта) на территорию Российской Федерации всех видов ГХФУ

С 2010 г. в Российской Федерации были установлены ограничения на ввоз всех видов ГХФУ за исключением ГХФУ-141b. Следует отметить, что в целом это решение дало положительный эффект как с точки зрения инициирования конверсии на озонобезопасные технологии потребляющих ГХФУ секторов российской экономики, так и сохранения производственного потенциала на предприятиях-производителях ГХФУ.

Таблица 2. Прогноз структуры производства и потребления ГХФУ в Российской Федерации в 2015–2019 гг.
(в мт / т ОРС)

  ГХФУ-21 ГХФУ-22 ГХФУ-141b ГХФУ-142b
Производство 150,0 / 6,00 6988,4 / 384,36 0,0 / 0,00 250,0 /16,25
Импорт 0,0 / 0,00 0,0 / 0,00 0,0 / 0,00 0,0 / 0,00
Экспорт 0,0 / 0,00 125,8 / 6,92 0,0 / 0,00 0,0 / 0,00
Потребление 150,0 / 6,00 6862,5 / 377,44 0,0 / 0,00 250,0 / 16,25

Таблица 3. Фактическое и прогнозируемое * потребление ГХФУ в Российской Федерации в 2010–2016 г. (в т ОРС)

Годы 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Потребление 733,8 842,7 666,9 548,7 999,2* 399,7* 399,7*

Производство и потребление ГХФУ-141b было прекращено в большинстве развитых стран еще до 2010 г. (например, в США — с 2003 г.).

С 2010 г. в связи с ограничением количества участников внешнеторговой деятельности, имеющих право ввозить ГХФУ-141b (см. табл. 4), наблюдался рост объемов нелегального импорта этого вещества на территорию Российской Федерации.

Таблица 4. Ввоз ГХФУ-141b (Код ТН ВЭД ТС 2903 73 000 0) в Российскую Федерацию в 2008–2012 гг. (по информации ФТС России) и распределение допустимых для ввоза в Российскую Федерацию в 2013 г. объемов ГХФУ-141b между участниками внешнеторговой деятельности (в мт)

№ № п/п Наименование участника внешнеторговой деятельности 2008 (факт.) 2009 (факт.) 2010 (факт.) 2011 (факт.) 2012 (факт.) 2013 (квота)
1. ООО «Дау Изолан» 1293,0 1260,0 980,0 1600,0 1300,0 2423,0
2. ООО «Натана Групп» 0 402,8 397,0 520,0 400,0 500,0
3. ООО «Химснаб М» 66,0 0 43,8 49,0 70,0
4. ООО «Фреоника» 0 18,8 18,3 0 0 14,1
5. ОАО «Химпром» 22,0 40,0 0 0 0
6. ООО «Маркон-Холод» 10,0 60,0 0 45,5 51,0 62,9
7. ООО «Радойл» 200,0 0 0 0 0
8. ООО «Хронопласт» 68,0 0 0 0 0
9. ООО «Реактив» 99,1 0 0 0 0
10. ООО «Лагуна Сервис» 1521,0 0 0 0 0
11. ООО «ДМБ-торг» 40,0 0 0 0 0
12. ООО «Союзснаблогис-тик» 0 40,0 0 0 0
13. ООО «Дисан» 0 1045,0 0 0 0
14. ООО «Техностиль» 0 18,8 0 0 0
  Итого: 3319,1 2885,4 1439,1 2214,5 1821,0 3000,0
  Общий объем ГХФУ-141b, ввезенный на территорию Российской Федерации 11679,1         1675,1*

* Общий объем ввезенного в Российскую Федерацию ГХФУ-141b в 2013 г. рассчитан автором на основании данных, приведенных в отчетах ФТС России.

