Вывод озоноразрушающих веществ и фторсодержащих газов в Российской Федерации
  • Арктический совет
  • Нефко
  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • МЦНТИ
Назад

Европейский опыт по выводу из обращения озоноразрушающих веществ

Наиболее прогрессивным со многих точек зрения следует признать опыт вывода из обращения озоноразрушающих веществ в странах Евросоюза. Принятие таких документов, как Регламент ЕС 1005/2009 «Вещества, разрушающие озоновый слой», Регламент Еврокомиссии 744/2010 «Поправки к Регламенту ЕС 1005/2009 о веществах, разрушающих озоновый слой, применительно к важным сферам применения фреонов», Решение Еврокомиссии 2010/372/EU «Об использовании контролируемых веществ в промышленном производстве» обеспечило Европе вывод ОРВ с десятилетним опережением графика, предусмотренного Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой.

Установление допустимого объема производства и потребления ОРВ.

Согласно статье 4 Регламента ЕС 1005/2009 в ЕС запрещено производство ОРВ. Статья 5 запрещает также поставку на рынок и использование ОРВ. Статья 6 запрещает поставку на рынок и использование продукции и оборудования, содержащих ОРВ или требующих ОРВ при производстве или использовании. Из требований этих статей есть ряд чётко обозначенных исключений (использование ОРВ в качестве сырья, для лабораторных исследований, особых сфер применения и т. п.).

В отношении ГХФУ статья 4 и некоторые положения статьи 5 Регламента ЕС 1005/2009 не действуют. Производство ГХФУ разрешается при выполнении определенных условий. Так, расчетный объем производства ГХФУ в период с 01.01.2010 по 31.12.2010, а также за каждый 12-месячный период до 31.12.2013, не превышает 35 % расчетного объема производства ГХФУ в 1997 году; расчетный объем производства ГХФУ в период с 01.01.2014 по 31.12.2014, а также за каждый 12-месячный период до 31.12.2016, не превышает 14 % расчетного объема производства ГХФУ в 1997 году; расчетный объем производства ГХФУ в период с 01.01.2017 по 31.12.2017, а также за каждый 12-месячный период до 31.12.2019, не превышает 7 % расчетного объема производства ГХФУ в 1997 г.

После 31.12.2019 производство ГХФУ прекращается.

С 01.01.2015 вступает в силу запрет на поставку на рынок регенерированных ГХФУ и их использование при ремонте уже произведенного оборудования, а также на использование вторичных ГХФУ при техническом обслуживании и ремонте уже произведенного оборудования.

С 01.01.2020 запрещена поставка ГХФУ на рынок для переупаковки и последующего экспорта.

Требования к обращению озоноразрушающих веществ, в т. ч. к многооборотной таре

П.2 Статьи 5 Регламента ЕС 1005/2009 запрещает поставку ОРВ на рынок в одноразовой таре, за исключением поставок для лабораторных и аналитических целей.

Кроме того, действуют следующие требования:

  • регулярные проверки на герметичность оборудования, содержащего ГХФУ в объеме более 3 кг;
  • ведение учета систем, содержащего ГХФУ в объеме более 3 кг;
  • сбор ГХФУ во время технического обслуживания и вывода из эксплуатации оборудования;
  • проведение проверок на герметичность и технических работ с участием квалифицированного персонала;
  • маркировка систем, заправленных вторичными хладагентами, содержащими ГХФУ.

Государственный учет обращения (производство, использование, импорт и экспорт, транспортировка, хранение, рекуперация, восстановление, рециркуляция (рециклирование) и уничтожение) озоноразрушающих веществ, в том числе форма отчетности, сроки ее представления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями

В странах ЕС действует электронная система лицензирования импорта и экспорта ОРВ. Для получения лицензии предприятия регистрируются в системе и отправляют заявку (в электронном виде), где указывают: регистрационные и контактные данные предприятия, описания импортируемых или экспортируемых веществ с указанием торгового наименования и кода вещества, источник его происхождения (первичное, собранное, вторичное или регенерированное), количество вещества в килограммах.

Если лицензия получается для импорта или экспорта продукции и оборудования, содержащих контролируемые вещества или при производстве или использовании которых необходимы контролируемые вещества, указываются: тип и класс продукции и оборудования, количество контролируемого вещества, страну назначения и происхождение вещества.

Если продукция и оборудование содержат гидрохлорфторуглероды или гидрохлорфторуглероды необходимы при производстве или использовании, для получения лицензии требуется разрешение Комиссии ЕС, предусмотренное положениями Статьи 17 Регламента ЕС 1005/2009.

Кроме этого указываются и иные сведения.

Действующая в ЕС система отчетности по обороту ОРВ предписывает странам-участницам Евросоюза предоставлять к 30 июня каждого года сведения об объемах легального оборота метилбромида и фреонов, а также о выявленных случаях незаконного оборота.

Кроме того, предприятия обязаны до 31 марта предоставить Комиссии отчет за предыдущий календарный год, с указанием объемов произведенных, импортированных, экспортированных и уничтоженных контролируемых веществ, а также их наличного запаса.

За образец ведения отчетности в сфере обращения ОРВ может быть взята действующая в ЕС систему отчетности по фторсодержащим газам.

Система отчетности построена на сборе и анализе данных, полученных от продавцов и производителей фторсодержащих газов, от монтажных организаций, а также от служб эксплуатации, использующих логбуки.

Производители/импортеры и экспортеры предоставляют информацию о том, сколько контролируемых веществ поступает на рынок. От монтажных и обслуживающих организаций поступают сведения об объемах потребления и утилизации фторсодержащих газов, включая данные об использовании (заправка новых устройств/обслуживание действующих). Сведения об объемах содержания фторсодержащих газов в оборудовании берутся из журналов учета (логбуков).

Принятие перечисленных мер в сочетании с обязательной сертификацией и лицензированием специалистов по проектированию, монтажу и обслуживанию оборудования, использующего ОРВ, не только обеспечило выполнение обязательств по выводу ОРВ из обращения с опережением предусмотренного Монреальским протоколом графика без ущерба для экономики. Оно позволило сократить утечки хладагентов с 30% до 10% (на новом оборудовании – до 3%). При этом прибыль компаний, работающих в сфере обслуживания и монтажа оборудования, возросла на 25%, рынок стал более легальным и стабильным.

Уважаемый посетитель! Сайт www.ozoneprogram.ru использует файлы cookie и похожие технологии, чтобы с помощью достоверной и персонализированной информации улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с предупреждением об использовании файлов cookie на сайте www.ozoneprogram.ru. Если вы не согласны с использованием файлов cookie, настройте браузер или откажитесь от посещения сайта.