По состоянию на сегодняшний день в секторе производства бытовой холодильной техники полностью отказались от потребления ГХФУ-141b и перешли на использование циклопентана ООО «Беко» (г. Киржач, Владимирская обл.), ООО «Вестел-СНГ» (г. Александров, Владимирская обл.), ООО «БСХ Бытовые приборы» (г. Санкт-Петербург), ЗАО «Завод холодильников «Стинол» (г. Липецк), ОАО «КЗХ «Бирюса» (г. Красноярск), ООО «Логера» (г. Руза, Московская обл.), ООО «Завод «Океан» (г. Уссурийск, Приморский край) и ООО «Техпроминвест» (г. Калининград). В настоящее время в рамках Проекта ЮНИДО / ГЭФ — Минприроды России «Поэтапное сокращение потребления ГХФУ и стимулирование перехода на не содержащее ГФУ энергоэффективное холодильное и климатическое оборудование в Российской Федерации посредством передачи технологий» реализуются подпроекты конверсии на озонобезопасные технологии (циклопентан) на ФГУП «Завод имени Серго» (г. Зеленодольск, Республика Татарстан) и ООО «СЭПО-ЗЭМ» (г. Саратов). Рассматривается возможность подготовки аналогичной программы для ООО «Торгово-промышленная компания «Орские заводы» (г. Орск Оренбургской обл.).

В секторе производства торгового холодильного оборудования (ТХО) вопросы конверсии на альтернативные вспениватели во многом уже решены. Перевод на циклопентан оставшихся крупнейших производителей этого сектора — ОАО «Полюс» (г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл), ООО «ПК «Совиталпродмаш» (г. Волжск, Республика Марий Эл) и др. также запланировано на 2014–2015 гг. как за счет собственных средств предприятий, так и за счет безвозмездной помощи, которая будет оказана в рамках Проекта ЮНИДО / ГЭФ — Минприроды России.

Основные крупные производители сэндвич-панелей в Российской Федерации (ЗАО «Ариада», г. Волжск, Республика Марий Эл, ЗАО «Вентиляционный завод ЛИССАНТ», г. Санкт-Петербург и др.) уже перешли на использование озонобезопасных вспенивателей. Предполагается, что другие предприятия этого сектора либо осуществят поэтапный переход с промежуточным внедрением технологий на основе ГХФУ-22 и смеси ГХФУ-22 / ГХФУ-142b, производство которых сохранится в Российской Федерации до 2020 г., либо сразу перейдут на применение озонобезопасных вспенивателей на основе циклопентана, метилформиата или гидрофторолефинов (ГФО).

Ряд производителей предизолированных труб (стальные трубы с тепловой изоляцией из пенополиуретана в полиэтиленовой или металлической оболочке), широко применяемых в нефте-, газо-, паро- и мазутопроводах, а также для наземной и подземной бесканальной прокладки тепловых сетей в ЖКХ и промышленности, в настоящее время отрабатывают использование в своих технологических процессах в качестве вспенивателя диоксида углерода и воды. В качестве временной альтернативы в рецептурах пенополиуретана на переходный период (до 2020 г.) этими промышленными предприятиями могут использоваться производимые в Российской Федерации ГХФУ-22, ГХФУ-142b, смеси ГХФУ-22 / ГХФУ-142b, смеси ГХФУ-22 и углеводородов (С3 — С6). Следует отметить, что применение этих веществ в качестве вспенивателей известно и апробировано, а их производство сохранится в России в приемлемых объемах. Важным обстоятельством является возможность использования этих веществ без замены применяемого в настоящее время предприятиями-производителями предизолированных труб технологического оборудования.

В целом, для осуществления конверсии промежуточной или окончательной на озонобезопасные технологии могут применяться:

  • Углеводороды (циклопентан, н-пентан);
  • Метилформиат (рецептура Ecomate Systems);
  • Гидрофторуглероды (ГФУ-245fa, ГФУ-365mfc, ГФУ-134a);
  • Диоксид углерода и вода;
  • Гидрофторолефины (ГФО-1234ze и ГФО-1233zd).

Следует отметить, что для использования циклопентана потребуется по меньшей мере частичная замена технологического оборудования (если оно было изготовлено в «предпентанизированном» исполнении), а также осуществление дополнительных противопожарных мероприятий, связанных с использованием огнеопасных веществ.

Для внедрения рецептур на основе метилформиата потребуется частичная модернизация узлов оборудования, контактирующих с этим коррозионно-активным вспенивателем.

Производство ГФО-1234ze, обладающего нулевой ОРС и потенциалом глобального потепления (ПГП) = 1, в 2014–2015 гг. будет развернуто рядом компаний (DuPont, Honeywell, Mexichem, Arkema). Его существенными преимуществами являются негорючесть, полная совместимость с оборудованием, на котором применяется ГХФУ-141b, а также энергоэффективность получаемой теплоизоляции (на 8–10% по сравнению с циклопентаном и на 4–6% по сравнению с ГФУ-245fa). Недостаток, пожалуй, один — цена (по крайней мере в ближайшие годы).

В связи с тем, что ГХФУ-141b обладает самой высокой ОРС (0,11) из всех выводимых из оборота в Российской Федерации ГХФУ, то прекращение его ввоза в объеме, например, его ежегодной квоты в 3 тыс. мт (330 т ОРС) будет эквивалентно сохранению российского производства ГХФУ-22 (ОРС = 0,055) в размере 6 тыс. мт, ГХФУ-21 (ОРС = 0,040) — 8,25 тыс. мт и ГХФУ-142b (ОРС = 0,065) — 5,1 тыс. мт. Фактическое среднее потребление ГХФУ-141b в 2007–2013 гг. в Российской Федерации составляло 2225,7 мт.

С учетом вышеизложенного прекращение импорта и потребления ГХФУ-141b в качестве вспенивателя в Российской Федерации после 1 января 2015 г. представляется неизбежным.

2. Сокращение нелегального ввоза ГХФУ на территорию Российской Федерации

К мерам, которые должны способствовать сокращению нелегального ввоза ГХФУ на территорию Российской Федерации, относятся следующие:

  • оснащение уполномоченных пунктов пропуска экспресс-анализаторами озоноразрушающих веществ (ОРВ);
  • ввоз фреонов всех типов через уполномоченные пункты пропуска;
  • запрет одноразовой тары для транспортировки и хранения фреонов.

К сожалению, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2012 г. № 687 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается прибытие на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ» автомобильный (Убылинка), железнодорожные (Ивангород, Себеж) и морские (Санкт-Петербург, Владивосток, Калининград, Новороссийск) пункты пропуска до настоящего времени так и не были оснащены экспресс-анализаторами ОРВ, что существенно осложняет работу инспекторского состава ФТС России по выявлению нелегально ввозимых ГХФУ. С другой стороны, отсутствие каких-либо ограничений на ввоз на территорию Российской Федерации фреонов, не являющихся озоноразрушающими (гидрофторуглеродов — ГФУ, углеводородов — УВ и гидрофторолефинов — ГФО), приводит к тому, что нелегальный ввоз ГХФУ может потенциально осуществляться через иные таможенные посты (а их всего около 600) с использованием озонобезопасных фреонов в качестве товаров прикрытия. В этой связи представляется целесообразным распространить действие вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации на ввоз фреонов всех типов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской от 24 марта 2014 г. № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» с 1 января 2015 г. обращение ОРВ допускается только в таре многократного использования, за исключением обращения ОРВ в таре объемом менее 3 л. для лабораторных и аналитических видов использования, определенных международными договорами Российской Федерации. Это безусловно верное решение является тем не менее половинчатым, т. к. основной поток нелегальных ГХФУ поступает на территорию Российской Федерации в одноразовых баллонах с маркировкой ГФУ.

3. Создание федеральных и отраслевых резервных запасов (банков) ГХФУ

Постановлением Правительства Российской от 24 марта 2014 г. № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» (п. 7) федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, потребляющие ОРВ, предписано обеспечить до 1 января 2015 г. создание резервных запасов этих веществ (в первую очередь — ГХФУ) для бесперебойного функционирования находящегося у них в эксплуатации холодильного и климатического оборудования (ГХФУ-22), а также для использования в качестве технологического агента в процессах очистки, обезжиривания и промывки (ГХФУ-141b — предприятия ракетно-космической промышленности, авиастроения, электронной промышленности и др.).

С учетом текущего уровня потребления ГХФУ в стране и объемов предстоящего в 2015 г. сокращения производства и потребления ГХФУ представляется целесообразным в максимальной степени использовать имеющуюся в 2014 г. потенциальную возможность (см. табл. 1) инициирования создания запасов (банков) ГХФУ-22 в структурах Минобороны России, Минздрава России, Роскосмоса, Росатома, Росрыболовства, ОАО «РЖД» и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов. Основная цель создания таких банков — обеспечение бесперебойной работы холодильного оборудования (в том числе — специального назначения) после 1 января 2020 г., когда будет установлен лимит потребления ГХФУ на уровне 0,5% от базового уровня. Следует иметь в виду, что в период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2019 г. объемы ГХФУ-22, которые могут быть направлены на эти цели, по имеющимся оценкам составят всего лишь около 0,7–1,0 тыс. мт в год, что с учетом потребностей экономики страны может оказаться совершенно недостаточно. Так, например, только Росрыболовство оценивает свои нужды в ГХФУ-22 для обеспечения рыбопромысловых и рыбоперерабатывающих мощностей в более чем 2 тыс. мт.

Ориентировочная структура резервных запасов (банков) ГХФУ в Российской Федерации может иметь следующий вид:

Таблица 5. Резервные запасы (банки) ГХФУ в Российской Федерации (в мт)

№ № п/п Вещество Ориентировочный объем создаваемых запасов
1. ГХФУ-21 200–300
2. ГХФУ-22 8000–10000
3. ГХФУ-141b 400–600
4. ГХФУ-142b 300–500
Итого:   8900–11400

4. Приоритетность сохранения производства ГХФУ-22 в 2015–2019 гг. на предприятиях, изготавливающих озонобезопасные фторполимеры

Производство ГХФУ-22 в бывшем СССР изначально создавалось с целью обеспечения сырьем производства фторполимеров на Кирово-Чепецком химическом комбинате им. Б. П. Константинова Минатомэнергопрома СССР (г. Кирово-Чепецк Кировской области) и Уральском производственном объединении «Галоген» Минхимпрома СССР (г. Пермь) в 1952 и 1966 гг., соответственно. В последующие годы этот фреон стал отгружаться в виде товарного продукта для удовлетворения потребностей холодильной промышленности (в основном — для производства торгового и промышленного холодильного оборудования). Имеющиеся на этих предприятиях мощности по производству ГХФУ-22 неоднократно модернизировались.

Производимые в настоящее время ООО «ГалоПолимер Кирово-Чепецк» и ОАО «ГалоПолимер Пермь» на основе ГХФУ-22 высокотехнологичные фторопласты, фторкаучуки специальных марок, фторопластовые суспензии, фторированные жидкости и смазки применяются в ракетно-космической и авиационной технике, атомной промышленности, радиоэлектронике и других отраслях. Значителен спрос на эту продукцию и за рубежом.

Производство товарного ГХФУ-22 на ВОАО «Химпром» (г. Волгоград) было создано в 2001 г. на основе технологического оборудования, применявшегося до 20 декабря 2000 г. для изготовления ХФУ-11 и ХФУ-12 (производство этих фреонов было создано в 1960 г. и было прекращено во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 1999 г. № 490 «Об усилении мер государственного регулирования производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации»).

Ниже представлены данные о производстве в Российской Федерации ГХФУ-22 с 2003 по 2013 гг. Следует отметить, что вклад ВОАО «Химпром» (г. Волгоград) в производство товарного фреона на протяжении этих лет был относительно невелик (например, в 2010 г. он составил 284,0 мт, в 2011 г. — 1549,1 мт, в 2012 г. — 1974,0 мт, а в 2013 г. — 2082,5 мт).

Таблица 6. Производство ГХФУ-22 в Российской Федерации в 2003–2013 гг. (в мт)

Производство ГХФУ-22 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Общее 20826,7 28118,2 20523,4 28998,3 31144,4 30707,5
Товарное 4514,2 3092,5 3347,1 3902,3 4486,7 4664,4
Производство ГХФУ-22 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Общее 18742,8 28382,2 32475,1 31533,8 21183,0
Товарное 5230,4 9780,9 8704,8 8245,1 6464,7

С учетом вышеизложенного представляется целесообразным с 01.01.2015 до 31.12.2019 сохранить изготовление товарного ГХФУ-22, а также ГХФУ-21 и ГХФУ-142b на предприятиях ООО «ГалоПолимер Кирово-Чепецк» и ОАО «ГалоПолимер Пермь», т. к. сырьевая составляющая производства ГХФУ-22, являющаяся чрезвычайно важной для сохранения потенциала Российской Федерации в высокотехнологичных областях экономики, на них фактически софинасируется за счет реализации товарных продуктов. Также такой подход позволит с 2020 г. в рамках международных обязательств Российской Федерации по Монреальскому протоколу использовать часть производимого предприятиями ОАО «ГалоПолимер» сырьевого ГХФУ-22 в качестве товарного продукта для удовлетворения критичных потребностей в этом фреоне. Объем ежегодного потребления ГХФУ-22 в период с 2020 по 2029 гг. может составить 363,27 мт (всего за 10 лет — 3632,72 мт).

С целью минимизации на ВОАО «Химпром» социально-экономических последствий прекращения производства ГХФУ-22 (2082,45 мт в 2013 г.) и ГХФУ-21 (215,33 мт в 2013 г.)2 Минприроды России и Минпромторг России потенциально могут инициировать через ЮНИДО подготовку соответствующего международного проекта по аналогии с Проектом Всемирного банка «Специальная инициатива по прекращению производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации», реализованного в 2000–2006 гг. во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. № 728 «О Соглашении между Российской Федерацией и МБРР о гранте для финансирования Проекта «Специальная инициатива по прекращению производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации».

5.Создание отечественного производства фреонов, безопасных для озонового слоя и климата Земли

Сохранение технологической безопасности ряда важнейших секторов российской экономики напрямую зависит от наличия собственного производства энергоэффективных и экологически безопасных фреонов. Предварительный анализ действующих и разрабатываемых международных соглашений в сфере охраны озонового слоя и предотвращения глобальных климатических изменений, а также имеющихся в стране научно-технологических и производственных заделов показывает потенциальную приемлемость решения этой задачи посредством запуска промышленного производства ГФУ-32 и смесевых хладагентов на его основе (R410A, R407C и др.).

Выводы и рекомендации по регулированию производства и потребления ГХФУ В 2014 г.:

  • установить объемы разрешенного производства товарных ГХФУ в следующих пределах: ГХФУ-21 — не более 250 мт, ГХФУ-142b — не более 300 мт, ГХФУ-22 — не более 13630 мт (при отсутствии экспорта) и не более 17941 мт (при условии осуществления экспорта в установленном объеме);
  • импорт ГХФУ-141b ограничить на уровне 2000 мт (распределение объемов этого фреона между заявителями осуществить по аналогии с действовавшим в 2013 г. порядком распределения допустимых для ввоза в Российскую Федерацию озоноразрушающих веществ), импорт других ГХФУ — запретить;
  • экспорт ГХФУ-22 (включая вывоз в страны — члены Таможенного союза) ограничить на уровне 4310,9 мт;
  • потребление ГХФУ не квотировать (т. к. установленные объемы разрешенного производства товарных ГХФУ существенно превышают сложившиеся объемы потребления этих веществ);
  • инициировать разработку и внедрение электронной системы учета потребления и обращения ОРВ в Российской Федерации (рекомендации по ее созданию были сформулированы на совещании Рабочей группы «ЮНИДО — представители бизнеса», состоявшемся 5 июня 2014 г.).

В 2015–2019 гг.:

  • установить объемы разрешенного производства на предприятиях ОАО «ГалоПолимер» товарных ГХФУ в следующих пределах: ГХФУ-21 — не более 150 мт (6 т ОРС), ГХФУ-142b — не более 250 мт (16,25 т ОРС), ГХФУ-22 — не более 6862,5 мт (377,44 т ОРС) при отсутствии экспорта и не более 6988,4 мт (384,36 т ОРС) при осуществлении экспорта в установленном объеме3;
  • импорт всех видов ГХФУ запретить;
  • экспорт ГХФУ-22 (включая вывоз в страны — члены Таможенного союза) ограничить на уровне 125,8 (6,92 т ОРС) мт;
  • установить квотирование (распределение между заявителями) потребления ГХФУ в Российской Федерации.

Реализация вышеперечисленных мер позволит Российской Федерации в полной мере выполнить обязательства по Монреальскому протоколу, внеся свой вклад в сохранение озонового слоя и климата Земли, минимизировав при этом социально-экономические последствия существенного сокращения (а в перспективе — прекращения) производства и потребления ГХФУ.

В. Н. Целиков, старший технический советник ЮНИДО

1—Без учета ГХФУ, которые будут произведены и использованы для синтеза озонобезопасных продуктов.
2— В представленных данных не учитывались производственные запасы, имевшиеся на предприятии по состоянию на 1 января 2012 г. и 31 декабря 2012 г.
3— Допускается перераспределение объемов производства в мт между отдельными видами ГХФУ в рамках выделенной общей квоты в т ОРС.